СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Старый замок" 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с применением ИКТ-технологий. Цель урока познакомить учащихся спьесой "Старый замок" из  фортепианной сюитой М.П. Мусоргского "Картинки с выставки"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Старый замок" 4 класс»

ТЕМА: СТАРЫЙ ЗАМОК

Класс: 4 «А»

Дата: 05.12.2022

Учитель музыки: Тужикова Елена Дмитриевна

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной

сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

ЗАДАЧИ:

Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

МУЗ. МАТЕРИАЛ: «Прогулка», «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки», песня Трубадура из м/ф «Бременские музыканты»

Ход урока:

  1. Организационный момент (10.20-10.22)

1.     «Входной билет»

При входе в класс на урок дети берут карточку с цветной нотой и рассаживаются по группам, соответствующим цвету ноты

Учащиеся заходят в кабинет под музыку Модеста Петровича Мусоргского «Прогулка».

– Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас всех на сегодняшнем уроке. Сегодня у нас необычный урок, вам нужно будет работать в группах, вместе, дружно решать поставленные задачи, искать ответы на вопросы. За правильные и быстрые ответы команде будет выдаваться жетон в виде скрипичного ключа. Если команда правильно и быстрее всех даст ответ, то она получает бонусный скрипичный ключ. Давайте начнём!

  1. Самоопределение к деятельности (мотивационно-целевой) (10.22-10.28)

У вас на столах лежат конверты. Чтобы понять, о чем сегодня на уроке пойдет речь, необходимо выполнить задание, которое находится в этих конвертах. Пока звучит музыкальное произведение вам необходимо справиться с заданием. А музыка вам поможет правильно определить тему урока.

аудиозапись «Прогулка» М.П.Мусоргского

Собирают пазлы, выводят тему урока


У:Пазлы собраны. Давайте попробуем понять, о чём же пойдет речь на уроке. Давайте посмотрим у кого что получилось и что бы это значило.

1 группа(называется цвет группы, у которой изображена картинная галерея), вам слово.

(Дети дают объяснение и рассказывают, что такое картинная галерея м какие ещё могут быть названия у места, где выставляются картины)

(на доску прикрепляется изображение)

2 группа(называется цвет группы, у которой изображены портреты Мусоргского и Гратмана), вам слово.

(Дети дают объяснение кто эти люди )

(на доску прикрепляется изображение)

3 группа(называется цвет группы, у которой изображен старинный замок), вам слово.

(Дети дают объяснение и рассказывают, что изображено и к какой эпохе относится данное сооружение)

(на доску прикрепляется изображение)

4 группа(называется цвет группы, у которой изображен трубадур) вам слово.

(Дети дают объяснение и рассказывают, кто изображен и предполагают, кем является данный персонаж, где они с ним могли встретиться)

(на доску прикрепляется изображение)


У: Молодцы. А теперь, давайте попробуем соединить все, что у нас получилось и определим тему урока.

  1. Работа по теме урока (поисково-исследовательский) (10.28-10.38).

СЛАЙД №1

Итак, тема определена М.П.Мусоргский «Старый замок»

Давайте узнаем историю создания этого произведения. Для этого нам Нужно поработать с текстом и выполнить некоторые задания. У вас на столах лежит текст. Сейчас я его прочту, а вы проследите по тексту. У каждой группы своё задание. Будьте внимательны. Напоминаю слаженная работа, скорость и правильный ответ - это путь к успеху.

ТЕКСТ(не читать)

«В феврале - марте 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий. Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Из представленных на выставке рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки. Но окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели. В сюиту вошли 10 фортепианных пьес: (Сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом).

1. Гном 2.Старый замок 3.Тюильрийский сад 4.Быдло 5.Балет невылупившихся птенцов 6.Два еврея – богатый и бедный 7.Лиможский рынок 8.Катакомбы

9.Избушка на курьих ножках 10.Богатырские ворота

При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение среди его соратников. Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова». Вторая пьеса сюиты – «Старый замок». Пьеса «Старый замок» основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии . К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». (Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.)

Вопросы для детей по группам :

1 группа

  • Что послужило причиной создания сюиты «Картинки с выставки»? СЛАЙД №2

  • Когда были опубликованы «Картинки с выставки? СЛАЙД №3

2 группа

  • Сколько картин заинтересовали композитора?

  • Похожи ли музыкальные картинки на картины художника Гартмана? Что помогло композитору создать музыкальные картины? СЛАЙД №4

3 группа

  • Где Гартман нарисовал акварель «Старый замок? СЛАЙД №5

  • Какие определения вы нашли в тексте?

4 группа

  • С какими произведениями из сюиты «Картинки с выставки вам знакомы?

  • Какая пьеса связывает все часть сюиты?

  • Найдите соответствие картины Гартмана спрятанной за QR –кодом и названием пьесы Мусоргского СЛАЙД№6

Дети работают в группах (фоном звучит пьеса «Старый замок») и отвечают на заданные вопросы по окончанию .


  1. Продолжение работы по теме урока (практический ) (10:38- 10:48).

Итак, мы мысленно отправляемся в средневековье, время замков, прекрасных дам, рыцарей и трубадуров.СЛАЙД №9

Пока вы работали с текстом фоном звучала пьеса «Старый замок»,кто услышал, какой инструмент исполнял эту пьесу?(ответ – фортепиано)

Дело в том, что произведение, которое мы слушали и картина, которую оно рисует называется «Старый замок» - застывший и задумчивый. К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». В этой музыке кроется какая-то тайна. Вы верно заметили, что она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,

И над рекой слышится голос печальный.

Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

К большому сожалению, рисунок Виктора Гартмана, проиллюстрированный Мусоргским в данной миниатюре, не сохранился, и лишь читая воспоминания Стасова, мы узнаём, что на нём был изображён старинный итальянский замок времён Средневековья, на фоне которого трубадур поёт одну из своих рыцарских баллад.

Давайте попробуем разобраться при помощи каких музыкальных красок (средств музыкальной выразительности) композитор создал музыкальный образ старого замка.

(учителем на фортепиано исполняются отдельные фрагменты произведения, аккомпанемент, мелодия)

  • Вслушайтесь в первые звуки пьесы. Какое настроение они задают?(ответы детей)

Уже первые звуки произведения, звучащие завораживающе загадочно, придают музыке произведения характер особой таинственности.(какие СМВ для этого использует композитор)

  • А теперь давайте вслушаемся в мелодию. Какая она?(ответы детей)

Печальная мелодия, звучащая в низком регистре , напоминает размеренный и однообразный аккомпанемент какого-либо старинного инструмента, создаёт ощущение нескончаемого хода времени. 

  • Далее мелодия перемещается в более высокий регистр, и напоминает голос трубадура, который поёт свою задумчивую мелодию.

  • А повторяется ли эта мелодия на протяжении произведения?(ответы детей)

Конечно вы правы, повторение мелодии создаёт ощущение , что в песне трубадура несколько куплетов.

  • А как же заканчивается это произведение?

В последний раз мелодия не завершается, а внезапно прерывается. Остаётся лишь затихающий пульсирующий бас, на фоне которого в предпоследнем такте на форте звучит призывный возглас.

  • На что же похож этот образ, пришедший к нам из глубины веков?

Образ, запечатлённый в ней посредством музыкальных звуков, подобен призраку, который явился из другого мира, как воспоминание о минувшем времени.

  • Давайте попробуем с вами, находясь в 21 первом веке, ответить на вопрос: А смогли мы перенестись в эпоху средневековья при помощи музыки?

  • Какой же вывод мы можем сделать? ( ответы детей.)

Конечно, можно сказать, что музыка всесильна и ей подвластно даже отображение вечности. Давайте ещё раз вернёмся к прослушиванию этого произведения с новым взглядом. СЛАЙД №10

А сейчас давайте вернёмся к работе в группах и выполним ещё одно задание.

За время звучания музыки, За время звучания музыки вы должны найти соответствующие пьесе «Старый замок» слова и изображения (звучит аудиозапись «Старый замок»)

1 ГРУППА:

Найти изображение замка, которое соответствует пьесе «старый замок»

2 ГРУППА:

Какое изображение трубадура подойдет к звучанию пьесы «Старый замок»

3 ГРУППА:

Кто из представленных композиторов написал пьесу «Старый замок»

4 ГРУППА:

В исполнении каких инструментов прозвучала пьеса «Старый замок»

Вы прекрасно справились с заданиями. Молодцы!

  1. Вокально - интонационная работа(10:48-10:58)

В наше время тоже существуют трубадуры. Это музыканты, которые поют свои песни под гитару. О трубадурах даже снимают фильмы. Попробуйте узнать, откуда эти кинокадры. СЛАЙД №11

Да, вы правы, это мультфильм «Бременские музыканты» музыку к этому мультфильму написал композитор Геннадий Гладков.

Я предлагаю сейчас разучить, и исполнить серенаду Трубадура, а затем сравнить её с пьесу «Старый замок» М.П. Мусоргского. Может, мы сможем найти общие черты в этих музыкальных произведениях.

Разучивание мелодии первого куплета.

Как вы думаете, можно ли сравнивать мелодии этих произведений? (ответы детей)

Конечно да! Обе эти мелодии задумчивые, мечтательные, звучат в медленном темпе.

А теперь исполним серенаду Трубадура полностью, а поможет нам в этом Видео-караоке. Внимание на экран!(исполнение песни)

  1. Подведение итогов урока и рефлексия (рефлексивно-оценочный) (10:58-11:02).

Вы сегодня хорошо потрудились. Пора подводить итоги.

Мы сегодня познакомились ещё с одной пьесой которая входит в сюиту «Картинки с выставки» - «Старый замок».

Около доски лежат магнитики, а на доске цветные нотки, на которых написаны утверждения. (прочесть)Вы сейчас своими группами подойдете к доске, возьмёте магнит и прикрепите его к тому утверждению, которое вам больше всего подходит по итогам сегодняшнего урока. А самый активный ученик, соберёт финальный пазл!(Звучит пьеса «Прогулка»)

дети возвращаются на свои места.

Пришло время подсчитать наши скрипичные ключики. Огласите результаты.

Я думаю, что все сегодня работали великолепно и заслуживают высший балл!

Но не забудем о домашнем задании.

  1. Информация о домашнем задании (11:02-11:05).

На выбор:

  • Нарисовать на листе А4 средневековый замок или трубадура(для виртуальной выставки)

  • Сочинить небольшой рассказ по пьесе М.П.Мусоргского «Старый замок»(для публикации в школьной газете «Чешка»)


Спасибо за урок! До свидания!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!