ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 89 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Внеклассное мероприятие
по духовно-нравственному воспитанию
для учащихся начальной школы
«День Доброты»
Разработано воспитателем группы продлённого дня
первой квалификационной категории
Яланской Ольгой Леонидовной
2019-2020 учебный год
Внеклассное мероприятие по теме: «День Доброты»
для обучающихся группы продлённого дня
начальных классов МОУ «Школа № 89 города Донецка»,
воспитатель Яланская Ольга Леонидовна
Аннотация: Предлагаю разработку внеклассного мероприятия «День доброты» с целью формирования адекватного уважительного отношения к людям. В данном материале представлен подробный ход мероприятия. Содержится необходимая информация, методические игры, дидактические материалы. Предлагается раскрытие слов «добро», «доброта», «добрые поступки». Данное мероприятие можно использовать на уроках литературного чтения, так и на классном часе.
Цель: воспитывать духовно-нравственные качества личности ребёнка; дать понятие, что такое доброта. Формировать у детей представление о доброте, как важном качестве человека.
Задачи:
Раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки».
Формировать представление о нравственных нормах отношений с окружающими.
Воспитывать у детей положительные качества характера любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, чувство сопереживания, сострадания, способствовать сплочению коллектива.
Развивать умение отличать плохое от хорошего, поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
Развивать навыки творческого мышления, коллективной работы.
Оборудование и материалы: разработка мероприятия, музыкальное сопровождение (песня «О Доброте», песня «Дорогою добра»), наглядный материал с пословицами и поговорками о доброте, дерево добра и листочки со словами; тест для учащихся, памятка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Методы: наглядный (пословицы и поговорки о доброте), словестный (объяснение, рассказ), частично-поисковый, проблемный.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель:
Добрый день, дорогие ребята! День у нас сегодня совсем необычный! День, наполненный добротой, нежностью и лаской, потому, что у нас День Доброты! Очень доброй традицией для многих стран стало ежегодное празднование 13 ноября Всемирного дня Доброты.
Постановка целей и задач мероприятия. Создание уютной и доброжелательной атмосферы в группе.
Звучит песня «О доброте» (музыка Ю.Козлова, слова Т.Писаревской) -
Символом праздника является открытое сердце. А суть празднования в том, чтобы напомнить людям о важности проявления человечности и взаимопомощи в современной жизни.
2. Работа с понятием. «Что такое доброта?»
- Скажите, ребята, Добрый человек, значит он какой?
Ответы детей:
- Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.
Воспитатель:
- А если человек недобрый, он какой?
Ответы детей:
- Злой, грубый, жадный.
Воспитатель:
- Сейчас мы прочитаем стихотворение И.Тулуповой «Доброта» С помощью стихотворения мы узнаем, легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: - А что такое доброта?
Ответы детей:
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта – всё положительное, полезное, хорошее.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Доброта – доброжелательное отношение к окружающим людям.
Воспитатель: в толковом словаре Сергея Ожегова можно прочесть следующее определение доброты: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
3.Загадки о доброте.
Воспитатель: Какое слово согреет в самый лютый мороз? (доброе).
Какие слова дороже богатства? (добрые).
Не нужно хвалиться серебром, а чем нужно хвалиться? (добром).
Какое дело скрытности не любит? (доброе).
Жизнь дана, на какие дела? (добрые).
4.Размышления писателей о доброте.
На доске на листах напечатаны размышления писателей
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» Мигель Сервантес
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» Жан Жак Руссо
«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» Вильям Шекспир
«Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым» Максим Горький
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» А.П.Чехов
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро!» Л.Н.Толстой
5.Народные пословицы о доброте
На доске на листах напечатаны пословицы
В народе о доброте слагались пословицы:
«Добрые дела красят человека»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Худо тому, кто добра не делает никому»
«Сделаешь добро – добро найдешь»
«На добрый привет – добрый ответ»
«Кто живёт в добре, тот ходит в серебре»
«Час в добре побудешь – всё горе забудешь»
Воспитатель: - А для чего нужна доброта?
Ответы детей:
Физкультминутка.
Воспитатель: Следующее задание у нас самое сложное, давайте немножко отвлечемся и гимнастикой займёмся.
Я иду, и ты идёшь – раз, два, три (шаг на месте)
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируем руками)
Мы идём и поём – раз, два, три (идём по кругу в одну сторону)
Очень дружно мы живём – раз, два, три (идём по кругу в другую сторону)
Мы живем, не тужим, и со всеми дружим (идём в круг, взявшись, за руки и друг друга обнимаем)
6.Тестирование.
Воспитатель: - А теперь, я хочу, чтобы вы ответили на несколько моих вопросов, да и сами узнаете, насколько вы добры. Подписывать листочки не надо. Напротив каждого вопроса поставьте ответ: «да» или «нет».
Тест
1.У тебя появились деньги. Смог ли ты истратить всё на подарки друзьям и родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тебе это не интересно, ты остановишь его или дослушаешь до конца?
3. Ты и твой друг играете в какую-то настольную игру. Будешь ли поддаваться ему, если ты всё время выигрываешь, а он проигрывает, чтобы товарищ не потерял интереса к игре?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям?
5. Будешь ли ты мстить человеку, если он тебя обидел?
6. С желанием ты оказываешь помощь другим или только для того, чтобы тебя похвалили?
7. Ты уверен в своей правоте, но не асе с тобой согласны, будешь ли ты выслушивать мнение других?
8. Будешь ли ты выполнять работу, если она не входит в твои обязанности?
9. Станешь ли ты передразнивать кого-либо, чтобы повеселить друзей?
10.Твой друг поссорился с одноклассником и всячески старается поссорить его со всеми другими, будешь ли ты его поддерживать в этом?
Подсчёт.
Одно очко за каждый утвердительный ответ.
Более 8 очков.
Ты любезен, умеешь общаться с людьми. У тебя есть друзья, но не позволяй им злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков.
Твоя доброта – вопрос случая: ты добр не с каждым. Старайся быть ровным со всеми, чтобы не было обид.
Менее 4 очков.
Тебе надо много работать над собой.
7.Практическое задание: «Вырастить Дерево Добра»
Воспитатель: Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами, которые необходимы человеку для общения с людьми. Посмотрите на доску, здесь вы видите изображение дерева (на листе ватмана нарисовано дерево без листьев, цветов и плодов)
Сегодня мы постараемся изменить этот рисунок.
(Детям предложено украсить дерево листочками и плодами, на которых написано по одному качеству: доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность).
(Дети украшают «Дерево Добра»)
Воспитатель: Как вы думаете, трудно ли быть по - настоящему добрым?
Ответы детей
Воспитатель: Очень важно научиться различать Добро и Зло.
Подумайте, что из этих «даров» вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?
Ответы детей
8.Правила доброты.
Воспитатель: А сейчас давайте назовём правила доброты, которые должны выполнять все люди и тогда на земле будет всегда мир, радость и ласковое солнышко.
Будь приветлив, вежлив.
Будь внимателен к людям.
Делай добрые дела.
Не отвечай злом на зло.
Помогай слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
Прощай ошибки других.
Не жадничай.
Не завидуй.
Жалей других.
9. Итог мероприятия.
Воспитатель: Делать добро – совсем несложно. Ещё раз скажем, что творить добрые дела – невероятно просто, добро не измеряется деньгами, порой – не требует много времени и сил, главное – начать. Даже просто добрая улыбка незнакомому человеку – уже способна творить чудеса, в том числе и для самого человека, кто это Добро делает. Ведь это так просто – улыбнись прохожему, обнимите родителей или друга, подарите цветы, позвоните друзьям и скажите какие они замечательные, переведите через дорогу бабушку, смастерите и повесьте на улице кормушку для птиц, накормите бездомного котёнка или щенка. И этот список можно продолжать долго.
Добрым быть совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта-не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость.
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуется взрослые и дети.
Воспитатель: В конце нашего мероприятия я хочу вам подарить памятку со словами известного педагога Ш.А. Амонашвили и попрошу вас прочитать замечательные слова.
Дети читают по очереди:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его – Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его – Твори добро
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его – Твори добро
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом – Твори добро
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим Добром.
Воспитатель: Ребята, о чём заставило вас задуматься наше сегодняшнее мероприятие, что вам понравилось больше всего?
Наша беседа подходит к концу. Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше мероприятие я хочу высказываниями о доброте:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!
Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарасти сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
В этом мире огромном, в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг друга, как звёзды светить!
Спасибо всем огромное за работу! Вы хорошо справились! Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми. Потому, что добрые дела и поступки живут вечно.
Попробуйте, начать этот день доброты с добрых дел и ваша жизнь будет наполнена счастьем. С праздником!
Звучит песня «Дорогою добра»
Литература
1.Ахметова Н.В."Помни о других": [классный час о доброте]/ Н.В. Ахметова //Досуг в школе. - 2008. - №11. - C. 11-13
2. Будникова В."Добрым быть совсем не просто": [сценарий классного часа]/ В. Будникова //Воспитание школьников. - 2006. - № 8. - C. 20-25
3. Земесова Г.А.Дерево добрых дел: Что такое хорошо и что такое плохо?[театрализованное представление для детей 6-7 лет о добром отношении ко всему окружающему миру]/ Г.А. Земесова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2009. - №8. - C. 39-45
4. Пенкина Е.М.Отзывчивости тоже надо учиться: [методический материал урока доброты для детей 4-5 лет]/ Е.М. Пенкина, Е.В. Купцова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2008. - № 5. - C. 32-33
5. Петрова В.Азбука нравственного образования. Раздел 2. Занятие 4 на тему: "Бескорыстие" Доброму везде добро: [занятие о бескорыстном отношении к окружающим людям для 3 класса]/ В. Петрова //Воспитание школьников. - 2009. - №4. - C. 41-48
6. Сухоносова О.Н."Если добрый ты - это хорошо!": [час этики для детей 7-10 лет]/ О.Н. Сухоносова //ПедСовет. - 2008. - № 11. - C. 3-5
7. Храмова Р."Добро не терпит промедленья":[ беседа о добре]/ Р. Храмова //Воспитание школьников. - 2006. - № 1. - C. 55-57
8. Чепикова Л.В..Воспитание гуманизма: [примеры занятий о дружбе, доброте, семейном воспитании]/ Л.В. Чепикова //Воспитание школьников. – 2009
9. Щербань С.Н."Идет доброта по Земле": [Сценарий о доброте]/ С.Н. Щербань //Досуг в школе. - 2007. - № 2. - C. 15-17