СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Щелкунчик"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Щелкунчик"»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Артемовская основная школа №9»



Разработка открытого урока

по технологии

для 2 класса по теме:

Урок по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик»









Тема: Урок по сказке Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Цель:

Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано

Задачи:

  • Образовательные: 

– формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать;

- закрепить представление о сказке, как о сокровищнице мудрости, о поучительности, как жанровом признаке волшебной сказки;

  • Развивающие:
    – развивать творческое видение учащихся, воображение, память; 
    – формировать умение грамотно работать с книгой,

  • Научиться делать елочные игрушки своими руками

Воспитательные: 

– подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

– продолжить формирование интереса к предмету;

- воспитывать культуру восприятия авторской литературы сказочного жанра, прививать любовь к чтению, практической работе своими руками
Тип урока. Открытия новы знаний

Оборудование. Наглядный материал, раздаточный материал для работы, шкатулка, орешки , письмо, аудиозапись.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем не совсем обычном уроке. У нас сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их кивком головы.

Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний

-Сегодня на уроке мы поговорим об удивительной истории, которая приключилась однажды в канун Нового года.

-Что такое сказка?

-Какие бывают сказки?

- Сегодня мы будем разговаривать о сказке «Щелкунчик» и сможем окунуться в волшебный мир и прогуляться по сказочному городу , где Вы встретите «Мышиного короля» и других персонажей и конечно же, самого Щелкунчика и Мари…


111.Первичное восприятие нового материала

1.Подготовка к восприятию


-Давайте на минуточку закроем глаза и перенесёмся в волшебную страну сказки, а поможет нам в этом прекрасная музыка П.И. Чайковского, который однажды услышал эту волшебную историю и пересказал ее на языке музыки.

В Рождественскую ночь ударили часы,

И в мир волшебный двери отворились!

Мы снова с вами в сказке очутились.

С секретами ее знакомы вы?

2.Знакомство с автором сказки

- Сладкие звуки музыки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко… в мир сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (1776–1822) -немецкий писатель, композитор и художник.

Он родился в Кёнигсберге.

Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика.

В 19 лет он начал писать свои первые романы и сказки, которые позже и принесли ему всемирную известность.

«Щелкунчик и Мышиный Король» — одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.

Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками.

Немного истории…

Когда появился первый Щелкунчик, кто его сделал и почему деревянные щипцы для колки орехов в виде солдатика стали так популярны на Рождество?

Увидев Щелкунчика, каждый из нас вспоминает что-то доброе, искреннее, чудесное. Кто-то — любимый мультфильм, а кто-то только вчера читал сказку Гофмана своему маленькому рыцарю или принцессе. Но, полюбив историю отважного деревянного человечка с детства, не все из нас знают историю этой игрушки. Откуда берет начало Щелкунчик и почему он стал символом Рождества во многих странах?

Щелкунчик родился в городке Зайфен в Рудных горах Германии и существует уже более 300 лет. Он представляет собой механическую куклу-солдатика, блестящую от лака, в треуголке и изящном мундирчике, с бородкой из кроличьего меха, с маленькой косичкой сзади, с сабелькой и воинственной челюстью. В рот вкладывается орех, дергается косичка, челюсти смыкаются — крак! — и орех расколот.

В долгие зимние вечера рудокопы любили посидеть в домашнем тепле, вырезая из душистого деревянного чурбачка забавную зверюшку, героя народной сказки, злую соседку, похожую на ведьму, или ненавистных притеснителей — князя, барона, выколачивающих кнутом последнюю копейку у бедняка рудокопа. Жадного притеснителя изображали с зубастым, огромным, прожорливым ртом. Какому-то весёлому резчику пришла в голову озорная идея — заставить деревянного уродца щёлкать орехи. Пусть потрудится и посмешит рудокопов! 

Так появился на свет Щелкунчик — деревянная кукла-карикатура — король, разбойник и жандарм, фабрикант и мироед. Создавая фигурки из различной величины цилиндрических болванок, мастера получали сначала «ломаный» корпус, а затем, при помощи бумаги, перьев, меха и соответствующей разрисовки достигали поразительно живого изображения. При своих крошечных размерах щелкунчик относился к самым дешёвым игрушкам, что также послужило его широкому распространению и популярности.

-А сейчас мы почитаем отрывок сказки «Щелкунчик и Мышиный король».

-Готовы?

Итак, сказка начинается.

Ах, да я забыла, у нас есть посылка для 2 класса…, что там я не знаю. Здесь есть письмо. Написано открыть только после того, как прочитаем рассказ.

Ну что ж только прочитав сказку, мы сможем открыть этот волшебный сундучок и посмотреть, что там.

Комментированное чтение

24 декабря…

Ночь с 24 на 25 декабря – рождество у католиков по старому, дореволюционному календарю.

Небольшой немецкий городок. В доме Зильбергауса - праздник. Множество гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей Зильбергауса (Мари, Фрица) и их маленьких гостей. Детвора резвится, любуясь полученными подарками.

Появляются гости. Часы бьют полночь. Но среди гостей не видно старика Дроссельмейера – крестного маленькой Мари. А вот и он! Его появление вносит оживление. Старый чудак всегда придумает что-нибудь забавное. Вот и сегодня в костюмах Арлекина и Коломбины заведенные куклы танцуют. Дети в восторге, но Зильбергаус, опасаясь, что замысловатые игрушки испортятся, приказывает унести их до поры до времени. Это вызывает огорчение Мари и Фрица. Желая утешить детей, Дроссельмейер вынимает из чемодана новую смешную куклу – Щелкунчика. Она умеет раскалывать орехи. Старик показывает детям, как нужно приводить куклу в действие. Озорной Фриц хватает Щелкунчика и вкладывает ему в рот самый большой орех. У Щелкунчика ломаются зубы. Фриц бросает игрушку. Но Мари поднимает с пола изуродованного Щелкунчика, повязывает ему голову платком и укладывает спать на кровать любимой куклы.

-Как бы вы поступили по отношению к новой игрушке: как Фриц или как Мари?

Гости исполняют старинный танец. Бал окончен. Все расходятся. Детям пора спать…

… Маленькой Мари не спится.

– Долго Мари устраивала Щелкунчика на ночлег, вплоть до того момента, когда часы начали бить полночь. 12 часов… да ещё в Рождественскую ночь… Самое время для чудес! Что же произошло?

-Как вы думаете, почему она не может заснуть?

-Что её тревожит?

Она встает с постели и подходит к Щелкунчику, оставшемуся в темном зале. Но что это? Из щелей на полу появляется множество блестящих огоньков. Это большие глаза мышей. Как страшно! Их становится все больше и больше. Комната наполняется мышами. Мари бежит к Щелкунчику искать защиты.

Лучи луны заливают своим волшебным светом зал. Куклы и игрушки оживают, зайчики бьют тревогу. Часовой у будки салютует ружьем и стреляет, куколки бегают в испуге, ища защиты. Появляется отряд пряничных солдат. Мышиное войско наступает. Мыши одерживают победу и с торжеством пожирают трофеи – куски пряников. – Что особенно поразило Мари?

– Страшный мышиный король.

– Нет, она совсем не боялась мышей, просто у него было 7 голов (снова число 7), а это уже по-настоящему страшно.

– Как ведут себя мыши, куклы? А Щелкунчик? Его резервы – пряничные человечки. Разве это армия? Кто спасает его?

Мышиный король приказывает войску возобновить нападение и, видя неудачу, вступает в единоборство со Щелкунчиком. Мари снимает с ноги туфельку и бросает ее в Мышиного царя. Щелкунчик тяжело ранит своего врага, который вместе с мышиным войском спасается бегством.

И вдруг из уродца Щелкунчик превращается в красивого юношу. Он становится на колени перед Мари и предлагает ей следовать за ним. Они подходят к елке и скрываются в ее ветвях…

– Ребята, представьте себе весь тот страх, который могла испытать Мари, видя это сражение. Теперь понятен и её обморок, и её долгая болезнь.

Выздоравливающей Мари крёстный рассказывает “Сказку о твёрдом орехе «Кракатук»”. В чём смысл этой сказки?

В сказке описывается конфликт между королевством родителей принцессы Пирлипат и миром мышей Мышильды. Мышильда съедает сало, предназначенное для «колбасного пира», король мстит ей, а Мышильда накладывает заклятье на принцессу. Дроссельмейеру, придворному часовщику и чудодею было приказано « вернуть прежний облик принцессе . Совместно с придворным звездочетом они находят средство избавления принцессы. «Пирлипат достаточно съесть ядрышко ореха Кракатук. Но он твердый и Щелкунчик сумел разгрызть твердый орех Кракатук…

Много вопросов ставит перед читателями сказка Гофмана, о многом она заставляет размышлять. Если хотите узнать, как сложится судьба Щелкунчика дальше, прочитайте сказку до конца. Пока же можно твёрдо сказать одно: Рождественская ночь подарила Мари встречу с чудом, с прекрасной сказкой.

Но это лишь одно из превращений и чудес, на которые так богата жизнь и которые видел и чувствовал во всем великий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.

– Чему учат сказки? (Не мириться со злом, стремиться наказать его, торжествовать должно только добро; не надо гоняться за счастьем, сумей рассмотреть его – оно рядом, даже в самом обычном.)

-Ребята, к какому литературному жанру относится произведение «Щелкунчик и Мышиный король?» (Волшебная сказка).

  1. Мир волшебной сказки делится на свой и чужой

  2. В волшебной сказке есть чудесные превращения

  3. У главных героев есть волшебные помощники

  4. Магические числа

  5. Трудные испытания для главных героев

  6. Победа добра над злом


Итак, мы можем открыть посылку. В ней вопросы викторины на которые нужно ответить, чтобы получить подарок , который приготовил Щелкунчик

Вопрос № 1 
Какой праздник наступил в этой сказке? 

 Новый год 
 Рождество

 День рождение 
 Восьмое марта 

Вопрос № 2 
Кем был Щелкунчик до превращения в куклу? 

 простым человеком 
 куклой 
 принцем 
 Мышиным Королем 

Вопрос № 3 


Кто заколдовал Щелкунчика? 

 Мышиный Король 
 Ведьма
 Фея
 Баба - Яга 

Вопрос № 4 
Откуда у Мари появился Щелкунчик? 

 нашла на улице 
 подарили родители 
 купила в магазине 
 нашла под елкой 

Вопрос № 5 

Что надо было Щелкунчику для снятия чар? 

 молодильные яблочки 
 орех Кракатук 
 волшебная палочка 
 звездная пыль 

Вопрос № 6
Чем закончилась сказка? 

 свадьбой
 приключением 
 балом
 расставанием

Физминутка


А теперь я предлагаю Вам приступить к следующему этапу нашего урока мастер-классу по изготовлению елочных украшений- мышек из войска мышиного короля и ореха «Кракатук» из сказки Щелкунчик.


Итак приступим


Мастер-класс

Новогодняя игрушка. Волшебный орех «Кракатук»

Орехи бывают разные, съедобные и волшебные, те, которые умеют исполнять желания, но чтобы такой орех появился у вас в руках, надо очень и очень постараться. Как вы, надеюсь, поняли его нельзя купить, а надо создать самому или вам орех должен подарить очень добрый человек. Никто не знает, преподнесут вам такой орех или нет ждать не стоит, лучше давайте сделаем его своими руками. Но прежде хочу сказать, что исполняет орех только одно и обязательно доброе желание,  происходит это в канун Нового года, когда под бой курантов каждый из нас вспоминает о своей заветной мечте. Возьмите свой волшебный орех и прижмите его к сердцу, ведь именно там рождаются наши самые добрые помыслы и загадайте то, чего бы вы очень хотели, но прежде чем загадывать, надо приложить усилия. А теперь , чтобы это желание сохранилось нужно завернуть орех в фольгу и не потерялся орех под елкой нужно замотать в органзу, перевязать лентой.

Новогодняя игрушка на елку «Мышка и фоамирана»


Сегодня мы будем делать мышей из мышиного войска из сказки «Щелкунчик» . Материал для работы мы будем использовать новый – фоамиран (вспененная резина)

1. Вырезать по шаблону все детали мышки.

2. Приклеить детали мордочки, ушек

3. Украсить мышку

4. Сделать петлю из ленты на готовое изделие .

Изделие готово !

VI.Итог урока.

-Молодцы, вы хорошо работали на уроке и Щелкунчик подготовил вам подарки, орехи с пожеланиями они находятся в посылке. Возьмите их и каждый прочитает пожелание адресованное каждому после урока.

Героев круг очерчен нами

А что же ждет их, знаешь ты?

Вперед, вперед за чудесами

Зовут нас книжные листы