СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Семейства класса Двудольные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение пройденного материала для 7 класса. Подойдет для любого учебника. Возможно проведение в рамках кружка или элективного курса. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Семейства класса Двудольные"»

Технологическая карта урока.


1. Ф.И.О. учителя:  Кручинина Елена Сергеевна   

2. Место работы:   МАОУ Московская СОШ

3. Учебный предмет:    Биология

4. Класс:       6

5. Дата проведения:  30.01.2023

6. Автор УМК (программы учебного курса):   В.В.Пасечник

7. Тема урока: Семейства класса двудольные.

8.Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

9. Цели  урока:

Предметные: обобщить знания об особенностях строения растений семейств Пасленовых, Бобовых, Розоцветных, Крестоцветных, Сложноцветных, и их многообразии.

Воспитательные: умения работать в группе, в паре, выполнять задания, делать самопроверку.

10. Задачи урока:

Формировать УУД:

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению растений семейств Пасленовых, Мотыльковых, Сложноцветных; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы (гербарные экземпляры), знать биологические особенности строения цветков разных семейств.

Предметные УУД:

Изучить строение формул цветков семейств; познакомиться с ролью семейств в полеводстве; научить распознавать на гербарных экземплярах виды растений разных семейств.

11. Основные понятия: Семейство Пасленовые, семейство Мотыльковые (Бобовые), семейство Сложноцветные (Астровые), семейство Розоцветные (Розовые), семейство Крестоцветные (Капустные).

Планируемые результаты

Предметные: Знать особенности семейств Пасленовых, Мотыльковых, Сложноцветных, Розоцветных, Крестоцветных; знать формулы цветов семейств; уметь определять вид растения, его семейство по гербарным экземплярам цветковых растений; узнавать растения на фотографиях и определять их семейство, значение.

Личностные: Умения проводить самооценку на основании критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Организация пространства

Формы работы :  фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Ресурсы: учебник «Биология 5-6 класс» В. В. Пасечник.

Презентация, рабочие листы урока, гербарные экземпляры цветковых растений, модели цветка.


Этап урока

Цели деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Результат деятельности

I этап. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 мин

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Высказывает добрые пожелания детям

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

− Здравствуйте ребята, садитесь.

А теперь повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи друг другу, в том числе и мне, ведь мы – одна команда!

 Улыбнулись мне, друг другу,  настроились на исследовательскую работу

Личностные умения: адекватное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

II этап. Актуализация знаний - 4-5 минут

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение опорных знаний

Отвечают на вопросы учителя

Каковы признаки класса однодольных и двудольных растений?

(интерактивная игра, распределить признаки по классам)

Отгадать названия семейств по лабиринтам. Вспомнить все названия семейств:

Пасленовых, Бобовых, Розоцветных, Крестоцветных, Сложноцветных.


- Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока.

Они нам помогут обобщить знания.

Сегодня вы обобщите знания о самых важных и распространенных в нашей местности семействах класса Двудольные растения.

Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика

Познавательные умения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя задания, полученные на уроках, использование знаково-символических средств.

Регулятивные умения: проявлять познавательную инициативу.

III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Постановка проблемного вопроса.

Предлагают формулировки целей и задач урока

-Ребята, вы уже определили тему урока?

Следовательно, какова цель нашего урока? (выделить основные особенности растений семейств пасленовых, крестоцветных, розоцветных, мотыльковых, сложноцветных, узнать их представителей и значение в жизни человека.



-Как вы думаете, где  могут пригодятся вам эти знания в жизни?  


Познавательные умения: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование

Регулятивные умения: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива.

Личностные умения: смыслообразование.

Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 7-8 минут

постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

Организует целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организует образовательные ситуации развивающего типа.

Организует исследовательскую работу

Работа в группах: распределяют роли, составляют план работы, работают по алгоритму, обсуждают результаты

Самостоятельная работа с учебником, натуральными объектами и рабочим листом. Работа в группах (5 групп).


Работа по алгоритму:


1)Рассмотреть на моделях все части цветка и записать формулу.

2)Определить модель цветка какого растения и к какому семейству относится.

3)Назвать характерные признаки семейства (соцветие, плод, особенности строения и расположения лепестков).


Познавательные умения:

поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму,

Регулятивные умения:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности

Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли Личностные умения:  смыслообразование

V. Первичное закрепление - 4-5 минут

Физкульт-

минутка

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Организует образовательные ситуации развивающего типа

Характеризуют семейства

Выполняют задание, заполняют таблицы

1)Обсуждение данной работы с дополнениями и уточнениями учителя; сопровождение- слайды презентации.

2)Фиксирование результатов исследований в рабочий лист (таблица)


Соревнование любознательных .

 Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх и хлопаете в ладоши, а если неверное, тихонько топаете.

1.К семейству Пасленовые относятся растения с одной семядолей;

2. Горох, фасоль, соя – растения семейства Мотыльковые;

3.Белена черная, дурман обыкновенный, белладонна – неопасны для человека;

4.Плоды Сложноцветных – ягода:

5. Плоды Пасленовых - ягода

Познавательные умения: умение устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные умения: умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, владеть монологической и диалогичес
кой формами речи

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут

Обобщение знаний учащихся об изученных семействах установить степень усвоения учащимися темы

Создает условия для самоконтроля, коррекции, и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся

Работают по рабочему листу, продолжают заполнять таблицу.

1)Обозначают роль каждого семейства в жизни человека на примере нескольких видов растений.


2)Сопоставить количество представителей видов каждого семейства и их названия на основании значения растений.


3) Выявить лишние растения в каждом семействе.

Познавательные умения: умения делать выводы и умозаключения.

Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные умения: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 мин

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности.

Проводит беседу по вопросам достигнуты ли цели, пригодятся ли им полученные знания?

Домашнее задание.

Участвуют в беседе.

Самооценка знаний.

Домашнее задание:

Заполнить пропуски в тексте.

Ответить на вопрос: Где могут пригодиться все полученные знания на сегодняшнем уроке?


Домашнее задание.


Закрасить лепестки цветка с теми словами, которые характеризуют, как прошел урок.

Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные умения:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества.

Личностные умения: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!