Изучить строение формул цветков семейств; познакомиться с ролью семейств в полеводстве; научить распознавать на гербарных экземплярах виды растений разных семейств.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Презентация, рабочие листы урока, гербарные экземпляры цветковых растений, модели цветка.
Этап урока | Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Результат деятельности |
I этап. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 мин | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Высказывает добрые пожелания детям | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | − Здравствуйте ребята, садитесь. А теперь повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи друг другу, в том числе и мне, ведь мы – одна команда! Улыбнулись мне, друг другу, настроились на исследовательскую работу | Личностные умения: адекватное отношение к учебной деятельности. Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ |
II этап. Актуализация знаний - 4-5 минут | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение опорных знаний | Отвечают на вопросы учителя | Каковы признаки класса однодольных и двудольных растений? (интерактивная игра, распределить признаки по классам) Отгадать названия семейств по лабиринтам. Вспомнить все названия семейств: Пасленовых, Бобовых, Розоцветных, Крестоцветных, Сложноцветных. - Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут обобщить знания. Сегодня вы обобщите знания о самых важных и распространенных в нашей местности семействах класса Двудольные растения. | Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика Познавательные умения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя задания, полученные на уроках, использование знаково-символических средств. Регулятивные умения: проявлять познавательную инициативу. |
III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут | Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Постановка проблемного вопроса. | Предлагают формулировки целей и задач урока | -Ребята, вы уже определили тему урока? Следовательно, какова цель нашего урока? (выделить основные особенности растений семейств пасленовых, крестоцветных, розоцветных, мотыльковых, сложноцветных, узнать их представителей и значение в жизни человека. -Как вы думаете, где могут пригодятся вам эти знания в жизни? | Познавательные умения: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование Регулятивные умения: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива. Личностные умения: смыслообразование. Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 7-8 минут | постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | Организует целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организует образовательные ситуации развивающего типа. Организует исследовательскую работу | Работа в группах: распределяют роли, составляют план работы, работают по алгоритму, обсуждают результаты | Самостоятельная работа с учебником, натуральными объектами и рабочим листом. Работа в группах (5 групп). Работа по алгоритму: 1)Рассмотреть на моделях все части цветка и записать формулу. 2)Определить модель цветка какого растения и к какому семейству относится. 3)Назвать характерные признаки семейства (соцветие, плод, особенности строения и расположения лепестков). | Познавательные умения: поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, Регулятивные умения: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные умения: смыслообразование |
V. Первичное закрепление - 4-5 минут Физкульт- минутка | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Организует образовательные ситуации развивающего типа | Характеризуют семейства Выполняют задание, заполняют таблицы | 1)Обсуждение данной работы с дополнениями и уточнениями учителя; сопровождение- слайды презентации. 2)Фиксирование результатов исследований в рабочий лист (таблица) Соревнование любознательных . Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх и хлопаете в ладоши, а если неверное, тихонько топаете. 1.К семейству Пасленовые относятся растения с одной семядолей; 2. Горох, фасоль, соя – растения семейства Мотыльковые; 3.Белена черная, дурман обыкновенный, белладонна – неопасны для человека; 4.Плоды Сложноцветных – ягода: 5. Плоды Пасленовых - ягода | Познавательные умения: умение устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные умения: умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогичес кой формами речи |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут | Обобщение знаний учащихся об изученных семействах установить степень усвоения учащимися темы | Создает условия для самоконтроля, коррекции, и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся | Работают по рабочему листу, продолжают заполнять таблицу. | 1)Обозначают роль каждого семейства в жизни человека на примере нескольких видов растений. 2)Сопоставить количество представителей видов каждого семейства и их названия на основании значения растений. 3) Выявить лишние растения в каждом семействе. | Познавательные умения: умения делать выводы и умозаключения. Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи. Регулятивные умения: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 мин | Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности. | Проводит беседу по вопросам достигнуты ли цели, пригодятся ли им полученные знания? Домашнее задание. | Участвуют в беседе. Самооценка знаний. Домашнее задание: Заполнить пропуски в тексте. | Ответить на вопрос: Где могут пригодиться все полученные знания на сегодняшнем уроке? Домашнее задание. Закрасить лепестки цветка с теми словами, которые характеризуют, как прошел урок. | Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества. Личностные умения: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |