-Вспомним правило о правописании корней родственных слов: «Корни родственных слов пишутся одинаково». Учитель. Зима не приходит одна. С ней её верные слуги. Задание: - У вас на столах лежат конверты со словами. Вы должны составить из слов поговорку и назвать верных слуг Зимы. ( слайд 9) -Прочтите поговорку. Дети зачитывают, остальные дают оценку ( слайд 9) Мороз трещит – большому холоду быть. Учитель. Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему? (они близкие по значению, но не родственные, у этих слов разные корни). Учитель. Мороз и Холод захотели заморозить нас – прислали нам льдинки ( слайд 10) ,а на льдинках слова. Ребята, вы не испугались Мороза и Холода? Тогда обсудите в группе и разделите слова на две группы по признаку родства. - Запишите в два столбика. Выделите корень( записывают) Показывают готовность групп ( берутся за руки, поднимают руки вверх) - Первая группа, назовите родственников Мороза. -Вторая группа, назовите корень в этих словах. -Третья группа назовите родственников Холода и корень в этих словах. Вывод -Что такое корень?( дети составляют кластер) Работа над образованием слов с помощью суффиксов. - Какие забавы у детей зимой?( катаются с горы) –слайд 11 - А какие правила катания с горы вы знаете? Дети называют правила: 1.Подниматься на снежную горку можно только вместе подъёма. 2.Не съезжать, если предыдущий ребёнок ещё не съехал 3.Нельзя кататься стоя на ногах. 4.Нельзя кататься вблизи дорог. - Как называется большая горка? (гора). слайд 12 -Запишите в тетрадь это слово. - Как называется средняя? (горка) слайд 12 - Как называется маленькая? ( горочка) слайд 12 - Какие это слова? (однокоренные) Выделите корень. - Обсудите в группе с помощью чего образовалось каждое новое слово?( с помощью суффиксов) Выделите эту часть слова. Проверка( каждая группа называет по одному слову) -Что называется суффиксом? (дополняем кластер) Работа над образованием слов с помощью приставок. - Послушайте внимательно меня и дополните строки. Перед корнем есть…….. Слитно пишется она. И при помощи ………. Образуются слова Задания по группам слайд 13 1.Образуйте слова с помощью приставок. Запишите и выделите приставки. Задание для 1 группы. Образуйте слова с помощью приставок про-, на-, по-, за- – от слова дул. Задание для 2 группы. |