Предмет: Русский язык
Класс: 3 «Б» класс
Тема урока: Части речи.
Фамилия, имя, отчество преподавателя: Чиняева Дарья Ринатовна
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Педагогические задачи: актуализировать знания о частях речи, их признаках; дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать наблюдательность, внимание.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивы учебной деятельности, формируется личностный смысл учения; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: части речи и их значения, отличительные признаки частей речи; умеют: различать части речи по признакам, находить в предложении части речи по их отличительным признакам, .
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока, составляют план и определяют последовательность действий, прогнозируют результаты деятельности; контролируют, корректируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют, сравнивают, классифицируют, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: эффективно сотрудничают со всеми участниками образовательного процесса, как со сверстниками, так и со взрослыми; умеют вести дискуссию, при возникновении спорных ситуаций умеют договариваться, приходить к общему мнению.
Технологии: технология проблемного обучения; технология игрового обучения; коммуникативные технологии.
Методы: проблемно-диалоговый метод (для актуализации знаний учащихся);
наглядный (для создания ярких образов);словесный метод; поисковый метод;
практический .
Оборудование: магнитная доска, мультимедиа.
Наглядно-демонстрационный материал: карточки, презентация, наглядность.
Основные понятия и термины: части речи, существительное, глагол, прилагательное, местоимение, служебные части речи (союз, предлог, частица не).
1.Мотивационно – ориентировочный этап
Приветствие гостей.
Проверка рабочего места.
Вхождение в контакт
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь.
- Теперь проверим готовность к уроку, поймаем хорошее настроение, приложим его к себе и сядем с хорошим настроением за парты.
2. Постановка темы и цели урока.
Каллиграфическая минутка:
- Прежде, чем приступать к чистописанию, мы с вами сделаем небольшую разминку («Разжигание огня» с помощью карандаша, поочередное сгибание пальцев).
- Теперь мы можем приступать к работе. Записываем дату, вид работы. Приступаем к чистописанию.
(в тетради обучающихся образец написания слова, учитель демонстрирует написание на доске).
- Посмотрите на слайд. На какие группы можно разделить данные слова? (Существительные, глаголы, прилагательные, местоимения).
- Как понять какое слово к какой группе относится? (Нужно задать вопрос)
- Пробуем самостоятельно разделить слова на группы.
(Один ученик выходит к доске, остальные в тетради).
- Внимательно прочитайте слова каждой группы и подумайте чем отличаются слова в каждой группе помимо заданного к ним вопроса. По каким признакам мы можем отличить части речи друг от друга? (Ответы детей)
- Давайте с вами сформулируем тему сегодняшнего урока. (Части речи)
- Поставьте цель урока (повторить что такое части речи и уметь находить их в предложениях).
3. Применение знаний и умений в ситуации нового вида.
- Обратите внимание на доску. Что вы можете сказать про изображения (на всех изображена ручка).
- Изображения одинаковые? (Нет, на первом бесцветная ручка, на втором ручка стала цветной, а на третьем ручка цветная и еще пишет).
- Давайте подпишем изображения (1. Ручка. 2. Синяя ручка. 3. Синяя ручка пишет).
- Что вы можете сказать про подписи? (Каждый раз добавлялись слова: прилагательное, а потом глагол)
- Первая подпись состоит из какой части речи? (существительное , обозначает предмет)
- Что изменилось когда добавили прилагательное во втором? (Ручка стала цветной, появилось описание)
- Когда добавили глагол? (Ручка начала писать, добавилось действие).
- Какая картинка интереснее? (Третья)
- Значит какой мы можем сделать вывод? (Благодаря прилагательному мы описываем предмет, благодаря глаголу добавляем действие предмету и предложение становится интереснее)
- Исходя из вывода предлагаю вам заполнить таблицу, которая лежит у вас на столах.
Физкультминутка
- В последнем столбике вам нужно написать примеры частей речи. Я предлагаю посмотреть на картинку и по ней написать примеры, как мы это делали с ручкой.
Самостоятельная работа.
4. Систематизация знаний.
Работа с учебником.
5. Подведение итогов, рефлексия.
- Предлагаю вам сыграть в игру, 1 ряд хлопает в ладоши когда услышит существительное, 2 ряд – прилагательное, 3 ряд – глагол.
- Какое значение у существительного?
- Прилагательного?
- Глагола?
- Теперь закройте глаза, вы друг друга не видите, поэтому отвечайте честно. Представьте, что вы на автобусе: если вам тема непонятна, то сложите руки на парте, вы останетесь на этой остановке, если тема понятна, то порулите вымышленным рулем, мы отправляемся к новым знаниям!
- Спасибо за урок!
Приложение 1
Бежать, он, строитель, свет, я , беговая, строить, она, светлый, бег, ты, светил, строительные.
Бежать, он, строитель, свет, я , беговая, строить, она, светлый, бег, ты, светил, строительные.
Бежать, он, строитель, свет, я , беговая, строить, она, светлый, бег, ты, светил, строительные.
Бежать, он, строитель, свет, я , беговая, строить, она, светлый, бег, ты, светил, строительные.
Бежать, он, строитель, свет, я , беговая, строить, она, светлый, бег, ты, светил, строительные.
Бежать, он, строитель, свет, я , беговая, строить, она, светлый, бег, ты, светил, строительные.
Бежать, он, строитель, свет, я , беговая, строить, она, светлый, бег, ты, светил, строительные.
Бежать, он, строитель, свет, я , беговая, строить, она, светлый, бег, ты, светил, строительные.
Для детей ОВЗ выдается задание на карточках.