СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса

                        «Сто тысяч почему?»

 

Цели и задачи:  - расширение кругозора учащихся; - повышение познавательной активности; - формирование умения отбирать, сопоставлять информацию, устанавливать причинно-следственные связи; - развитие логического мышления, внимания, памяти; - воспитание чувства коллективизма, ответственности;  - формирование коммуникативных навыков работы в группах. Подготовка участников к игре: Команды придумали название, выбрали капитана, приготовили эмблемы, приветствие, вопросы другой команде для конкурса «Верите ли вы?». 

 2 команды знатоков, которые принимают участие  игре. В каждой команде по 12 человек. Ведущий игры - учитель.

 

Начало (дети показывают мини-сценку)

Рукиша: Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас  необычный  урок, вы  знаете какой  праздникотмечают 8 февраля ? День науки!

Ислам: А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!

Рукиша:А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже.

Аиша: Вот я бы хотела быть настоящим учёным.

 Ислам: У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук – как профессор кислых щей в «Денискиных рассказах».

Ислам: Скажешь тоже! Учёные бывают разными – вспомни учёного в разных носках и с оторванной пуговицей из рассказа кота Матроскина. И есть много женщин учёных. Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком.

Руслан: Всё правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний урок!

Оля-Здравствуйте! Сегодня  у нас необычный урок, он посвящен «Дню науки»  и называется «Сто тысяч почему»Слайд

Урок будет проходить в виде конкурса междудва классами, за правильные ответы каждая команда будет получать жетоны. Победит та команда, которая наберет  больше всего жетонов.

 

Нурият: Какова цель нашего урока?

 

Цели: Ответы детей   Слад

 

НуриятПравила работы в группе  Слайд

 

Представление команд.

Команда «Почемучки». О.В. Девиз команды: Очень дружно мы живём,  Всем вопросы задаём:  Что? Откуда? Почему? Только в школе я пойму. Команда «Знайки». О.В. Девиз команды: Надо очень много знать, Чтоб пятёрки получать. Будем книжки мы читать, Будем всё на свете знать! 

Что такое наука?

Ответ   от команды «Почемучки»

Ясир

Наука – это организованное и последовательное исследование, включающее в себя наблюдение, сбор научных фактов, эксперименты, проверку результатов и объяснение природных и созданных человеком явлений. Это область, которая дает нам возможность лучше понять окружающий мир и создавать хорошие вещи во благо человеку и всем живым существам.

 Ответ от команды «Знайки»

Магомед

Человек полетел в космос, научился с помощью новейших технологий побеждать серьёзные болезни, изобрёл умные машины. Ракеты, автомобили, спутники, комбайны, телевизоры, пылесосы, мультиварки, телефоны: радио, сотовые, спутниковые – чего только не придумано человеком.

( СЛАЙД после ответов детей)

Может кто-то из вас будет изучать ту или иную науку. Сразу быть ученным невозможно,для этого нам нужны знания.

 Дети получают жетоны

Человек всегда задавался вопросом ?

КАКОВ РАЗМЕР ВСЕЛЕННОЙ? слайд

Слово 1 команде

Арип

Для человека просто невозможно представить действительные размеры Вселенной. Мы не только не знаем, насколько она велика, но нам даже трудно вообразить, насколько она может простираться. Если мы начнем удаляться от Земли, мы поймем, почему это так. Земля — это маленькая частичка Солнечной системы. В Солнечную систему входят Солнце, планеты, которые вращаются вокруг Солнца, астероиды, представляющие собой маленькие планеты, и метеоры.

Вся наша Солнечная система, в свою очередь, является небольшой частью большой звездной системы, называемой «галактика».

Дополняет 2 команда

Гусейнов Гасан

Галактика состоит из миллионов и миллионов звезд, многие из которых значительно больше нашего Солнца и имеют свои солнечные системы.Но наша галактика в свою очередь является малой частью другой, более крупной системы. Вне Млечного Пути, вероятно, есть еще миллионы галактик. Но, возможно, все они вместе образуют еще более значительную систему.

Вот почему нам трудно представить размеры Вселенной. Кстати, ученые полагают, что Вселенная расширяется. Это означает, что расстояние между двумя галактиками за несколько миллиардов лет увеличивается в два раза.

Нурият

Загадки командам

В небо часто он глядит:

В этом деле эрудит!

Ночью он не занят сном-

Тот учёный...(астроном).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в ….(телескоп)

 Кто изобрел телескоп?

(кто первым поднял флажок тот и отвечает)

Ислам

Астрономам понадобились многие годы исследований и мощная техника ,чтобы изучить небо,разгадать загадки звезд и открыть строение Вселенной Но работа эта не закончена!

Залина

В будущем Вселенная будет расти, а ее элементы расходиться все дальше друг от друга. В конце концов она остынет и опустеет.

Жетоны командам

Задание для команд №1

Ребята должны расположить  планеты  вокруг Солнца и подписать их.

 

рассказать про планеты солнечной системы какой-то интересныйфакТ

Получают жетоны

Леман

Меркурий – самая близкая к солнцу планета – назван Меркурий в честь римского бога, покровителя путешественников и торговцев – вращается вокруг своей оси медленно (58.5 суток занимает один оборот), а вокруг солнца быстро – за 88 дней.

Венера – близка по строению к Земле – у неё даже есть атмосфера – из-за близости к Земле воспринимается нами как яркое светило – её можно видеть невооружённым глазом по утрам – названа в честь богини любви и красоты

Разминка «Эрудит» Слайд

Все вопросы на слайдах

Капитан команды поднимает карточку, если команда готова ответить. Дети набирают жетоны.

  1. Что такое оазис ?
  • Мираж в пустыне
  • Фруктовый напиток
  • Место выхода на поверхность подземных вод в пустыне

 

  1. Сколько весит язык ?
  • 2 г
  • 50 г
  • 100 г

 

3.Почему плавают кусочки льда в стакане ?

  • Потому что они тяжелее воды
  • Потому что они легче воды
  • Потому что они полые

 

4.Сколько подвигов совершил  Геракл ?

  • 10
  • 12
  • 20

5.Как называют мозг компьютера ?

  • Центральный блок
  • Микропроцессор
  • Жёсткий диск  

 

6.Что такое кинология ?

  • Наука о кино
  • Наука о грибах
  • Наука о собаках 

7. Что такое экслибрис ?

  • Горный цветок
  • Книжный знак
  • Лекарственный препарат

8.Что такое вернисаж ?

  • Верхняя часть здания
  • Центральная улица Парижа
  • Выставка  картин

9.Что такое палитра ?

  • Обойный клей
  • Доска для смешивания красок
  • Мера объёма

 

10. Как называется художник,изображающий  животных ?

  • Маринист
  • Баталист
  • Анималист

11. Какой лимит времени предусмотрен в шахматах ?

  • Период
  • Тайм-аут
  • Цейтнот

12. Какая страна считается родиной Олимпийских игр ?

  • Греция
  • Австралия
  • Франция

13. К  какому виду спорта относится термин ‘’ двойной тулуп ‘’?

  • Хоккей
  • Конный спорт
  • Фигурное катание

Засели материки животными (Каждой команде свой материк)

Конкурс «Верите ли вы?». Слайд

Ведущий:  Команды по очереди задают вопрос «Верите ли вы?» друг другу, сообщая что-то удивительное. Другая команда, посовещавшись, дает ответ. Команда, которая задавала вопрос, сообщает правильный ответ, сопровождает его картинкой или фотографией

1 команда 1) Верите ли вы,…что существуют луговые собачки? Правильный ответ: да. Это американские грызуны из семейства беличьих. Обитают они в Северной Америке. Громким лаем они предупреждают друг друга об опасности.

2 команда 2) Верите ли вы,…что у улитки нет зубов? Правильный ответ: нет. Язык улитки похож на терку, покрытую многочисленными зубчиками. Всего их около 30 000!

1 команда1) Верите ли вы,   … что на северном полюсе ( в Арктике) холоднее, чем на южном (Антарктиде)?

Правильный ответ: нет. Самая низкая температура, на нашей планете, была зарегистрирована на станции Восток близ Южного Геомагнитного Полюса и составила -86,9°С. Средняя температура южного материка составляет -49°С, что является самым холодным климатом на Земле. В Арктике же средняя зимняя температура приближается лишь к -34°С, а летом там еще теплее.А все потому, что Арктика - это лишь замерзший покров океана, а Антарктида - огромный материк. Антарктика столь холодна, что снег в некоторых частях континента не тает никогда. На этом континенте находится почти 90% мировых запасов льда, содержащего примерно ¾ пресной воды нашей планеты.

4) Верите ли вы,…что протухшее яйцо всплывает в воде?

Правильный ответ: да

Есть такой народный способ проверить, свежее яйцо или протухшее: опустить его в воду.свежее яйцо утонет, протухшее - всплывает. Почему испорченное яйцо всплывает?

Под скорлупой яйца находится двухслойная подскорлупная оболочка. Она пропускает влагу и воздух, но не пропускает белок. В тупом конце яйца эта оболочка расслаивается, и образуется воздушная камера (пуга). Воздушная камера яйца играет большую роль, обеспечивая газообмен эмбриона.Чем старше яйцо, тем больше в нем воздушная камера.Яичная скорлупа свободно пропускает не только воздух. Через нее в яйцо попадают и микробы, в том числе и гнилостные. До того, как яйцо снесено, оно является стерильным продуктом. Но уже через несколько секунд после снесения, его содержимое поражается микроорганизмами окружающей среды. При развитии гнилостных процессов в яйце происходит выделение газов и неприятного запаха. Тухлый запах яиц - это запах газа сероводорода, который образуется при разложении яичного белка.

Воздух и газы, которые скапливаются в старом яйце, легче воды. Поэтому, будучи опущено в воду, такое яйцо всплывает

Ведущий:  В каждой команде есть человек, которому знатоки доверяют больше всех. Это капитаны команд. Начинаем конкурс капитанов «Бегущие минутки». 

Конкурс капитанов. «Бегущие минутки».

Капитан команды должен за 1 минуту дать как можно больше правильных ответов на вопросы. Вопросы капитану 1 команды. 1. Как называется сын овцы? (Ягненок.) 2. Какой город называют северной столицей нашего государства? (Санкт- Петербург) 3. «45-ого размера покупал он сапоги». Кто это? (Дядя Степа.) 4. Каким фруктом отравили царевну? (Яблоком.) 5. Фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые. (Квадрат.) 6. Какая каша дольше варится - манная или рисовая? (Рисовая.) 7. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце.) 8. Без рук, без ног, а из кастрюли вылезает. (Тесто.) 9. Продолжи фразу: «Сивка-Бурка, вещий Каурка,…(Встань передо мной как лес перед травой».) 10. Как называется результат действия деления? (Частное.) 11. Одна сторона листа бумаги. (Страница.) 12. Продолжи: «7 раз отмерь,…». («…один раз отрежь».) 13. Какая птица самая маленькая на Земле? (Колибри.) 14. Первый в мире космонавт. (Гагарин.) 15. И птица, и фрукт. (Киви.) Вопросы капитану 2 команды. 1. Как называется домик бобра? (Хатка.) 2. Подземная железная дорога. (Метро.) 3. Первая столица Руси. (Киев.) 4. Умывальников начальник и мочалок командир. (Мойдодыр.) 5. Отец деревянного мальчика. (Буратино.) 6. Фигура, у которой 5 сторон и 5 углов. (Пятиугольник.) 7. В какую воду кладут макароны при варке - в холодную или в кипящую? (В кипящую.) 8. Какую планету называют красной? (Марс.) 9. В огне не горит и в воде не тонет.(Лёд.) 10. Продолжи фразу: «Лети, лети, лепесток…» («…через запад на восток».) 11. Как называется то число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.) 12. Как называется блюдо из протертых овощей или фруктов? (Пюре.) 13. Продолжи: «Поспешишь-…» («…людей насмешишь») 14. Первая женщина-космонавт. (Терешкова.) 15. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

 

Конкурс « Почемучки» (Все вопросы на слайдах)

 

На экране вопросы – каждая команда выбирает на какой вопрос она даст ответ

 

Почему вода тушит огонь?

Если опустить свечу в воду, она погаснет. А почему? Потому, что для горения свечи нужен воздух, а не вода. Потому-то вода и тушит огонь: она не дает воздуху подойти к горящему предмету. Можно и другим способом потушить огонь: накрыть его одеялом или засыпать песком. Одеяло или песок не дадут воздуху подходить к огню, огонь и погаснет.

Почему у жареной картошки есть корка, а у вареной нет?

Когда картошку жарят, ее нагревают очень сильно, гораздо сильнее, чем при варке. От сильного жара крахмал на поверхности картошки превращается в декстрин — в клей, который и склеивает отдельные крахмальные зерна в румяную корочку. Клеем из декстрина вам, вероятно, не раз приходилось пользоваться, хоть вы и не знали, из чего он сделан. Таким клеем приклеивают, между прочим, этикетки к аптечным склянкам.

 

Откуда у хлеба корка?

В муке — не картофельной, а обыкновенной — тоже есть крахмал. Поэтому, когда хлеб пекут, на нем тоже образуется корочка. Но правда ли, что в муке есть крахмал? Может быть, я вас обманываю и никакого крахмала там нет? Лучше всего будет, если вы меня проверите. Заверните комочек теста в тряпочку, как в мешочек, и промойте тесто, все время выжимая, в чашке с водой. Вода станет белой, как молоко. Дайте ей отстояться, ивы увидите, что на дно осел такой же точно осадок, какой у нас получался из картошки. Значит, я вам правду сказал: в муке крахмал есть.

 

Отчего молоко скисает?

Постояв день или два, молоко скисает. Но можно его заставить скиснуть и превратиться в творог не в два дня, а в две секунды. Для этого надо прибавить к молоку немного уксуса. Творог сразу выделится. Творог — это казеин, молочный белок. Он в молоке растворен, как сахар в воде. Но стоит прибавить к молоку кислоты, чтобы казеин выделился, захватив с собой и жир. Но ведь в молоко никто кислоты не льет. Почему же оно все-таки скисает? Виноваты в этом крошечные грибки вроде дрожжей, которые всегда носятся в воздухе. Попав в молоко, они принимаются за работу — превращают молочный сахар в молочную кислоту. А от кислоты молоко и створаживается. Чтобы молоко не скисало, надо его кипятить. От кипячения грибки погибают. Бывает, что молоко створаживается во время кипячения. Это оттого, что в нем грибки успели уже поработать и наготовить кислоты.

 

Откуда в сыре дырочки?

Если творог подержать подольше в погребе, работа грибков будет продолжаться, и в конце концов творог превратится в сыр. Дырочки в сыре, как и дырочки в хлебе, сделаны углекислым газом. А откуда тут углекислый газ? Его вырабатывают грибки.

Почему стрелки часов идут слева направо?

Эта традиция берёт начало ещё со времён Древнего Египта. Примерно пять тысяч лет назад там изобрели солнечные часы. Поскольку Солнце на небосводе обращается с востока на запад, то тень от штырька в центре циферблата передвигается по кругу именно так — слева направо. Когда в Средние века появились механические часы — сначала башенные, — мастера сохранили «солнечный принцип». У первых башенных курантов была лишь одна часовая стрелка, которая тоже двигалась слева направо. Так с тех пор и повелось на всех часах

Почему ящерица не дорожит своим хвостом?

Врагов у ящерицы очень много, но защитить ее могут только проворные ноги и хвост, с которым она расстается без сожаления. Да-да, ящерице хвост необходим, чтобы в минуты опасности, когда враг схватит ее за хвост, избавиться от него. Ничего, хвост через некоторое время отрастет, а вот враг останется несолоно хлебавши!

Сбросить хвост для ящерицы не так-то просто. Поэтому перед этим она оценивает, насколько велика угроза для ее жизни. Процесс отбрасывания хвоста полностью регулируется мозгом, а не является рефлексом.

Зачем нужно летать в космос?

Как известно, на космические изыскания тратятся огромные средства. Для чего? Ведь полеты в космос связаны с большими затратами, трудностями и опасностями. Но они необходимы, так как благодаря им человечество делает многие важные научные и практические открытия. К примеру, плотная и непрозрачная атмосфера нашей планеты не позволяет ученым отчетливо рассмотреть звезды с Земли. Вот и мечтают они построить обсерватории в космосе, где нет воздуха и ничто не мешает изучать звезды без помех. Пока таких обсерваторий нет, звезды изучают космонавты во время полетов, следят за состоянием Солнца.

А еще над Землей летают спутники. Много пользы они приносят человеку. Например, летает над телестанцией спутник связи. Начинается передача, и телестанция передает «картинку» спутнику, а тот, словно в эстафете, передает ее другому спутнику, который летит уже над другим местом земного шара. Второй спутник транслирует изображение третьему, который возвращает «картинку» снова на Землю, на телевизионную станцию, находящуюся за тысячи километров от первой. Таким образом, телепередачи могут смотреть одновременно жители Москвы и Нью-Йорка.

Спутники также следят за погодой. Летит такой спутник высоко, все бури, штормы, грозы, все атмосферные возмущения замечает и передает на Землю. А на Земле синоптики сведения обрабатывают и знают, какая погода ожидается завтра или послезавтра.

Есть также спутники-разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, иных полезных ископаемых.

Сколько звезд на небе?

Астрономы честно признаются: пересчитать хотя бы те звёзды, что видны в ночном небе, невооружённым глазом невозможно даже с помощью компьютеров. Однако для наглядности учёные приводят сравнение. Оказывается, если взять столько же песчинок, сколько на небе видимых звёзд, то можно будет... засыпать четверть Европы слоем песка толщиной в один метр!

Может ли космонавт находиться в космосе без скафандра?

Зачем космонавту скафандр? Ведь находясь в космическом корабле, он защищен его стенами, а входные люки герметически закрыты. И тем не менее перед полетом в космос надежность скафандра тщательно проверяется. В космосе может произойти много неожиданного: вдруг разгерметизируется корабль или в него попадет метеорит — весь воздух мгновенно улетучится, и космонавту станет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Кроме того, он обогревается изнутри, и в нем космонавту никакой холод не страшен. А уж если космонавт выполняет работу вне космического корабля, то тут скафандр просто необходим. Ведь в открытом космосе может быть очень жарко или очень холодно. А если, осматривая корабль или проводя наружные наблюдения, космонавт слишком удалится от станции, то с помощью скафандра, в котором предусмотрена радиосвязь, он сможет связаться с товарищами, оставшимися на борту космической станции или на Земле.

 

Почему шариковая ручка так называется?

 

Когда мы ведём ручкой по бумаге, сила трения между шариком и бумагой заставляет шарик вращаться. При этом шарик равномерно смазывается чернилами из стержня и затем переносит их на бумагу - так ручка пишет

 

Почему стаи птиц при дальних перелетах выстраиваются в косяк?

Построение клином имеет важное практическое значение: оно облегчает полет всем членам стаи!

Как правило, впереди косяка летит наиболее сильная птица - вожак. Воздух обтекает ее тело с наименьшим сопротивлением. В похожую форму выстраивается вся стая. Птицы инстинктивно придерживаются острого угла и легко продвигаются вперед, угадывая минимум сопротивления и чувствуя, находится ли каждая из них в правильном положении относительно вожака.

Кроме того, такое расположение птиц объясняется еще одной важной причиной. Взмахи крыльев первой птицы создают воздушную волну - восходящий поток воздуха. Он облегчает движение крыльев птицам, летящим следом. Это, как правило, более слабые птицы. Вся стая оказывается связанной между собой воздушной волной, и взмах крыльев происходит в резонанс с ней. Рисунок этой волны можно получить, соединив воображаемой линией концы крыльев в определенный момент времени.

Правильным клином птичья стая летит, если нет ветра. Если же имеется ощутимый боковой ветер, то птицы пристраиваются к вожаку с той стороны, где восходящие воздушные потоки от махов его крыльев максимальны. В этом случае фигура стаи представляет собой косяк.

Так птицы используют законы физики, чтобы совершать перелеты, экономя свои силы, и помогать более слабым сородичам.

Конкурс «Школьная лаборатория»

Юный ученый

Сравните поваренную соль и сахар, заполните таблицу

Вопросы для сравнения

 

Соль

 

Сахар

В каком состоянии находится вещество при комнатной температуре ?

 

 

 

Какой вкус у вещества

 

 

 

Растворимо ли вещество в воде

 

 

 

 

На основании сведений из таблицы сделай вывод о том, какие свойства веществ сходны,а какие различны ? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сравните воду  и подсолнечное масло ,  заполните таблицу

Вопросы для сравнения

 

Вода

Подсолнечное масло

Сохраняет ли жидкость объём при переливании в другой сосуд?

 

 

Имеет ли жидкость вкус ?

 

 

Какого цвета жидкость ?

 

 

 

На основании сведений из таблицы сделай вывод о том, какие свойства воды и подсолнечного масла схожи ,а какие различны ?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Финальная игра «Вспомните и продолжите пословицу».

Золото добывают из земли,.. (а знания – из книги).  Мир освещается солнцем,.. (а человек — знанием). Не стыдно не знать,.. (стыдно не учиться). Не на пользу книги читать,.. (когда только вершки с них хватать). Кто грамоте горазд,.. (тому не пропасть). Сначала аз да буки,.. (а потом и все науки).

 

Игра со зрителями.

Вопросы для зрителей проверяют не только знания болельщиков, но и их смекалку. 1. Сколько дней в високосном году? (366) 2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)  3. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)  4. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.) 5. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры.) 6. Какое топливо добывают на болоте? (Торф.)  7. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив.)  8. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал.) 9. На каком материке нет рек? (В Антарктиде.)  10. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный.)  11. Кто появляется весной раньше — летучие мыши или насекомые? (Насекомые.)  12. Как называется наука о животных? (Зоология.)  13. Горело 7 свечей, 3 свечи погасло. Сколько свечей осталось? (3 свечи, остальные сгорели.) 14. Какой океан самый большой? (Тихий.)  15. Самое крупное наземное животное. (Слон.)  16. Что идет, не двигаясь с места? (Время.) 17. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?(Одинаково.) 18. Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на две ноги? (2 кг.) 19. Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени надо, чтобы сварить 5 яиц? (10 минут.) 20. Каким словом называется и фрукт, и часть глаза? (Яблоко.) Подведение итогов. Подсчет баллов, полученных командами.  Вопрос

Верите или вы

 

Подведение итогов

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»


Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса

«Сто тысяч почему?»


Цели и задачи: 
- расширение кругозора учащихся;
- повышение познавательной активности;
- формирование умения отбирать, сопоставлять информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- воспитание чувства коллективизма, ответственности; 
- формирование коммуникативных навыков работы в группах.
Подготовка участников к игре:
Команды придумали название, выбрали капитана, приготовили эмблемы, приветствие, вопросы другой команде для конкурса «Верите ли вы?». 


2 команды знатоков, которые принимают участие игре. В каждой команде по 12 человек. Ведущий игры - учитель.


Начало (дети показывают мини-сценку)

Рукиша: Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас необычный урок, вы знаете какой праздник отмечают 8 февраля ? День науки!

Ислам : А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!

Рукиша: А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже.

Аиша : Вот я бы хотела быть настоящим учёным.

Ислам: У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук – как профессор кислых щей в «Денискиных рассказах».

Ислам: Скажешь тоже! Учёные бывают разными – вспомни учёного в разных носках и с оторванной пуговицей из рассказа кота Матроскина. И есть много женщин учёных. Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком.

Руслан: Всё правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний урок!

Оля -Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, он посвящен «Дню науки» и называется «Сто тысяч почему» Слайд

Урок будет проходить в виде конкурса между два классами, за правильные ответы каждая команда будет получать жетоны. Победит та команда, которая наберет больше всего жетонов.


Нурият: Какова цель нашего урока?


Цели: Ответы детей Слад


Нурият Правила работы в группе Слайд


Представление команд.

Команда «Почемучки». О.В.
Девиз команды:

Очень дружно мы живём, 
Всем вопросы задаём: 
Что? Откуда? Почему?
Только в школе я пойму.

Команда «Знайки». О.В.
Девиз команды:

Надо очень много знать,
Чтоб пятёрки получать.
Будем книжки мы читать,
Будем всё на свете знать! 

Что такое наука?

Ответ от команды «Почемучки»

Ясир

Наука – это организованное и последовательное исследование, включающее в себя наблюдение, сбор научных фактов, эксперименты, проверку результатов и объяснение природных и созданных человеком явлений. Это область, которая дает нам возможность лучше понять окружающий мир и создавать хорошие вещи во благо человеку и всем живым существам.

Ответ от команды «Знайки»

Магомед

Человек полетел в космос, научился с помощью новейших технологий побеждать серьёзные болезни, изобрёл умные машины. Ракеты, автомобили, спутники, комбайны, телевизоры, пылесосы, мультиварки, телефоны: радио, сотовые, спутниковые – чего только не придумано человеком.

( СЛАЙД после ответов детей)

Может кто-то из вас будет изучать ту или иную науку. Сразу быть ученным невозможно,для этого нам нужны знания.

Дети получают жетоны

Человек всегда задавался вопросом ?

КАКОВ РАЗМЕР ВСЕЛЕННОЙ? слайд

Слово 1 команде

Арип

Для человека просто невозможно представить действительные размеры Вселенной. Мы не только не знаем, насколько она велика, но нам даже трудно вообразить, насколько она может простираться. Если мы начнем удаляться от Земли, мы поймем, почему это так. Земля — это маленькая частичка Солнечной системы. В Солнечную систему входят Солнце, планеты, которые вращаются вокруг Солнца, астероиды, представляющие собой маленькие планеты, и метеоры.

Вся наша Солнечная система, в свою очередь, является небольшой частью большой звездной системы, называемой «галактика».

Дополняет 2 команда

Гусейнов Гасан

Галактика состоит из миллионов и миллионов звезд, многие из которых значительно больше нашего Солнца и имеют свои солнечные системы. Но наша галактика в свою очередь является малой частью другой, более крупной системы. Вне Млечного Пути, вероятно, есть еще миллионы галактик. Но, возможно, все они вместе образуют еще более значительную систему.

Вот почему нам трудно представить размеры Вселенной. Кстати, ученые полагают, что Вселенная расширяется. Это означает, что расстояние между двумя галактиками за несколько миллиардов лет увеличивается в два раза.

Нурият

Загадки командам


В небо часто он глядит:

В этом деле эрудит!

Ночью он не занят сном-

Тот учёный...(астроном).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в ….(телескоп)

  Кто изобрел телескоп?

(кто первым поднял флажок тот и отвечает)

Ислам

Астрономам понадобились многие годы исследований и мощная техника ,чтобы изучить небо, разгадать загадки звезд и открыть строение Вселенной Но работа эта не закончена!

Залина

В будущем Вселенная будет расти, а ее элементы расходиться все дальше друг от друга. В конце концов она остынет и опустеет.

Жетоны командам

Задание для команд №1

Ребята должны расположить планеты вокруг Солнца и подписать их.


рассказать про планеты солнечной системы какой-то интересный факТ

Получают жетоны

Леман

Меркурий
– самая близкая к солнцу планета
– назван Меркурий в честь римского бога, покровителя путешественников и торговцев
– вращается вокруг своей оси медленно (58.5 суток занимает один оборот), а вокруг солнца быстро – за 88 дней.

Венера
– близка по строению к Земле – у неё даже есть атмосфера
– из-за близости к Земле воспринимается нами как яркое светило – её можно видеть невооружённым глазом по утрам
– названа в честь богини любви и красоты

Разминка «Эрудит» Слайд

Все вопросы на слайдах

Капитан команды поднимает карточку, если команда готова ответить. Дети набирают жетоны.

  1. Что такое оазис ?

  • Мираж в пустыне

  • Фруктовый напиток

  • Место выхода на поверхность подземных вод в пустыне



  1. Сколько весит язык ?

  • 2 г

  • 50 г

  • 100 г

3.Почему плавают кусочки льда в стакане ?

  • Потому что они тяжелее воды

  • Потому что они легче воды

  • Потому что они полые



4.Сколько подвигов совершил Геракл ?

  • 10

  • 12

  • 20

5.Как называют мозг компьютера ?

  • Центральный блок

  • Микропроцессор

  • Жёсткий диск



6.Что такое кинология ?

  • Наука о кино

  • Наука о грибах

  • Наука о собаках

7. Что такое экслибрис ?

  • Горный цветок

  • Книжный знак

  • Лекарственный препарат

8.Что такое вернисаж ?

  • Верхняя часть здания

  • Центральная улица Парижа

  • Выставка картин

9.Что такое палитра ?

  • Обойный клей

  • Доска для смешивания красок

  • Мера объёма



10. Как называется художник ,изображающий животных ?

  • Маринист

  • Баталист

  • Анималист

11. Какой лимит времени предусмотрен в шахматах ?

  • Период

  • Тайм-аут

  • Цейтнот

12. Какая страна считается родиной Олимпийских игр ?

  • Греция

  • Австралия

  • Франция

13. К какому виду спорта относится термин ‘’ двойной тулуп ‘’?

  • Хоккей

  • Конный спорт

  • Фигурное катание

Засели материки животными (Каждой команде свой материк)

Конкурс «Верите ли вы?». Слайд

Ведущий: 
Команды по очереди задают вопрос «Верите ли вы?» друг другу, сообщая что-то удивительное. Другая команда, посовещавшись, дает ответ. Команда, которая задавала вопрос, сообщает правильный ответ, сопровождает его картинкой или фотографией

1 команда 1) Верите ли вы,…что существуют луговые собачки?

Правильный ответ: да. Это американские грызуны из семейства беличьих. Обитают они в Северной Америке. Громким лаем они предупреждают друг друга об опасности.


2 команда 2) Верите ли вы,…что у улитки нет зубов?

Правильный ответ: нет. Язык улитки похож на терку, покрытую многочисленными зубчиками. Всего их около 30 000!

1 команда 1) Верите ли вы, … что на северном полюсе ( в Арктике) холоднее, чем на южном (Антарктиде)?

Правильный ответ: нет. Самая низкая температура, на нашей планете, была зарегистрирована на станции Восток близ Южного Геомагнитного Полюса и составила -86,9°С. Средняя температура южного материка составляет -49°С, что является самым холодным климатом на Земле. В Арктике же средняя зимняя температура приближается лишь к -34°С, а летом там еще теплее.А все потому, что Арктика - это лишь замерзший покров океана, а Антарктида - огромный материк. Антарктика столь холодна, что снег в некоторых частях континента не тает никогда. На этом континенте находится почти 90% мировых запасов льда, содержащего примерно ¾ пресной воды нашей планеты.

4) Верите ли вы,…что протухшее яйцо всплывает в воде?

Правильный ответ: да

Есть такой народный способ проверить, свежее яйцо или протухшее: опустить его в воду. свежее яйцо утонет, протухшее - всплывает. Почему испорченное яйцо всплывает?

Под скорлупой яйца находится двухслойная подскорлупная оболочка. Она пропускает влагу и воздух, но не пропускает белок. В тупом конце яйца эта оболочка расслаивается, и образуется воздушная камера (пуга). Воздушная камера яйца играет большую роль, обеспечивая газообмен эмбриона.Чем старше яйцо, тем больше в нем воздушная камера.Яичная скорлупа свободно пропускает не только воздух. Через нее в яйцо попадают и микробы, в том числе и гнилостные. До того, как яйцо снесено, оно является стерильным продуктом. Но уже через несколько секунд после снесения, его содержимое поражается микроорганизмами окружающей среды. При развитии гнилостных процессов в яйце происходит выделение газов и неприятного запаха. Тухлый запах яиц - это запах газа сероводорода, который образуется при разложении яичного белка.

Воздух и газы, которые скапливаются в старом яйце, легче воды. Поэтому, будучи опущено в воду, такое яйцо всплывает


Ведущий: 
В каждой команде есть человек, которому знатоки доверяют больше всех. Это капитаны команд. Начинаем конкурс капитанов «Бегущие минутки». 

Конкурс капитанов. «Бегущие минутки».

Капитан команды должен за 1 минуту дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Вопросы капитану 1 команды.
1. Как называется сын овцы? (Ягненок.)
2. Какой город называют северной столицей нашего государства? (Санкт- Петербург)
3. «45-ого размера покупал он сапоги». Кто это? (Дядя Степа.)
4. Каким фруктом отравили царевну? (Яблоком.)
5. Фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые. (Квадрат.)
6. Какая каша дольше варится - манная или рисовая? (Рисовая.)
7. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце.)
8. Без рук, без ног, а из кастрюли вылезает. (Тесто.)
9. Продолжи фразу: «Сивка-Бурка, вещий Каурка,…(Встань передо мной как лес перед травой».)
10. Как называется результат действия деления? (Частное.)
11. Одна сторона листа бумаги. (Страница.)
12. Продолжи: «7 раз отмерь,…». («…один раз отрежь».)
13. Какая птица самая маленькая на Земле? (Колибри.)
14. Первый в мире космонавт. (Гагарин.)
15. И птица, и фрукт. (Киви.)

Вопросы капитану 2 команды.
1. Как называется домик бобра? (Хатка.)
2. Подземная железная дорога. (Метро.)
3. Первая столица Руси. (Киев.)
4. Умывальников начальник и мочалок командир. (Мойдодыр.)
5. Отец деревянного мальчика. (Буратино.)
6. Фигура, у которой 5 сторон и 5 углов. (Пятиугольник.)
7. В какую воду кладут макароны при варке - в холодную или в кипящую? (В кипящую.)
8. Какую планету называют красной? (Марс.)
9. В огне не горит и в воде не тонет.(Лёд.)
10. Продолжи фразу: «Лети, лети, лепесток…» («…через запад на восток».)
11. Как называется то число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.)
12. Как называется блюдо из протертых овощей или фруктов? (Пюре.)
13. Продолжи: «Поспешишь-…» («…людей насмешишь»)
14. Первая женщина-космонавт. (Терешкова.)
15. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)


Конкурс « Почемучки» (Все вопросы на слайдах)


На экране вопросы – каждая команда выбирает на какой вопрос она даст ответ


Почему вода тушит огонь?

Если опустить свечу в воду, она погаснет. А почему?
Потому, что для горения свечи нужен воздух, а не вода. Потому-то вода и тушит огонь: она не дает воздуху подойти к горящему предмету.
Можно и другим способом потушить огонь: накрыть его одеялом или засыпать песком. Одеяло или песок не дадут воздуху подходить к огню, огонь и погаснет.

Почему у жареной картошки есть корка, а у вареной нет?

Когда картошку жарят, ее нагревают очень сильно, гораздо сильнее, чем при варке. От сильного жара крахмал на поверхности картошки превращается в декстрин — в клей, который и склеивает отдельные крахмальные зерна в румяную корочку.
Клеем из декстрина вам, вероятно, не раз приходилось пользоваться, хоть вы и не знали, из чего он сделан. Таким клеем приклеивают, между прочим, этикетки к аптечным склянкам.


Откуда у хлеба корка?

В муке — не картофельной, а обыкновенной — тоже есть крахмал. Поэтому, когда хлеб пекут, на нем тоже образуется корочка.
Но правда ли, что в муке есть крахмал? Может быть, я вас обманываю и никакого крахмала там нет? Лучше всего будет, если вы меня проверите.
Заверните комочек теста в тряпочку, как в мешочек, и промойте тесто, все время выжимая, в чашке с водой.
Вода станет белой, как молоко. Дайте ей отстояться, ивы увидите, что на дно осел такой же точно осадок, какой у нас получался из картошки.
Значит, я вам правду сказал: в муке крахмал есть.


Отчего молоко скисает?

Постояв день или два, молоко скисает. Но можно его заставить скиснуть и превратиться в творог не в два дня, а в две секунды.
Для этого надо прибавить к молоку немного уксуса. Творог сразу выделится.
Творог — это казеин, молочный белок. Он в молоке растворен, как сахар в воде. Но стоит прибавить к молоку кислоты, чтобы казеин выделился, захватив с собой и жир.
Но ведь в молоко никто кислоты не льет. Почему же оно все-таки скисает?
Виноваты в этом крошечные грибки вроде дрожжей, которые всегда носятся в воздухе. Попав в молоко, они принимаются за работу — превращают молочный сахар в молочную кислоту. А от кислоты молоко и створаживается.
Чтобы молоко не скисало, надо его кипятить. От кипячения грибки погибают.
Бывает, что молоко створаживается во время кипячения. Это оттого, что в нем грибки успели уже поработать и наготовить кислоты.


Откуда в сыре дырочки?

Если творог подержать подольше в погребе, работа грибков будет продолжаться, и в конце концов творог превратится в сыр.
Дырочки в сыре, как и дырочки в хлебе, сделаны углекислым газом.
А откуда тут углекислый газ?
Его вырабатывают грибки.

Почему стрелки часов идут слева направо?

Эта традиция берёт начало ещё со времён Древнего Египта. Примерно пять тысяч лет назад там изобрели солнечные часы. Поскольку Солнце на небосводе обращается с востока на запад, то тень от штырька в центре циферблата передвигается по кругу именно так — слева направо. Когда в Средние века появились механические часы — сначала башенные, — мастера сохранили «солнечный принцип». У первых башенных курантов была лишь одна часовая стрелка, которая тоже двигалась слева направо. Так с тех пор и повелось на всех часах

Почему ящерица не дорожит своим хвостом?

Врагов у ящерицы очень много, но защитить ее могут только проворные ноги и хвост, с которым она расстается без сожаления. Да-да, ящерице хвост необходим, чтобы в минуты опасности, когда враг схватит ее за хвост, избавиться от него. Ничего, хвост через некоторое время отрастет, а вот враг останется несолоно хлебавши!

Сбросить хвост для ящерицы не так-то просто. Поэтому перед этим она оценивает, насколько велика угроза для ее жизни. Процесс отбрасывания хвоста полностью регулируется мозгом, а не является рефлексом.

Зачем нужно летать в космос?

Как известно, на космические изыскания тратятся огромные средства. Для чего? Ведь полеты в космос связаны с большими затратами, трудностями и опасностями. Но они необходимы, так как благодаря им человечество делает многие важные научные и практические открытия. К примеру, плотная и непрозрачная атмосфера нашей планеты не позволяет ученым отчетливо рассмотреть звезды с Земли. Вот и мечтают они построить обсерватории в космосе, где нет воздуха и ничто не мешает изучать звезды без помех. Пока таких обсерваторий нет, звезды изучают космонавты во время полетов, следят за состоянием Солнца.

А еще над Землей летают спутники. Много пользы они приносят человеку. Например, летает над телестанцией спутник связи. Начинается передача, и телестанция передает «картинку» спутнику, а тот, словно в эстафете, передает ее другому спутнику, который летит уже над другим местом земного шара. Второй спутник транслирует изображение третьему, который возвращает «картинку» снова на Землю, на телевизионную станцию, находящуюся за тысячи километров от первой. Таким образом, телепередачи могут смотреть одновременно жители Москвы и Нью-Йорка.

Спутники также следят за погодой. Летит такой спутник высоко, все бури, штормы, грозы, все атмосферные возмущения замечает и передает на Землю. А на Земле синоптики сведения обрабатывают и знают, какая погода ожидается завтра или послезавтра.

Есть также спутники-разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, иных полезных ископаемых.

Сколько звезд на небе?

Астрономы честно признаются: пересчитать хотя бы те звёзды, что видны в ночном небе, невооружённым глазом невозможно даже с помощью компьютеров. Однако для наглядности учёные приводят сравнение. Оказывается, если взять столько же песчинок, сколько на небе видимых звёзд, то можно будет... засыпать четверть Европы слоем песка толщиной в один метр!

Может ли космонавт находиться в космосе без скафандра?

Зачем космонавту скафандр? Ведь находясь в космическом корабле, он защищен его стенами, а входные люки герметически закрыты. И тем не менее перед полетом в космос надежность скафандра тщательно проверяется. В космосе может произойти много неожиданного: вдруг разгерметизируется корабль или в него попадет метеорит — весь воздух мгновенно улетучится, и космонавту станет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Кроме того, он обогревается изнутри, и в нем космонавту никакой холод не страшен. А уж если космонавт выполняет работу вне космического корабля, то тут скафандр просто необходим. Ведь в открытом космосе может быть очень жарко или очень холодно. А если, осматривая корабль или проводя наружные наблюдения, космонавт слишком удалится от станции, то с помощью скафандра, в котором предусмотрена радиосвязь, он сможет связаться с товарищами, оставшимися на борту космической станции или на Земле.



Почему шариковая ручка так называется?



Когда мы ведём ручкой по бумаге, сила трения между шариком и бумагой заставляет шарик вращаться. При этом шарик равномерно смазывается чернилами из стержня и затем переносит их на бумагу - так ручка пишет



Почему стаи птиц при дальних перелетах выстраиваются в косяк?

Построение клином имеет важное практическое значение: оно облегчает полет всем членам стаи!

Как правило, впереди косяка летит наиболее сильная птица - вожак. Воздух обтекает ее тело с наименьшим сопротивлением. В похожую форму выстраивается вся стая. Птицы инстинктивно придерживаются острого угла и легко продвигаются вперед, угадывая минимум сопротивления и чувствуя, находится ли каждая из них в правильном положении относительно вожака.

Кроме того, такое расположение птиц объясняется еще одной важной причиной. Взмахи крыльев первой птицы создают воздушную волну - восходящий поток воздуха. Он облегчает движение крыльев птицам, летящим следом. Это, как правило, более слабые птицы. Вся стая оказывается связанной между собой воздушной волной, и взмах крыльев происходит в резонанс с ней. Рисунок этой волны можно получить, соединив воображаемой линией концы крыльев в определенный момент времени.

Правильным клином птичья стая летит, если нет ветра. Если же имеется ощутимый боковой ветер, то птицы пристраиваются к вожаку с той стороны, где восходящие воздушные потоки от махов его крыльев максимальны. В этом случае фигура стаи представляет собой косяк.

Так птицы используют законы физики, чтобы совершать перелеты, экономя свои силы, и помогать более слабым сородичам.

Конкурс «Школьная лаборатория»

Юный ученый

Сравните поваренную соль и сахар, заполните таблицу

Вопросы для сравнения


Соль


Сахар

В каком состоянии находится вещество при комнатной температуре ?




Какой вкус у вещества




Растворимо ли вещество в воде






На основании сведений из таблицы сделай вывод о том, какие свойства веществ сходны,а какие различны ? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Сравните воду и подсолнечное масло , заполните таблицу

Вопросы для сравнения


Вода

Подсолнечное масло

Сохраняет ли жидкость объём при переливании в другой сосуд?



Имеет ли жидкость вкус ?


Какого цвета жидкость ?





На основании сведений из таблицы сделай вывод о том, какие свойства воды и подсолнечного масла схожи ,а какие различны ?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Финальная игра «Вспомните и продолжите пословицу».

Золото добывают из земли,.. (а знания – из книги). 
Мир освещается солнцем,.. (а человек — знанием).
Не стыдно не знать,.. (стыдно не учиться).
Не на пользу книги читать,.. (когда только вершки с них хватать).
Кто грамоте горазд,.. (тому не пропасть).
Сначала аз да буки,.. (а потом и все науки).


Игра со зрителями.

Вопросы для зрителей проверяют не только знания болельщиков, но и их смекалку.
1. Сколько дней в високосном году? (366)
2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.) 
3. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.) 
4. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)
5. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры.)
6. Какое топливо добывают на болоте? (Торф.) 
7. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив.) 
8. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал.)
9. На каком материке нет рек? (В Антарктиде.) 
10. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный.) 
11. Кто появляется весной раньше — летучие мыши или насекомые? (Насекомые.) 
12. Как называется наука о животных? (Зоология.) 
13. Горело 7 свечей, 3 свечи погасло. Сколько свечей осталось? (3 свечи, остальные сгорели.)
14. Какой океан самый большой? (Тихий.) 
15. Самое крупное наземное животное. (Слон.) 
16. Что идет, не двигаясь с места? (Время.)
17. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?(Одинаково.)
18. Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на две ноги? (2 кг.)
19. Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени надо, чтобы сварить 5 яиц? (10 минут.)
20. Каким словом называется и фрукт, и часть глаза? (Яблоко.)
Подведение итогов.
Подсчет баллов, полученных командами.
 
Вопрос

Верите или вы


Подведение итогов










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!