Этапы урока | Используемые материалы | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. | Бумажный человек – «Русский язык» | Вступительное слово. - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Присаживайтесь. У нас на занятии сегодня гости, повернитесь к ним и улыбнитесь в знак приветствия. На нашем уроке русского языка ещё один гость. Посмотрите, этот господин – воплощение русского языка. А вы можете сказать, почему именно такой человек являет нам образец нашего родного языка? Он какой? Верно. Он красивый, культурный, состоятельный или богатый. А чем он богат? Что у него с собой? Багаж. А что за багаж? Багаж слов. Так вот, любой русский человек стремится к тому, чтобы выглядеть так интеллигентно и уметь общаться на русском языке. Мы гордимся, что русский – это наш родной язык. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Дают ответы на вопросы . | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся принимать общественную позицию |
2. Актуализация и повторение изученного классного и домашнего материала, включающего в себя словарный диктант с взаимопроверкой по эталону. Цель: отработка орфограммы «Проверяемая безударная гласная в корне», тренировка в фонетическом разборе и выполнение морфемного разбора. | | - Ну, а сейчас мы переходим к нашей работе и покажем всем нашим гостям, что умеем и чему готовы научиться. Я вам раздаю карточки для написания словарного диктанта. Подпишите свои работы, обозначьте вариант. На какую орфограмму словарный диктант? – Проверяемая безударная гласная в корне. Посчитайте количество ошибок на эту орфограмму (у меня она подчеркнута в словах), если они есть. А сейчас я вам предлагаю составить и записать по одному распространённому предложению с любым из данных словосочетаний. А кто – то, возможно, составит даже и сложное предложение. Один из желающих поработает у доски и найдет ошибки в выполненных заданиях. | Пишут словарный диктант. Меняются карточками и выполняют взаимопроверку по эталону. Дети составляют предложения и зачитывают их. Проверяет морфемный разбор слова «мглистый» и фонетический разбор слова «инеем», исправляет ошибки. | Познавательные: выпол-няют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3. Введение в тему урока и целеполагание. Цель: Постановка цели учебной деятельности. | | Итак, ребята. Я знаю, что вы любите поиграть и предлагаю вам игровое задание. Перед вами карточка с алфавитом. Каждая буква имеет свой порядковый номер. Ниже зашифровано слово, которое нужно разгадать. 1-я буква, которую вы найдёте, будет 6-й буквой этого слова, потом 5-я и т. д. Разгаданное слово - это тема урока. Запишите дату, «Классная работа» и тему. Скажите, какие вопросы у вас возникли, когда узнали новую тему - ПРИСТАВКА Что это? Зачем? Как применить? | Расшифровывают слово «приставка» Обдумывают. Формулируют и озвучивают собственные вопросы. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
4. Погружение в тему урока. Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения. | | В самом слове «приставка» она имеется? – да, при-. Почему? – Стоит перед корнем. Так что это? – Учебник, стр. 21 – определение. Зачем? – Учебник, стр. 21 – определение. Найдите ответ в определении. – Для образования новых слов. Как применить? Рассмотрим картинки, обсудим: 1-я – вносит, 2-я – выносит, 3-я – переносит. От какого слова образованы новые слова? – носить. Что меняет приставка в слове? – Лексическое значение. Я пре | Дают ответы на вопросы учителя. | Личностные: осознают свои трудности и возможности в учении и стремятся к их преодолению. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. Регулятивные: действуют по плану. |
5. Реализация объяснения темы. Цель: Уточнить общий характер нового знания и зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | | - Вот, что сказал К. И. Чуковский о приставке: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Давайте попробуем убедиться в правдивости этих слов. Перед вами таблица. Действие длилось 2-я группа | Действие ч началось 1-я группа | Действие закончи лось 3-я группа | без приставок | с приставками | прятаться | спрятаться | | шла | пришла | ушла | копались | закопались | выкопались | ныряли | занырнули | вынырнули | кружились | закружились | прокружились | Предлагаю заполнить таблицу глаголами. Как думаете, что может кружиться? – Снежинки. Да. Когда происходит действие? - Зимой. А куда можно нырять и где копаться зимой? – В снегу. Здесь у слов есть приставки? – Нет. А действие началось, закончилось или длилось? – Длилось. Как изменятся эти слова, если действие началось? (заполняем 2-ю колонку), закончилось? (заполняем 3-ю колонку). 2-я и 3-я колонки – слова с приставками. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, выполняют задания, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают вывод: при помощи приставки образуются новые слова, меняется лексическое значение слова, а часть речи остается неизменной). | Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения. Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: производят учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную фронтальную деятельность, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6.Закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: решить типовые задания на новый способ действий в группе. | Слайд с изображением глухаря. | - А можно ли представить себе зимнюю картину, что происходит, используя в своём рассказе эти слова? О чём и о ком будет история? А теперь посмотрите на картинку. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и составить 3 рассказа, где действие началось, длилось и закончилось. | Принимают участие в групповой работе, выполняют задание на карточке. | Личностные: участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные ответы. |
7. Включение в систему знаний и закрепление Цель: Выявление границы применимости нового знания и использования его в системе имеющихся знаний. | | У нас получилось 3 рассказа о зиме и о глухарях. Чем они отличаются? – В одном глаголы без приставок, в 2-х других – с приставками. В одном действие начиналось, в другом шло, в третьем – заканчивалось. Как мы добились этого? – Изменили глаголы с добавлением приставок. | | Личностные: понимают, в чем значение знаний. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Регулятивные: производят учебные действия в группе. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Подведём итог уроку: 1. Что такое приставка? – Значимая часть слова, которая стоит перед корнем. 2. Зачем нужны приставки? – Для образования новых слов. 3. Как применяются? – В предложениях и текстах изменяются слова с помощью приставок и изменением оттенка лексического значения слова. | С троят небольшие монологические высказывания с опорой на вопросы учителя. | Личностные: понимают, в чем значение знаний. Регулятивные: оценивание Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли. |
9. Домашнее задание | | Запишите д. з.: упр. 453 | Записывают д. з. | |