Открытый урок русского языка в 6 классе 14 декабря 2018 года
Учитель: Царёва Г.Р.
Открыт 1 слайд (урок русского языка в 6 класс)
Звонок, дети встали около своих парт. Я читаю со 2 слайда (о готовности к уроку)
Я: Здравствуйте, садитесь. Покажите мне, пожалуйста, смайликами настроение, с которым вы пришли сегодня на урок. Желаю, чтобы позитивное настроение сохранилось до конца занятия, чтобы урок прошёл для всех удачно.
Ну, а формула удачи (показываю 3 слайд) проста: (улыбка-настроение-вера в себя-результат)
Открываем рабочие тетради. Записываем число, классная работа.
Посмотрите внимательно на подчёркнутые слова. Что общего у них между собой и материалом предыдущих уроков? (имена сущ.)
Давайте вспомним изученный материал об именах существительных. (слайд 4
Лингвистическая разминка) (Ученица к доске)
Классу: Задаём вопросы по основным понятиям, связанным с именами существительными (1) что такое имя сущ. 2) как оно изменяется 3) какие грамматические признаки известны? 4) какие существительные разносклоняемые?) (15 мин. от урока)
Давайте все эти группы существительных рассмотрим. Работаем в группах. Через 3 минуты слушаем ваши наблюдения (каждой группе-карточку, пересаживаемся)
Вопрос: Какие это существительные? (склоняемые) Верно, пишу в схеме на 1 доске существительные (2 стрелки) - склоняемые, т.е. изменяются по падежам.
А что вы можете сказать о существительном КАШПО? (на доске) Можем мы определить, к какому склонению оно относится? Где мы можем найти подсказку? (в учебнике, в словаре)
Давайте обратимся к толковому словарю в конце учебника (с.175):
Прочитайте вслух словарную статью. Что скрывается за пометой НЕСКЛ.? Ваши предположения?
Известен нам этот материал? (нет)
Какова же тема нашего урока? (несклоняемые имена существительные)
Записываем в тетрадь, а я на доске красным мелом
Цели урока? (дети: 1) познакомиться 2) чему должны научиться? (различать склоняемые и несклоняемые сущ.) 3) потренироваться по данному материалу)
Давайте отдохнём немного – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ДРУЖНО ПО ЛЕСУ ГУЛЯЕМ (шагаем на месте)
И ЛИСТОЧКИ СОБИРАЕМ (НАКЛОН ВПЕРЁД)
СОБИРАТЬ ИХ КАЖДЫЙ РАД
ПРОСТО ЧУДНЫЙ ЛИСТОПАД (РУКАМИ ВОЛНЫ СОЗДАЁМ)
Тихонько садимся и продолжаем наш разговор о несклоняемых именах существительных. К доске ...
Задание: Записать падежные формы слова КАШПО (На доске И.п.- кашпо…)
Обратите внимание: для всех падежей одна и та же форма. О чём это говорит? Есть ли окончание? Подчеркнуть основу.
Вывод: несклоняемые-это существительные, которые не изменяются по падежам, т.е. не склоняются.
Об этом даже есть весёлый урок Радионяни. (5 слайд) Задание: при его прослушивании выписать в тетрадь все несклоняемые существительные, которые вы выделите, и подумать, в чём их особенность. (Приготовились. Внимание. Начали) –РАДИОНЯНЯ (6 мин.)
Проверка. Какие несклоняемые существительные выписали? (метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фойе, пенсне, кафе, бюро, какао, депо, колибри, жюри)
_____________________________________
Словарная работа: объясните, пож-та, лексическое значение слов КАШНЕ, ПЕНСНЕ, КОЛИБРИ (слайды 6-8)
___________________________________________________
Вопрос следующий: В чём особенность выписанных несклоняемых существительных? (неизменяемые слова)
Открываем учебник на стр. 141. (запись на доске) Зачитать словарные слова…
Каково их происхождение? (1вар. В толковом словаре находит, из какого языка пришло к нам слово ПЛАТО (стр. 179), а 2 вар. – ЖАЛЮЗИ (стр. 173)
ИЗ французского, а это значит, что несклоняемые существительные…. (иноязычные)
Да. Обычно несклоняемые сущ. заимствованы из других языков. Какие конкретно к ним относятся? Давайте поработаем с параграфом 47 учебника (стр. 140-141) (запись на доске)
Заполним таблицу на карточке «Несклоняемые существительные» (оформляю на доске)
К ним относятся | примеры | +/- | Род |
1)Сущ. иноязычного происхождения с конечной гласной -О,-Е, -И,-У,-Ю, -А | Такси, шоссе, меню, пальто, какаду, Дюма | | |
2) иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола, оканчивающиеся на согласную | Миссис, Войнич | | |
3) русские и украинские фамилии на –О и –ИХ (-ЫХ) | Сухих, Шевченко | | |
4) сложносокращённые слова | СМИ, РФ | | |
| | | |
Оценка | | | |
В качестве закрепления допишите в эту таблицу несклоняемые существительные из загадок (читаю):
Сорт мороженого на палочке (эскимо-1 группа)
На этой лошадке не прочь прокатиться любой из вас (пони-1 группа)
Эту секцию посещают ребята нашей школы (дзюдо или самбо)
Этот университет носит имя великого русского поэта и учёного М.В.Ломоносова (МГУ –аббревиатура – 4 группа)
Этим словом обращаются в английском языке к незамужней девушке (мисс – 2 группа)
Самопроверка. Проверяем. (заранее на доске критерии оценки-5-5+; 4-4+; 3-3+; 2-+) (в 3 графе таблицы +/-)
Наш урок, к сожалению, заканчивается. Подведём итоги. (9 слайд) (1) Какую цель ставили? 2) Удалось ли её достичь?)
(10 слайд) Рефлексия
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Вызвало затруднение…
(11 слайд) Д/з параграф 47, упр. 266 (читаем задание) (вопросы?) + кто желает, дополнительное задание на карточке
Я: (слайд 12) Спасибо за урок. Благодарю за творческую работу. Оценки получают…
До свидания. Урок окончен.