СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Стили речи"»

Урок 3. Стили речи (§ 3) (Р)

Ц е л и у р о к а: 1) повторить и углубить сведения о стилях языка, дать понятие стилистической нормы; 2) закрепить умение делать комплексный анализ текста; 3) совершенствовать умение отбирать содержание высказывания

и языковые средства в зависимости от стиля речи.

I. Проверка домашнего задания.

Одна группа учащихся читает сообщения на тему

«Сравнительная характеристика устной и письменной речи», другая группа рассказывает об оттенках значения

слова письмо в русском, английском и немецком языках,

в каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке.

II. Вводная беседа о стилях языка.

— По каким вопросам к тексту мы определяем стиль

речи? (Где? С кем? Зачем?)

— Какие стили противопоставлены друг другу? (Книжный и разговорный.)

В ходе беседы заполняется схема «Стили литературного

языка» (упр. 16 на с. 13). Учащиеся читают и анализируют

материал для наблюдений на с. 13, записывают названия

известных им стилей, читают теоретический материал на

с. 13—14.

В слабом классе можно предложить таблицу «Стили

литературного языка» (с. 13).

III. Закрепление темы.

1. В упр. 17 учащиеся анализируют отрывок из рассказа А. И. Куприна «Вечерний гость», характеризуют стиль

данного фрагмента, в случае затруднения обращаются

к таблицам 1, 2, находят слова и предложения, в которых

ярко, образно передаются чувства героя.

2. В упр. 18 девятиклассники находят средства художественной речи, которые использует поэт А. Я. Марков

в стихотворении.

3. На с. 14—15 анализируют материал, сравнивая два

высказывания, определяют стили высказываний.

4. В упр. 20 учащиеся указывают синтаксические конструкции, характерные для научного стиля речи.

5. В упр. 24 учащиеся анализируют языковые средства

в тексте «Русский язык» из книги Д. С. Лихачёва «Заметки и наблюдения» (1989), определяют стиль каждой части.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на

правописание слов совершенный, совершеннейший, тысячелетие, определить лексическое значение слова циническую по толковому словарю в учебнике на с. 205.

14

Таблица 2

Признаки Разговорный Официально- деловой Научный Публицисти- ческий Художе- ственный

Использование Обыденная речь Переписка уч- реждений с

граждана ми,

друг с дру гом

и др.

Научные

тру ды,

исследовательская

ра бота

Агитационномассовая работа Словесно- художе- ственное

творчество

Цель Общение, обмен впечатлениями, мыслями Информация Сообщение о научных результа- тах, их

объяс не ние

Воздействие

на слушателей и читателей

Воздействие на

слушате лей

и чита телей

с помощью

созданных

об разов

Форма реализации

стиля

Диалог Монолог Монолог Монолог

(устный или

письменный)

Драма,

поэзия,

проза

15

Таблица 3

Формы

речи

Стили

языка

Письменная Устная

Научный Научный труд, аннотация реферата, сообщение, справочник

Выступление, доклад, сообщение

на конференции,

на уроке

Публицистический

Передовая статья газеты, очерк, памфлет, фельетон, интервью, репортаж,

рецензия, воззвание

Публичное выступление на собрании, по радио,

телевидению

Художественный

Поэтическое, прозаическое произведение (роман, рассказ,

басня)

Фольклор — сказка, былина

Разговорный Письмо, записка, дружеское послание

Бытовой диалог

Официальноделовой

Нота, постановление,

резолюция, обращение, заявление, докладная, протокол,

автобиография

Устное изложение документов

на собрании, по

радио, телевидению

6. На с. 16 девятиклассники анализируют материал

с условным обозначением, находят жаргонизмы, определяют их значения, устно выполняют упр. 25 на с. 17.

IV. Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1. Укажите стиль по перечисленным ниже особенностям.

а) публицистический в) художественный

б) научный г) официально-деловой

Наиболее общими особенностями лексики этого стиля

являются употребление слов в их прямом значении, отсут-

16

ствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.

Ответ: а.

2. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому

стилю.

а) интервью г) репортаж

б) устное выступление д) очерк

в) юмористический рассказ е) повесть

Ответ: в, е.

3. Определите, в какую группу наряду с официально-деловой

лексикой попали слова из других пластов речи.

а) вышестоящие лица, лесной массив, избрать место жительства, в назидание людям, похлопотать о заложении

в опекунский совет

б) в масштабе района, белый сарафан, с персональным визитом, гуляла вольной птицей, предпринял под предлогом

в) взят на контроль, окончательное решение, в интересах

дела, уполномочен заявить, находиться под следствием

г) разъяснить суть вопроса, осветить положение дел, указать на недочёты, поощрить, повестка дня

Ответ: б.

4. Укажите, какие из названных черт публицистического стиля

являются лишними.

а) лаконичность изложения при информативной насыщенности

б) доходчивость изложения

в) эмоциональность, обобщённость

г) экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания

Ответ: г.

Задание творческого характера по упр. 22 на с. 15. Учащиеся описывают камень или какой-либо другой предмет,

который им нравится. Определяют прежде всего, о каком

именно предмете будут писать и в каком стиле.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа учащихся выполняет упр. 23 на с. 16;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!