Открытый урок русского языка в 5 классе на тему
«Обращение и его роль в речи»
Дата: 24.01.2024
Класс: 5 А
Тема урока: « Обращения и его роль в речи»
Цели:
1.Обучающая цель : познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.
2. Развивающая цель: развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции
3. Воспитательная цель: Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.
Оборудование: Учебник русского языка для 5 класса. Сост. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов. Москва, «Просвещение», 2023
Методические приемы: Вопросно-ответный диалог.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь распознавать простые предложения, осложнённые обращением;
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; умение принимать себя и других.
Метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; уметь работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные поняти темы: обращение, интонация; знаки препинания; монолог, диалог
Межпредметные связи: Литература
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент:
Установление рабочей атмосферы, приветствие учителя:
СЛАЙД 2
ВОТ И ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК!
НУЖНО НАМ НАЧАТЬ УРОК!
ВСТАНЬТЕ ПРЯМО, ПОДТЯНИТЕСЬ
И ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНИТЕСЬ.
А ТЕПЕРЬ ПРОВЕРЬ, ДРУЖОК,
ТЫ ГОТОВ НАЧАТЬ УРОК?
ВСЁ ЛЬ НА МЕСТЕ?
ВСЁ ЛЬ В ПОРЯДКЕ:
УЧЕБНИК, РУЧКА И ТЕТРАДКА?
Садимся по местам, открываем тетради и записываем число, классную работу.
І. Этап актуализации:
Просмотр видеролика ( с 5 мин 44сек. до 6 мин.55 сек.)
https://yandex.ru/video/preview/10243525463738737381
Вопросы:
Кто помнит название русской народной сказки? Ответ:(«Лисичка со скалочкой»)
Что произносит лиса: монолог или диалог? (монолог)
Вспомним понятие монолога? (разговор одного лица)
С кем разговаривает лиса в монологе? (ножки, хвостик)
Давайте обратимся к данным предложениям?
Ученик читает текст на слайде 3
Проанализируем, что необычного в данных предложениях
Ученики высказывают свою точку зрения
Как же в русском языке мы назовём слова, с которыми разговаривала лиса?
Чтобы не ошибиться, примем участие в лингвистической разминке
Постепенно, угадывая первые буквы, записываем тему….
II. Лингвистическая разминка . Отвечаем на вопросы и из первых букв складываем тему урока (работа выполняется совместно – учитель направляет учеников )
1. Тип речи, с помощью которого мы описываем предметы. (Описание)
2. В одной и той же морфеме исчезают гласные. (Лоб – лба…..) (Беглые)
3. Какой тип речи состоит из тезиса, доказательства и вывода? (Рассуждение)
4. На какие части делится текст? (Абзац)
5.Не получится борща, если нет в нём буквы ……. (Щ)
6. Звуки [й’] и [э] – получилась буква…. (Е)
7.Стиль речи, в котором сообщаются точные сведения. (Научный)
8. В слово Ц..ркуль вставлю букву …… (И)
9. В слове ЗНАЧЕНИЕ окончание……..(Е)
Получилось слово ……обращение.
а именно – « Обращение и его роль в речи».
Записываем тему урока…………….
ІІІ. Изучение темы.
Какие же задачи сегодня нам предстоит решить на уроке? СЛАЙД 6
Обучающиеся сами определяют задачи урока:
1.Научиться находить обращения в
предложениях.
2.Изучить знаки препинания.
3. Выяснить, чем может быть выражено
обращение в предложении и какова его роль в тексте?
Порассуждаем:
-А как вы думаете, что это за слова - обращения?
-Зачем они нужны?
- Какие особенности имеют при написании предложений?
Так ли это? Ответит на вопросы материал учебника – стр.198-199
Читает ученик – краткий анализ слайд 7 (проговорить про интонацию)
III. Закрепление темы, отработка навыков
Работа с упр.896 – самопроверка. СЛАЙДЫ 8-9
Разбираем задание, ученики выполняют после этого самостоятельно. Затем – проверка и самооценка.
СЛАЙД № 10 «Друзья мои, прекрасен наш союз» - вводное слово учителя перед следующим заданием.
Пушкин обращается к вам, ребята, через века, и говорит: « Друзья мои, прекрасен наш союз!» Я надеюсь, что это так и есть! Приступаем к следующему заданию.
Работа в парах
Угадай обращение – за каждый правильный ответ 1 балл (всего 4 балла)
СЛАЙДЫ № 10 -18
Учитель регулирует деятельность детей, которая сопровождается самооценкой
Работа по карточкам в парах. СЛАЙД 19-20
Задание: составить диалог с использованием обращений, записать, озвучить. В процессе работы контролируем друг друга. Выполнив данное задание, вы будете оценивать друг друга по 3х бальной системе: СЛАЙД 20
3 балла – ваш напарник работал замечательно:
2 балла- не всегда предлагал варианты предложений;
балл – почти не помогал.
После проделанной работы можете ли вы ответить на вопрос, можно ли при помощи обращений выразить свои чувства и какие – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т. д.
Ответ: Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.
ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ИНТОНАЦИЯ!!!!!
ІV. Итог урока
Ребята, вы настоящие молодцы! Здорово поработали на уроке. Подведём итоги
1.Что вы узнали на уроке……………………………..
СЛАЙДЫ 20, 21
Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
А можно ли в жизни обойтись без обращений?
Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?
Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
Как вы обращаетесь друг к другу?
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Кто сидит один, похвалите сами себя.
Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.
Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
V. Рефлексия: теперь оцените свою деятельность на уроке.
На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.
ТЕЛЕГРАММА
Сегодня на уроке...
На выполнение работы отводится 2 минуты.
Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
VI. Оценивание.
Выставление оценок.
Сегодня на уроке вы могли набрать максимально - 11 баллов. Посчитайте.
11-10 баллов – «5»
9-7 баллов – «4»
5-6 баллов – «3» Озвучивание оценок
Сегодняшний урок я бы хотела закончить словами:
«Всем вам при общении поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй!
VIII. Задание на дом:
Упр. Упр. 897
Карточка
Тема диалога «День рождения»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка
Тема диалога «Обсуждение рассказа И.С. Тургенева «Муму»»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка
Тема диалога «Просьба о помощи»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка
Тема диалога «Отношение к сказкам А.С. Пушкина»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка
Тема диалога «Моя любимая еда»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________