СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Слитное и раздельное написание Не с причастиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Слитное и раздельное написание Не с причастиями"»



Открытый урок




Тема: Слитное и раздельное написание Не с причастиями

7 класс

24.10.2013г.



Щербина Е. К.

Учитель русского языка и литературы

«Коротоякская» СОШ





























Урок по русскому языку в 7 классе.


Тема: Слитное и раздельное написание Не с причастиями

Тип урока: Освоение новых знаний (урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ЭОР, первый по теме).


Цели

обучающие:

- создать условия для формирования языковой компетенции учащихся через освоение правила написания не с причастиями, умения использовать ЭОР для усвоения и закрепления новых знаний;

развивающие:

- содействовать формированию умения аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли;

- развитие умения самостоятельно работать с текстом;

- оценивание своей учебной деятельности и деятельности своего партнёра;

- развитие орфографической зоркости, внимания, мышления.

воспитательные:

- формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку;

- воспитание аккуратности и добросовестности;

- ответственность за результаты своего труда;

эстетическое восприятие окружающего мира.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация Power Point к уроку;

  • Русский язык. : Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: «Просвещение», 2011.

  • Карточки



I. Организационный момент.
Цель:

- проверить организацию учащихся к началу урока;

- создать рабочую, доброжелательную атмосферу сотрудничества.

Задачи:
1) способствовать формированию эмоционального положительного фона;
2) стимулировать интерес к уроку.

Метод: внушение.

Доброе утро! Я рада вас всех приветствовать на уроке русского языка. Наш урок необычен тем, что к нам пришли гости. Поприветствуйте их кивком головы, выразите радость на лице, улыбнитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Посмотрите теперь на меня, подарите мне ваше хорошее настроение и отличные ответы.

Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строчку для записи темы урока. Её вы попробуете сформулировать сами.

II. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.


Цель: Выявить прочность усвоенных знаний по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных».

Задачи:
1) проверить изученный материал по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных», определить степень его усвоения;

2) развивать умение работать с орфограммой;

3) формировать умение аргументировать свои мысли.

Метод: устный опрос.

Учитель: Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать? Дома Вы должны были составить уникальное меню праздничного обеда. Это задание творческое. Каждый из вас получил карточку, в которой были перечислены составляющие вашего угощения. При составлении меню вы должны были вспомнить правило написания –н- и –нн- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Проверим, что у вас получилось.

Карточки сдаются.

(Слайд 3) «Творческое угощение»


Купле..ый банан.
Реза..ый батон.
Лишё..ый шкурки баклажан
Сваре..ый бульон.
На масле жаре..ый бекон.
Протуше..ый бифштекс.
В духовке испечё..ый кекс
В кастрюльку броше..ый чеснок
Кури..ых ног.
Вяле..ых лещей
Дроблё..ый орех.
Маринова..ный салат.
Уникальный рецепт.

Ученца (Суровцева Л.)

Возьмите купленный банан,
Добавьте резаный батон,
Лишённый шкурки баклажан
Закиньте в сваренный бульон.
На масле жаренный бекон
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов протушенный бифштекс,
В духовке испеченный кекс.
В кастрюльку брошенный чеснок
Приправа для куриных ног
А пара вяленых лещей
Вкусней тарелки кислых щей,
Вы в свёклу дроблёный орех
Бросайте быстро, без помех.
Ваш маринованный салат
Отведать каждый будет рад!

Учитель: (после опроса ученицы) Надеюсь, наши гости довольны угощением, а я удовлетворена ответом и оцениваю его на «отлично».

III. Изучение нового учебного материала.


Цель: обеспечить усвоение осознанных знаний, входящих в содержание темы урока.


Задачи:
1) показать условия выбора слитного и раздельного написания;
2) развивать умение работать с новыми понятиями;
3) содействовать становлению субъектной позиции будущего учителя.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, видеометод (демонстрация), беседа, объяснительно-иллюстративный.


Учитель: А теперь послушайте стихотворение Б.Заходера:


Чтение учителем стихотворения:

(Слайд 4 ) «Страна без частицы НЕ».


Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

- Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения Б.Заходера: с исчезновением приставки не- и частицы не, они избавились от сложной орфографической проблемы!
- Но мы не будем недоучками и недотепами, восстановим выделенные слова, объясним их написание.

Ученики восстанавливают выделенные слова, комментируя их правописание.

(Слайд 5) «Страна с частицей НЕ».


Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с НЕдоумением:
Что за НЕлепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была НЕразбериха,
И на НЕвзрачной клумбе у будки
Голубые цвели НЕзабудки.
И погода стояла НЕнастная,
И гуляла собака НЕсчастная.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли НЕдоучки.
И навстречу им утром рано
НЕУлыбалась царевна НЕСмеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.


Комментарий ученика.

Недоумением - сущ., не  слитно, так как без  не  не употребляется      
НЕлепое - прилаг. не  слитно, так как без  не  не употребляется      
НЕразбериха, - сущ., не  слитно, так как без  не  не употребляется

НЕвзрачной - прилаг. не  слитно, так как без  не  не употребляется      

Незабудки - сущ., не  слитно, так как без  не  не употребляется

НЕнастная - прилаг. не  слитно, так как без  не  не употребляется      

Несчастная - прилаг. не  слитно, так как без  не  не употребляется      

НЕдоучки. - сущ., не  слитно, так как без  не  не употребляется
НЕ улыбалась - не с глаголом пишем раздельно

НЕСмеяна - сущ., не  слитно, так как без  не  не употребляется


Учитель:

- Итак, что вы повторили? (Мы вспомнили условия написания не с прилагательными, существительными и глаголами.)


- Расскажите о правописании   НЕ  с существительными, прилагательными, глаголами.

Ученик:

Не с глаголами пишется всегда раздельно, кроме случаев, когда слово

не употребляется без не  (нездоровится).

Правописание  НЕ  с существительными и прилагательными.

Не   слитно, если

1. Без  не  не употребляется      (невод, нездоровится, нервный).

2. Можно заменить синонимом  без  не  или близким по значению выражением

    (неправда — ложь).

Не   раздельно, если

1. Есть противопоставление с союзом а           (не правда, а ложь).

2. С существительными при отрицании            (не волк).

3. С краткими прилагательными                        (не могуч).

4. С относительными прилагательными            (не золотой).

5. Если при существительном и прилагательном есть слова далеко не, вовсе не, совсем не     (далеко не красивый, совсем не правда).

6. Если зависимое слово — отрицательное местоимение

                                                                                (никому не интересный человек).

7. Прилагательное в сравнительной или превосходной степени

                                                                                (не громче, не красивейший).



(Слайд 6) Дублирует ответ ученика о правописании   НЕ  с существительными, прилагательными, глаголами.

Учитель:

Итак, сделаем вывод:

- Чем бывает не?


Ученик:


  • Частицей - пишется раздельно

  • Приставкой - пишется слитно

- Частью корня - пишется слитно



Дублирующий слайд 7.


Учитель:

- Для чего пригодится нам этот материал? (Для открытия нового знания.)


- Мы не зря встретились с жителями выдуманной страны. Эта встреча поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока.

Учитель:

Итак,

- Вы ещё далеко не всё знаете о причастии. Предлагаю вам прочитать диалог. (Слайд 8)

Учитель: Как вы думаете, когда «не» пишется с причастиями раздельно?

Антон: Я думаю, всегда раздельно. Как глагол. Причастие - форма глагола.

Лиза: Я думаю, как прилагательное. Когда есть противопоставление, тогда раздельно, а если нет, то слитно.


- Ответьте на следующий вопрос: «Кто из ребят прав?»

- У кого нет ответа? Что вы не можете сделать?

(Я не могу ответить на вопрос, кто из ребят прав, т.е. я не могу сказать когда «не» пишется с причастиями раздельно.)

- У кого есть ответ на вопрос, вы уверены, что ваш ответ правильный?

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить?

(Ответить на вопрос когда «не» пишется с причастиями раздельно, а когда слитно.)

- Почему у вас возникло затруднение?

(Я пока не знаю правила, по которому можно определить слитное или раздельное написание «не» с причастиями.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.


Как думаете, о чем мы будем с вами говорить?

- Какова цель вашей деятельности?

(Узнать правило написания не с причастиями.)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слитное и раздельное написание «не» с причастиями.)


Поставьте цели урока.

(Слайд 9).

1. Знать условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

2. Научиться правильно писать не с причастиями.

3. Повторить правила написания не с другими частями речи.


Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 10)
Тема: «Слитное и раздельное написание Не с причастиями»

Учитель: Так как причастие совмещает в себе 2 части речи (прилагательное и глагол) предлагаю вам обратить внимание на правописание частицы НЕ с другими частями речи. Это нам пригодится для выполнения последующих упражнений.

Карточки-помогайки лежат у вас на партах.

Учитель: Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот.

Во-вторых, причастие, как и прилагательное, может иметь краткую форму. Все это влияет на написание не с причастиями.

Проведем с вами небольшое исследование, в ходе которого рассмотрим возможные варианты, ответим на вопросы, сделаем записи в тетрадях и в результате сформулируем правило написания не с причастиями.


Разделите тетрадь на два столбика. (10 строчек).

В первом столбике напишите «слитное написание»,

а во 2-ом – «раздельное написание».

Запишите ниже под столбиками.

Ненавидящий взгляд.

- От какого слова образовано причастие? (от глагола ненавидят).
- Возможного ли употребление этого глагола и образованного от него причастия без не. (Невозможно).


Какой вывод можно сделать? Если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

Запишите: 1. Столбик . Причастие без не не употребляется.

2. Нерешенная задача.
- Есть ли при причастии зависимое слово? (нет)
- Какой вывод можно сделать? Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно.

Запишите: 1. Столбик . Причастие не имеет при себе зависимых слов.

3. Очень неподготовленное выступление.
- Какое значение имеет наречие очень? (Значение степени.)
- Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет при себе наречие степени, то пишется слитно.
Запишите: 1. Столбик. Причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т.п.).

Итак, когда причастие с не пишется слитно?

А теперь рассмотрим случаи раздельного написания.

1. Не работающий, а сломанный телевизор.
- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастием.
Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.
Запишите: 2. Столбик. Причастие имеет противопоставление.

2. Давно не работающий телевизор.
- Есть ли у причастия зависимые слова, т.е. образует ли он причастный оборот?
Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с не раздельно.

Запишите: 2. Столбик. Причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот).

3. Реки еще не скованы льдом.
- В чем особенность этого причастия? (Оно краткое)
Каким членом предложения оно является? (Сказуемым)
Какой вывод можно сделать? Краткие причастия пишутся с не раздельно.


Запишите: 2. Столбик с краткими причастиями.
Итак, когда причастие с не пишется раздельно?

Ученики делают вывод, а учитель открывает слайд о правописании не с причастиями до конца.

(Слайд 11) НЕ с причастиями.

Также предлагаю вашему вниманию алгоритм написания не с причастиями.

(Слайд 12)

Правописание НЕ с причастиями

1. Слово употребляется без НЕ?

НЕТ ДА

Пиши слитно 2. В какой форме причастие?

В полной в краткой

Пиши раздельно

3.Есть ли противопоставление?

ДА НЕТ

Пиши раздельно

4. Есть ли зависимое слово?

ДА НЕТ

Пиши раздельно Пиши слитно



(Слайд) 13 Алгоритм действий

1 шаг -  определить, в полной или краткой форме употребляется причастие

а) если в краткой – пишем раздельно,

б) если в полной – смотри п.2

2 шаг - употребляется ли причастие без не-

а) если не употребляется – пишем слитно,

б) если употребляется – см. п.3

3 шаг -  есть ли противопоставление с союзом «а»

а) если есть – пишем раздельно,

б) если нет – см. п.4

4 шаг -  есть ли подчёркнутое отрицание

а) если есть – пишем раздельно,

б) если нет – см. п.5

5 шаг -  есть ли у причастия зависимые слова

а) если нет – пишем слитно,

б) если есть – определяем, что они называют:

6 шаг – есть ли наречия меры и степени 

а) если есть  – пишем слитно,

б) если нет  – пишем раздельно.

Учитель:

- Задайте вопросы, если что непонятно.

Работа с учебником. Стр. 67. Орф. № 54.

Чтение. Подтверждение сказанного.


- А теперь ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 14

IV. Закрепление пройденного материала.
Цель:
закрепить навыки правописания не с причастиями.
Задачи:
1) проконтролировать степень усвоения знаний по теме;
2) развивать умение работать с текстами, научить видеть и исправлять грамматические и речевые ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий;
3) способствовать развитию самостоятельности мышления.
Методы: работа с книгой, репродуктивный, проблемный.


Работа с учебником.

Выполнение упражнения.

Стр. 69. Упр.137. Работа у доски с комментариями. Пользуемся карточками-помогайками – «Правописание не с различными частями речи».

Задание выполняется под цифрами 1, 4. Слова пишутся в 4 столбика: не с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями. Обращаем внимание на написание не с причастиями.


Работа со слайдами 15-18.

Учитель:

- Я люблю дарить подарки. Если бы я была владелицей цветочного магазина, я бы подарила вам каждому и нашим гостям по букету хризантем. К сожалению, я не владелица цветочного магазина, но подарок вам я все-таки сделаю. Я подарю вам легенду об этом удивительном цветке.

Слайд 15 Легенда о ХРИЗАНТЕМЕ

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н.э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании цветка, который рос на одном из (не) ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить (не) обыкновенный эл_ксир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не) навидевшему людей императору так и (не) удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.



Слайд 16. Ответить на вопросы.

- К какому стилю речи относится текст. (Художественный)
- Какие средства выразительности используются в этом тексте (сравнение – «золотой цветок», эпитеты, метафора – нераспустившееся сокровище).
- Определите тип речи. (Описание с элементами повествования).

2. Работа по развитию речи.
- Конечно, нелегко было в те далёкие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок.

Задание: Найдите ошибки в образовании причастий.

Слайд 17
1. Хризантема, не боящая(ся) заморозков, считается постоянным спутником осени. (Ошибка в образовании причастия)
2. Одна из высших японских наград, не утратящих (не утративших) своей ценности, называется орденом Хризантемы. (Ошибка в образовании причастия).

3. Работа по составлению текста Слайд 18.
- А теперь попробуем правильно употребить причастия с не при составлении текста и в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы.


По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По преданию, ________ силы, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.



Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся.

Комментарии учеников.

4. Цифровой диктант.
Учитель:

Сегодня вы узнали об условиях правописания не с причастиями. А сейчас сможете применить полученные знания, написав цифровой диктант.
Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1 – раздельно, 2 – слитно.


Дублирующий слайд 19. Цифровой диктант.


Не сшитый, а связанный костюм; трава не скошена; ненавидящий взгляд: не рассказанная на ночь сказка; нескошенная трава; правило не вызубренное, а осознанное.

(1, 1, 2, 1, 2, 1).
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы вашего товарища, пользуясь ключом-кодом. Если все ответы правильные, поставьте «5», 2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3».


V. Подведение итогов.


Цель: закрепить знания по пройденной теме.
Задачи:
1) систематизировать изученный материал;
2) развивать самостоятельность мышления и умение аргументировать свои мысли;
3) формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку;

4) формирование ответственности за результаты своего труда;

5) эстетическое восприятие окружающего мира.

Методы: самостоятельная работа.

Учитель:
- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?
(Правописание не с причастиями)
- Назовите условия слитного написания не с причастиями.
- Назовите условия раздельного написания не с причастиями.

VI. Задание на дом.
Цель: закрепить знания по пройденной теме.
Задачи:
1) систематизировать изученный материал;
2) развивать самостоятельность мышления и умение аргументировать свои мысли;
3) способствовать формированию интереса и любви к прекрасному.

Методы: самостоятельная работа, упражнения.

Параграф 24. Орф. № 54. Упр. 135. Упражнение выполняется по заданию.

Домашнее задание предполагает два уровня сложности.
1 уровень – раскрыть скобки.
2 уровень – раскрыть скобки, графически объяснить постановку знаков препинания при причастном обороте.



VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- В чем у вас было затруднение?

- Как вы открывали новое знание?

- Какие способы и приемы работы вы использовали на уроке?

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

Слайд 20. Рефлексия.

Учитель: Поднимите листочки со смайликами, чтобы мы видели, насколько хорошо или, может быть не очень мы усвоили урок.

Все молодцы, всем спасибо!

Спасибо за сотрудничество! (Слайд 21)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!