Тема: Роль слов в речи.
Цели и задачи:
1. Познакомить с ролью слов в речи;
2. формировать умение вычленять слова из предложения;
3.развивать устную речь, мышление, память, аккуратность, орфографическую зоркость;
4. учиться работать в паре.
Планируемые результаты:
Учащиеся получать первоначальное представление о слове как единстве звучания и значения, представления о роли слов в нашей речи.
Учащиеся научаться составлять текст по опорным словам.
Оборудование: Раздаточный материал, мультимедийный проектор и интерактивная доска IQ.Board.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
(слайд2)Проверьте готовность к уроку.
Ну-ка ,проверь ,дружок,Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке. Ручка ,книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно следят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок.
2.Актуализация знаний и мотивация.
1.Постановка учебной задачи.Сегодня на уроке у нас необычный гость. Кто это Вы узнаете из загадки.
2.Загадка. Итак, внимательно слушаем загадку:
Ух, ух, ух, какая ночь!
Разбегайтесь мыши прочь!
Вижу, слышу в темноте –
Пища бегает везде!»
Крутит птица головой,
Видит даже за спиной,
Словно блюдца, глаза два…
Эта хищница -(Сова).
(слайд3)
Да, это сова пришла к Вам в гости! Она будет наблюдать за Вами! Смотреть, кто как работает. И в конце урока мне подскажет - кому какие оценки поставить.
Открываем тетрадь, записываем - число 1 мартаКлассная работа (2 строчки вниз на 3 пишем).3.Работа в классных тетрадях. Минуткачистописания.
Начинаем работу с минутки чистописания!(слайд 4)
Пропишите в своих тетрадях заглавную букву «С»и строчную букву «с»чередуя их с соединением до конца строчки. Во второй строчке пишем буквосочетания:
"ся см ос ас ес су св" ( смотрим соединение).Затем на следующей строчке пишем предложение «Судят не по словам, а по делам»
Но сначала подготовим наши руки к письму. 4.Пальчиковая гимнастика.Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик папочка, Это пальчик - Я, Вот и вся моя семья
Подчеркните простым карандашом самую красивую букву в первой строчке, и во второй строчке тоже подчеркните самое красивое буквослияние.3.Повторение пройденного материала
(слайд 5)
А сейчас повторение пройденного. Давайте мы вспомним, что изучали ранее! Что мы уже знаем! Проверим себя? Давайте, начнём:
1) Какой бывает речь? (УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ)
2) Что такое устная речь? Что такое письменная речь?
3) Текст состоит из----(ПРЕДЛОЖЕНИЙ).
4) Предложение выражает ( ЗАКОНЧЕННУЮ)----мысль.
5) Слова в предложении связаны------- по (СМЫСЛУ) .
6) Первое слово в предложении записывается с (ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ ).
7) В конце предложения ставится---(ТОЧКА).
8) Диалог это --- ( РАЗГОВОР ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ЛИЦ).
9) Предложение состоит из---(СЛОВ).
10) Слова из ---(СЛОГОВ).
11) Слоги состоят из ---(БУКВ).
(слайд 6)
4.Работа по теме урока.
А теперь внимательно посмотрите на доску!(слайд 7)
Прочитайте записи на доске!
Что Вы заметили? СЛОВА
( парта, ручка, котирш, резинка) Найдите лишнее.
Докажите? - Почему эти сочетания букв не являются словом? ( Не имеет никакого значения).
А все остальные слова являются словами? ДА! Тогда запишите в рабочую тетрадь слова! Если у слова одно значение, оно называется- однозначным, например- (парта), а если у слова много значений, как Вы думаете, как называются такие слова? -многозначные. Например - (ручка). Перечислите значения слова - ручка. Как Вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(слайд 8)1.Работа с учебником
Откройте учебник на стр.17. Прочитайте тему!
Чему мы будем учиться и с чем знакомиться?
(слайд 9)
На стр.18 прочитайте тему урока. ЧТО ТАКОЕ СЛОВО!
А теперь послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Плим».
2.Работа с диском
(Анимация 1)
Значение какого слова Вам не понятно? (ПЛИМ)
Порассуждайте, что обозначает слово ПЛИМ! (слайд 10)
Можно ли сочетание букв ПЛИМ назвать словом?(нет)ПОЧЕМУ?
( не имеет никакого значения)
Прочитайте сведение о языке на стр.18(слайд 11)
Что же такое слова? Для чего нам они нужны? ( Чтоб красиво говорить, обращаться друг к другу).
Постарайтесь сделать вывод: для чего нужны слова? (Слова нужны для того, чтобы называть предметы.А ещё слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явлений, их признаков и действий).
3.Самостоятельная работа(слайд 12)
У вас у всех на партах лежат карточки с буквами. Назовите буквы--Е Л Т О. На какие группы их можно разделить? (ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ).
Назовите гласные, согласные? Составьте слово из этих букв (ЛЕТО). Запишем.
В С Н- что это за буквы?(согласные). Составьте слово! Никак. А сейчас я добавлю ещё две буквы-Е А ( что это за буквы?- гласные), попробуйте теперь составить слово (ВЕСНА). Запишем.
Почему не получилось составить слово?
( не было гласных).(слайд 13)
Какой вывод можно сделать? Без гласных нельзя образовать слово.
4.Физминутка4. Работа по учебнику
1.Упражнение 3.(слайд 14)
(Прочитайте слова. Что вы представляете, читая каждое слово? К каким словам мы можем сделать эти рисунки?)
Ребята, а какое нам сегодня число? (1 марта). Вам ничего не говорит эта дата? (первый день – весны).(слайд 15)
А что мы знаем об этом времени года?2.Беседа с детьми.(слайд 16) (слайд 17)
3.Работа в печатной тетради.(стр11)(слайд 18)
5. Закрепление .(слайд 19 ) Игра «Составь слово»(на доске слова …Прочитайте. Каждая часть слова означает что либо? Составьте, соедините слоги, чтобы получились слова.) 6.Рефлексия.-Для чего нужны слова? Оцени свою работу на уроке - нарисуйте смайлики.(слайд 20)
Домашнее задание (упр2,стр19) (слайд 21) Спасибо за внимание! Урок закончен! (слайд 22)