Предмет: окружающий мир
Дата: 20.10.
Класс:4
Тема: Леса России
Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Задачи:
Образовательные:
-сформировать общее представление о лесной зоне, об особенностях природы, животного и растительного мира;
- познакомить с новыми понятиями и определениями;
Развивающие:
- развивать умение анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы;
-развивать навыки работы учащихся в малых группах через работу с текстом учебника и другими источниками информации;
-развивать логическое и аналитическое мышление, произвольное внимание, развивать связную речь;
Воспитательные:
-создавать доброжелательную атмосферу на уроке;
- воспитывать чувства патриотизма, ответственности, любви к природе России;
Планируемые результаты:
Личностные:
-осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
-самоопределение внутренней позиции школьника (принятие и освоение новой социальной роли);
-осознание своих возможностей в учении, способность видеть свои достоинства и недостатки;
- сформированность мотивации учебной деятельности (любознательность и интерес к новому, к способам решения проблем, к достижению результата)
Метапредметные:
-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
-выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире.
Предметные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: исследование
Оборудование: конспект, учебник, презентация, карточки, дополнительный материал для детей, картинки животных и растений, листочки.
Ход урока:
1.Организационный момент (мотивация)
Проверка рабочего места к началу уроку. Приветствие гостей. Занимают свои места.
Эмоциональный настрой на урок в стихотворной форме.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес –
Чудеса посмотреть.
2.Актуализация опорных знаний
-Ребят, какое сейчас время года?
-Что происходит осенью с листвой в парке?
-Сейчас мы поиграем в игру «Опавшие листья».
-Опавшие листочки помогут повторить то, что мы изучали на прошлом уроке. Ваша задача зачитать вопрос и дать на него ответ.
1.Какие океаны омывают моря нашей страны? (Тихий, Атлантический, Северо-Ледовитый океаны)
2. В какой природной зоне зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день? (в арктической пустыне)
3. Животное Арктики с густой длинной шерстью, широкими лапами, белый цвет меха. (медведь)
4.Назови самые высокие горы России? (Кавказские горы)
5.Как называется самое глубокое озеро мира? И какова его глубина? (Озеро Байкал, 1642 метра)
6.Назови самое большое озеро? Его ещё называют морем. (Каспийское море)
7.Перечисли экологическое проблемы Арктической пустыни? (охота на животных, загрязнение воды и берегов, рыболовство)
-Хорошо! Молодцы! Вы справились.
3.Самоопределение к учебной деятельности
(на слайде картинка леса)
-Теперь сядьте ровно и внимательно послушайте стихотворение.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
-О чём идёт речь в стихотворении? А кто водиться в лесу?
-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О лесе)
-Какие открытия мы сегодня должны сделать? (изучить растительность и животный мир леса)
-Совершенно верно. Тема нашего урока «Леса России» и в течении урока мы должны изучить растительный и животный мир.
4.Работа по теме урока
- С каким цветом у вас ассоциируется лес. Перед вами карта природных зон. Найдите на карте зону лесов.
-Кто может выйти и показать нам зону лесов. (один ученик у доски показывает отметку на карте)
-Хорошо! Спасибо!
-Вы, наверное, заметили, что я вас поделила на группы. Это не просто так сегодня вы будете исследователями лесов России.
-Откройте учебники на стр.95 зачитаем вступительную часть нашего исследования. (читает хорошо читающий ученик)
Работа по группам
-Перед тем, как мы приступим к работе в группах, давайте повторим правила работы в ней.
-И так приступаем к нашему исследованию.
-У нас 3 группы исследователей.
-1 группа изучает тайгу. Ваша задача рассказать о климате тайги, о деревьях, которые там растут. В помощь вам учебник и дополнительные материалы.
-2 группа изучает животный мир тайги. Ваша задача рассказать о животных, которые обитают на территории тайги.
-3 группы изучает смешанные и широколиственные леса. Ваша задача рассказать о их расположении и какие деревья там растут.
-Задача 3 групп изучить свою часть тайги и поделиться своими результатами с одноклассниками. Можете приступать к изучению, если есть вопросы поднимайте руку. (10 минут)
Физминутка
Руки подняли и покачали
– Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
– Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад
4. Закрепление полученных знаний
-И так мы выслушали каждую группу исследователей. Теперь сделаем микро-итог.
Блиц-опрос:
1.Перечислите хвойные деревья тайги? (ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна)
2. Какие животные обитают в тайге? (кедровка, бурундук, летяга, соболь, белка, бурый медведь, рысь, сокол- дербник, благородный олень, лось, заяц беляк, рябчик, глухарь, полёвка)
3.Где предпочитает жить соболь? (в тёмной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна)
4.Какие леса расположены к югу от тайги? (смешанные и широколиственные леса)
-Хорошо! Молодцы!
5.Самостоятельная работа
Работа по карточкам:
-Теперь закрепим наши полученные знаний самостоятельной работой по карточками.
-Возьмите их в руки. Посмотрите, что вам нужно сделать.
-Если нет вопросов приступайте к выполнению.
-Теперь проверим, что у вас получилось.
-Сверьте свои работы со слайдом.
-Поднимите руку те, кто не допустил не одной ошибки.
-Те, у кого есть ошибки, где вы их допустили. Дома нужно будет ещё раз уделить этому внимание.
6.Итог урока
-И так о чём мы сегодня говорили на уроке?
-На какие части делиться тайга?
-Какие растения растут в тайге?
-Какие животный обитают на территории тайги?
7.Рефлекия
(«Дерево успеха».)
-Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-У вас на столах лежат листки 3-х цветов. «Зелёный цвет» - вы активно работали на урок и вам был понятен материал. «Жёлтый» - вы испытывали затруднения и у вас остались вопросы. «Красный» -за урок вы не сделали не каких открытий и нечего не поняли.
Домашнее задание
-Ваше домашнее задание. Стр.102, №2 подготовить сообщение о растении или животным с картинки.
Выставление оценок.
Завершение урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 группа
Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут:
Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно
Сосна -хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлы и сухие .
Пихта -отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница -единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки
Кедр. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.
3 группа
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными. Климат этих районов достаточно мягкий, много осадков, света и тепла. Здесь растут теплолюбивые растения, они имеют крупные листья, на зиму листву сбрасывают, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Клен бывает с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком
Ясень - крупное дерево, которое хорошо растет на влажной и плодородной почве. Способно достигать в высоту до 40 метров, а ширина ствола может доходит в диаметре до 1,5 метров. У дерева мощная корневая система, которая включает в себя поверхностные корни.
Вяз - это дерево 15-30 м высотой, с глубокой корневой системой и толстым стволом, покрытым буровато-коричневой корой. Живёт вяз до 200 лет. Плод - крылатка, то есть орешек, окружённый крылом. В конце весны плоды созревают и опадают.
2 группа
Рысь -хищница, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки. А на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, влезать на деревья, плавать.