СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок (районное МО) тема Леса России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок (районное МО) тема Леса России»

Предмет: окружающий мир

Дата: 20.10.

Класс:4

Тема: Леса России

Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

Образовательные:

-сформировать общее представление о лесной зоне, об особенностях природы, животного и растительного мира;

- познакомить с новыми понятиями и определениями;

Развивающие:

- развивать умение анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы;

-развивать навыки работы учащихся в малых группах через работу с текстом учебника и другими источниками информации;

-развивать логическое и аналитическое мышление, произвольное внимание, развивать связную речь;

Воспитательные:

-создавать доброжелательную атмосферу на уроке;

- воспитывать чувства патриотизма, ответственности, любви к природе России;

Планируемые результаты:

Личностные:

-осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-самоопределение внутренней позиции школьника (принятие и освоение новой социальной роли);

-осознание своих возможностей в учении, способность видеть свои достоинства и недостатки;

- сформированность мотивации учебной деятельности (любознательность и интерес к новому, к способам решения проблем, к достижению результата)

Метапредметные:

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

-выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире.

Предметные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: исследование

Оборудование: конспект, учебник, презентация, карточки, дополнительный материал для детей, картинки животных и растений, листочки.




Ход урока:

1.Организационный момент (мотивация)

Проверка рабочего места к началу уроку. Приветствие гостей. Занимают свои места.

Эмоциональный настрой на урок в стихотворной форме.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес –
Чудеса посмотреть.

2.Актуализация опорных знаний

-Ребят, какое сейчас время года?

-Что происходит осенью с листвой в парке?

-Сейчас мы поиграем в игру «Опавшие листья».

-Опавшие листочки помогут повторить то, что мы изучали на прошлом уроке. Ваша задача зачитать вопрос и дать на него ответ.

1.Какие океаны омывают моря нашей страны? (Тихий, Атлантический, Северо-Ледовитый океаны)

2. В какой природной зоне зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день? (в арктической пустыне)

3. Животное Арктики с густой длинной шерстью, широкими лапами, белый цвет меха. (медведь)

4.Назови самые высокие горы России? (Кавказские горы)

5.Как называется самое глубокое озеро мира? И какова его глубина? (Озеро Байкал, 1642 метра)

6.Назови самое большое озеро? Его ещё называют морем. (Каспийское море)

7.Перечисли экологическое проблемы Арктической пустыни? (охота на животных, загрязнение воды и берегов, рыболовство)

-Хорошо! Молодцы! Вы справились.

3.Самоопределение к учебной деятельности

(на слайде картинка леса)

-Теперь сядьте ровно и внимательно послушайте стихотворение.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

-О чём идёт речь в стихотворении? А кто водиться в лесу?

-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О лесе)

-Какие открытия мы сегодня должны сделать? (изучить растительность и животный мир леса)

-Совершенно верно. Тема нашего урока «Леса России» и в течении урока мы должны изучить растительный и животный мир.

4.Работа по теме урока

- С каким цветом у вас ассоциируется лес. Перед вами карта природных зон. Найдите на карте зону лесов.

-Кто может выйти и показать нам зону лесов. (один ученик у доски показывает отметку на карте)

-Хорошо! Спасибо!

-Вы, наверное, заметили, что я вас поделила на группы. Это не просто так сегодня вы будете исследователями лесов России.

-Откройте учебники на стр.95 зачитаем вступительную часть нашего исследования. (читает хорошо читающий ученик)

Работа по группам

-Перед тем, как мы приступим к работе в группах, давайте повторим правила работы в ней.













-И так приступаем к нашему исследованию.

-У нас 3 группы исследователей.

-1 группа изучает тайгу. Ваша задача рассказать о климате тайги, о деревьях, которые там растут. В помощь вам учебник и дополнительные материалы.

-2 группа изучает животный мир тайги. Ваша задача рассказать о животных, которые обитают на территории тайги.

-3 группы изучает смешанные и широколиственные леса. Ваша задача рассказать о их расположении и какие деревья там растут.

-Задача 3 групп изучить свою часть тайги и поделиться своими результатами с одноклассниками. Можете приступать к изучению, если есть вопросы поднимайте руку. (10 минут)





Физминутка

Руки подняли и покачали
–  Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
– Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад

4. Закрепление полученных знаний

-И так мы выслушали каждую группу исследователей. Теперь сделаем микро-итог.

Блиц-опрос:

1.Перечислите хвойные деревья тайги? (ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна)

2. Какие животные обитают в тайге? (кедровка, бурундук, летяга, соболь, белка, бурый медведь, рысь, сокол- дербник, благородный олень, лось, заяц беляк, рябчик, глухарь, полёвка)

3.Где предпочитает жить соболь? (в тёмной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна)

4.Какие леса расположены к югу от тайги? (смешанные и широколиственные леса)

-Хорошо! Молодцы!

5.Самостоятельная работа

Работа по карточкам:

-Теперь закрепим наши полученные знаний самостоятельной работой по карточками.

-Возьмите их в руки. Посмотрите, что вам нужно сделать.

-Если нет вопросов приступайте к выполнению.














-Теперь проверим, что у вас получилось.

-Сверьте свои работы со слайдом.

-Поднимите руку те, кто не допустил не одной ошибки.

-Те, у кого есть ошибки, где вы их допустили. Дома нужно будет ещё раз уделить этому внимание.

6.Итог урока

-И так о чём мы сегодня говорили на уроке?

-На какие части делиться тайга?

-Какие растения растут в тайге?

-Какие животный обитают на территории тайги?

7.Рефлекия

(«Дерево успеха».)

-Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-У вас на столах лежат листки 3-х цветов. «Зелёный цвет» - вы активно работали на урок и вам был понятен материал. «Жёлтый» - вы испытывали затруднения и у вас остались вопросы. «Красный» -за урок вы не сделали не каких открытий и нечего не поняли.

Домашнее задание

-Ваше домашнее задание. Стр.102, №2 подготовить сообщение о растении или животным с картинки.

Выставление оценок.

Завершение урока.



























ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа

Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут:

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно

Сосна -хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлы и сухие .

Пихта -отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница -единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки

Кедр. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.

3 группа

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными. Климат этих районов достаточно мягкий, много осадков, света и тепла. Здесь растут теплолюбивые растения, они имеют крупные листья, на зиму листву сбрасывают, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Клен бывает с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком

Ясень - крупное дерево, которое хорошо растет на влажной и плодородной почве. Способно достигать в высоту до 40 метров, а ширина ствола может доходит в диаметре до 1,5 метров. У дерева мощная корневая система, которая включает в себя поверхностные корни. 

Вяз - это дерево 15-30 м высотой, с глубокой корневой системой и толстым стволом, покрытым буровато-коричневой корой. Живёт вяз до 200 лет. Плод - крылатка, то есть орешек, окружённый крылом. В конце весны плоды созревают и опадают.

2 группа

Рысь -хищница, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки. А на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, влезать на деревья, плавать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!