СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Состав слова. Закрепление."

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке показана работа в группах. Есть презентация к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Состав слова. Закрепление."»

Тема: Состав слова. (Закрепление).


УРОК: рус-

Школа:

КГУ « Тобольская средняя школа № 116»


ский язык






Дата:

Имя учителя:

Карпова Елена Петровна.





КЛАСС: 2

Количество присутству-

Количество отсутствующих:


ющих:





Цель

2.3.5.1 исправлять лексические, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя
2.3.7.5 определять значимые части слова; писать слова с суффиксами - и употреблять их в речи

2.3.7.6 определять значимые части слова; писать слова с приставками с-, по-, об-, за-, во-, пере- 


2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова












Развитие

1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения

3.5 Нахождение и исправление ошибок в работе

3.6 Соблюдение каллиграфических норм

3.7 Соблюдение орфографических норм

3.8 Соблюдение грамматических норм

навыков:








Все учащиеся смогут:



Повторить о всё о частях слова.


Большинство учащихся смогут:


Выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова. Объяснять значение слов с помощью родственных. Выделять в словах части слова.

Предполага-

емый ре-

Некоторые учащиеся смогут:

Разбирать слова по составу.

зультат:














Основные термины и словосочетания:


Состав слова, части слова, корень, суффикс, окончание, приставка, родственные слова, поговорка, кластер

Языковая



цель













План


Временное



планиро-

Планируемые мероприятия

Ресурсы

вание






1-2 мин

Создание положительного эмоционального настроя



Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

-Каким вы хотите видеть этот урок? Если вы со мной согласны, то хлопайте.

Увлекательным.

Скучным.

Интересным.

Познавательным.

Мы будем ссориться друг с другом.

Поможем друг другу, если это будет необходимо.


- Конечно, ребята, все эти правила мы должны помнить и соблюдать, ведь сегодня нам с вами предстоит поработать в группах.

- В каждой группе у нас есть спикер группы, который будет руководить работой в группе.

- Давайте повторим правила работы в группе ( на листах, называют группы поочерёдно)

-Оценивать друг друга можно сигналом, а можно использовать «Сигнал рукой»


Правила работы в группе


















Актуализация. Целеполагание.



Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей



урока.

Карточки с частями слова




Игра «Садись, не ошибись»


1группа 2группа 3 группа


-Ребята каждой группы посмотрите на свой отличительный значок.

Сядет та группа, чьё определение я прочитаю.

- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- А про какую часть слова мы с вами не сказали? ( корень)Что вы знаете о корне?

-Попробуйте сформулировать тему урока 1 слайд

( учитель вывешивает на доску название темы «Состав слова», для дальнейшего составления кластера)

- Ребята, сегодня при выполнении всех заданий на уроке мы будем составлять кластер « Состав слова»















3-4 мин


































Работа по теме урока.


5-12 мин


Чистописание.

- Прежде чем начать работу в тетради, давайте разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

«Зима»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть) 
Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)


- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Посмотрите на доску, ( слайд 2 ) зимний ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор( слайд 3)

- Постарайтесь написать красиво и правильно соединяя буквы.

         З з  зи  ам  ма  зз

-Что можете сказать про букву З?






13-17 мин




Словарная работа.(слайд4,5,6)

Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь) 

- Запишите, поставьте знак ударения, подчеркните непроверяемую гласную.Запомните написание.

Начинает календарь
Месяц с именем ...
(Январь)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели 



На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

- Назовите орфограммы в словах.

-Какое время года объединяет эти слова? ( зима)

Учитель. Да, ребята, в гости к нам идёт Волшебница-Зима.


(На  слайде 7 помещается рисунок образа Волшебницы- Зимы ) 


- А какой радостный праздник мы встречаем в первый месяц зимы?

- Какой же Новый год без ёлочки? (на доске помещается ёлочка)

- Сегодня на уроке вы должны нашу ёлочку украсить . За каждое правильно выполненное задание на уроке на елочке будет появляться игрушка. А игрушки лежат у вас на столах ( стикеры).

- А теперь наши глазки должны отдохнуть. (слайд 8)

Гимнастика для глаз ( электронная физминутка «Зимняя сказка »

Работа над корнем слова

Учитель. А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, она поможет нам разгадать все важные секреты образования родственных слов.

Учитель. Как в народе ласково называют зиму?

Ученики. Зимушка.

Учитель. Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Учитель. День во время зимы – … (какой?) зимний.

Учитель. Проводить где-то зиму, жить зимой – зимовать.

Учитель. Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники (зимовье)

На доске получилась запись: Зимушка, зимний, зимовать, зимовье.

- Выделите корни в этих словах.

Учитель. В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?













 -Вспомним правило о правописании корней родственных слов: «Корни родственных слов пишутся одинаково».

Учитель.  Зима не приходит одна. С ней её верные слуги. 

Задание:

- У вас на столах лежат конверты со словами. Вы должны составить из слов поговорку и назвать верных слуг Зимы. ( слайд 9)

-Прочтите поговорку.

Дети зачитывают, остальные дают оценку ( слайд 9)

Мороз трещит – большому холоду быть.

Учитель. Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?

(они близкие по значению, но не родственные, у этих слов разные корни).

Учитель. Мороз и Холод захотели заморозить нас – прислали нам льдинки ( слайд 10) ,а на льдинках слова. Ребята, вы не испугались Мороза и Холода? Тогда обсудите в группе и разделите слова на две группы по признаку родства.

- Запишите в два столбика. Выделите корень( записывают)

Показывают готовность групп ( берутся за руки, поднимают руки вверх)

- Первая группа, назовите родственников Мороза.

-Вторая группа, назовите корень в этих словах.

-Третья группа назовите родственников Холода и корень в этих словах.

Вывод

-Что такое корень?( дети составляют кластер)

Работа над образованием слов с помощью суффиксов.

- Какие забавы у детей зимой?( катаются с горы) –слайд 11

- А какие правила катания с горы вы знаете?

Дети называют правила:

1.Подниматься на снежную горку можно только вместе подъёма.

2.Не съезжать, если предыдущий ребёнок ещё не съехал

3.Нельзя кататься стоя на ногах.

4.Нельзя кататься вблизи дорог.

- Как называется большая горка? (гора). слайд 12

-Запишите в тетрадь это слово.

- Как называется средняя? (горка) слайд 12

- Как называется маленькая? ( горочка) слайд 12

- Какие это слова? (однокоренные) Выделите корень.

- Обсудите в группе с помощью чего образовалось каждое новое слово?( с помощью суффиксов) Выделите эту часть слова.

Проверка( каждая группа называет по одному слову)

-Что называется суффиксом? (дополняем кластер)

Работа над образованием слов с помощью приставок.

- Послушайте внимательно меня и дополните строки.

Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.

И при помощи ……….
Образуются слова

Задания по группам слайд 13

1.Образуйте слова с помощью приставок. Запишите и выделите приставки.


Задание для 1 группы.


Образуйте слова с помощью приставок

про-, на-, по-, за- – от слова дул.

Задание для 2 группы.





Образуйте слова с помощью приставок

за-, вы-, под-, пере – от слова ХОД.

Задание для 3 группы.


Образуйте слова с помощью приставок

за-, на-, с-, пере- - от слова пел

Проверка: назовите образованные слова « по цепочке», укажите приставку.

- Что же вы знаете про приставку? ( дополняют кластер)

Физкультминутка

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершать.


Работа над окончанием слов.

Учитель. А вот прилетела метель и принесла нам новые задания на снежинках, но эти задания вы будете выполнять по выбору. Возьмите в руки снежинку и выберите один из уровней, тот, с которым вы можете справиться.

1 уровень.

Задание: Измени слово так, чтобы оно обозначало много предметов, выдели окончание.

Снег -…

Сугроб - …

Сказка-…

2уровень.

Задание: Подчеркни слово, которое повторяется во всех трёх предложениях .Выдели окончание в этих словах.

Целый день идёт снег. Юра катит ком снега. Дети рады первому снегу.

3уровень.

Задание: Метель заколдовала рассказ о нашей Волшебнице Зиме. Вы должны внимательно прочитать и расколдовать рассказ.

Волшебница в лесу.

        Зима пришла  в лес. Деревья укутала  в тяжелая  снеговая шуба. На ветки надела пуховая варежка.

Проверка всех уровней.

- Кто выполнял 1 уровень? 2 уровень? 3 уровень?

-Что такое окончание?

- Для чего оно служит?(дополняют кластер)

Итог урока. Рефлексия.

- А теперь подведём итог сегодняшнего урока.

-Задайте друг другу вопросы по кластеру.

- Спикеры групп, оцените работу ребят в группе.

- Посмотрите на свою ёлочку. Вам нравится она? Какого цвета игрушек больше всего на ёлочке? Какая группа дала больше правильных ответов?

- А теперь оцените наш сегодняшний урок ( жестом)

-Я думаю, что Зимушке-зиме понравилось, как вы сегодня отвечали, и я тоже вас хочу похвалить- вы молодцы.( раздать снеговиков) слайд 14


























Дифференциация


Оценивание

Межпредметные связи





Дифференцированные задания даются при разноуровневой работе, когда нужно определить окончания в словах.

Формативное оценивание.

- литература

- познание мира


– Самооценивание : использование сигналов, «Сигнал рукой»

- самопознание






– Взаимооценивание при рабо-




те в группе, классом, оценивание спикерами




– Результаты наблюдения учи-




телем качества ответов уча-




щихся на уроке, украшение ёлки за правильные ответы.


























Рефлексия для учителя:









Важные вопросы

Комментарии по проведенному уроку:



по уроку:





















Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)











КГУ « Тобольская средняя школа № 116»



















Открытый урок русского языка во 2 классе на районном семинаре.

Тема «Состав слова»







Учитель: Карпова Е.П.









2017-2018 год