СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок строение пищеварительной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение и функции пищеварительной системы.Пищеварение в ротовой полости

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок строение пищеварительной системы»

« Чтоб мудро жить прожить знать надобно немало Два правила запомни для начала Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один,чем вместе с кем попало.»   Омар Хайям

« Чтоб мудро жить прожить знать надобно немало

Два правила запомни для начала

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один,чем вместе с кем попало.»

Омар Хайям

20.04.2012 г. Строение пищеварительной системы

20.04.2012 г.

Строение

пищеварительной

системы

Цели урока: Образовательная : познакомить со строением пищеварительной системы; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них; сформировать знания о строении и значении зубов.  Развивающая : умение работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач.  Воспитательная : воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

Цели урока:

  • Образовательная : познакомить со строением пищеварительной системы; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них; сформировать знания о строении и значении зубов.

  • Развивающая : умение работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач.

  • Воспитательная : воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.
Пищеварительный Пищеварительные канал железы 1.СЛЮННЫЕ  1.РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ 2.ГЛОТКА 2. ПЕЧЕНИ 3.ПИЩЕВОД 3. ЖЕЛУДКА 4.ЖЕЛУДОК 4. ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ 5.КИШЕЧНИК

Пищеварительный

Пищеварительные

канал

железы

1.СЛЮННЫЕ

1.РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ

2.ГЛОТКА

2. ПЕЧЕНИ

3.ПИЩЕВОД

3. ЖЕЛУДКА

4.ЖЕЛУДОК

4. ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ

ЖЕЛЕЗЫ

5.КИШЕЧНИК

Пищеварительная трубка человека достигает в длину  7 - 8 м

Пищеварительная трубка

человека достигает в длину

7 - 8 м

Постоянные зубы (32шт) ВЕРХНИЕ КЛЫКИ –2шт БОЛЬШИЕ БОЛЬШИЕ КОРЕННЫЕ-6шт КОРЕННЫЕ-6шт МАЛЫЕ КОРЕННЫЕ-4шт МАЛЫЕ КОРЕННЫЕ-4шт РЕЗЦЫ –4шт НИЖНИЕ

Постоянные зубы (32шт)

ВЕРХНИЕ

КЛЫКИ –2шт

БОЛЬШИЕ

БОЛЬШИЕ

КОРЕННЫЕ-6шт

КОРЕННЫЕ-6шт

МАЛЫЕ

КОРЕННЫЕ-4шт

МАЛЫЕ

КОРЕННЫЕ-4шт

РЕЗЦЫ –4шт

НИЖНИЕ

Внешнее строение зуба коронка шейка корень

Внешнее строение зуба

коронка

шейка

корень

Поперечный разрез зуба Эмаль Дентин Десна Пуль па

Поперечный разрез зуба

Эмаль

Дентин

Десна

Пуль па

Функции зубов Резцы - режут. Клыки – разрывают. Большие и малые коренные – перемалывают . Резцы, клыки имеют по одному корню . Большие коренные зубы – по 2-3 корня .

Функции зубов

Резцы - режут.

Клыки – разрывают.

Большие и малые коренные – перемалывают .

Резцы, клыки

имеют по одному корню .

Большие коренные зубы – по 2-3 корня .

Эмаль Дентин Пульпа Десна Артерия Вена Нерв

Эмаль

Дентин

Пульпа

Десна

Артерия

Вена

Нерв

Пищеварение в ротовой полости С помощью языка пища передвигается при пережевывании, на многочисленных сосочках расположены вкусовые рецепторы. На кончике языка располагаются рецепторы на сладкое , у корня — на горькое , на боковых поверхностях — на кислое и соленое . В ротовую полость открываются три пары крупных слюнных желез: околоушные, подчелюстные и подъязычные. Кроме того, в слизистой рта множество микроскопических слюнных желез — небных, щечных, язычных. Язык является органом речи человека.

Пищеварение в ротовой полости

С помощью языка пища передвигается при пережевывании, на многочисленных сосочках расположены вкусовые рецепторы.

На кончике языка располагаются рецепторы на сладкое , у корня — на горькое , на боковых поверхностях — на кислое и соленое .

В ротовую полость открываются три пары крупных слюнных желез: околоушные, подчелюстные и подъязычные. Кроме того, в слизистой рта множество микроскопических слюнных желез — небных, щечных, язычных. Язык является органом речи человека.

В ротовой полости происходит жевание и Смачивание пищи слюной Образуется  пищевой комок

В ротовой полости происходит жевание и

Смачивание пищи слюной

Образуется

пищевой

комок

Пищевой комок Глотка ( L=12-14см)

Пищевой комок

Глотка

( L=12-14см)

Пищевод –  это мышечная трубка. ( L= 25 см.) Пищевод

Пищевод –

это мышечная трубка.

( L= 25 см.)

Пищевод

Пищеварение в ротовой полости От рецепторов полости рта возбуждение по чувствительным нейронам предается в центр слюноотделения продолговатого мозга, оттуда по двигательным нейронам возбуждение идет к слюнной железе и происходит секреция слюны. Такое слюноотделение носит название безусловного слюноотделительного рефлекса. Возможность условно-рефлекторного слюноотделения доказал выдающийся русский физиолог И.П.Павлов (Нобелевская премия). Было показано слюноотделение до приема пищи, когда собака видела пищу, чувствовала ее запах.

Пищеварение в ротовой полости

От рецепторов полости рта возбуждение по чувствительным нейронам предается в центр слюноотделения продолговатого мозга, оттуда по двигательным нейронам возбуждение идет к слюнной железе и происходит секреция слюны. Такое слюноотделение носит название безусловного слюноотделительного рефлекса.

Возможность условно-рефлекторного слюноотделения доказал выдающийся русский физиолог И.П.Павлов (Нобелевская премия). Было показано слюноотделение до приема пищи, когда собака видела пищу, чувствовала ее запах.

Клыки Малые коренные зубы Большие коренные зубы Резцы – 4*2=8 Клыки – 2*2=4 Малые коренные – 4*2=8 Большие коренные – 6*2=12 Итого=8+4+8+12=32 Резцы

Клыки

Малые коренные зубы

Большие коренные зубы

Резцы – 4*2=8

Клыки – 2*2=4

Малые коренные – 4*2=8

Большие коренные – 6*2=12

Итого=8+4+8+12=32

Резцы

Какой процесс называется пищеварением? Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества.

Какой процесс называется пищеварением?

Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества.

Как устроена пищеварительная система? Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез.

Как устроена пищеварительная система?

Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез.

Как вы понимаете значение выражения «Рот без зубов – все равно что мельница без жерновов»? Зубы участвуют в измельчении пищи. Осуществляется механическая обработка.

Как вы понимаете значение выражения «Рот без зубов – все равно что мельница без жерновов»?

Зубы участвуют в измельчении пищи. Осуществляется механическая обработка.

Т е с т В каком порядке расположены органы пищеварения? а) ротовая полость – желудок – пищевод – толстая кишка – тонкая кишка – толстая кишка; б) ротовая полость – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка – прямая кишка; в) ротовая полость – пищевод – желудок – толстая кишка – тонкая кишка – прямая кишка. В ротовой полости происходит: а) завершение переваривания пищи; б) механическая переработка пищи и начальное расщепление крахмала; в) переваривание жиров.  Каким веществом покрыта коронка зуба: а) прочным цементом; б) дентином; в) эмалью. Всего у взрослого человека: а) 32 зуба; б) 36 зубов; в) 30 зубов. Язык участвует: а) в механической обработке пищи; б) в химической обработке пищи; в) в механической обработке и апробировании ее.

Т е с т

  • В каком порядке расположены органы пищеварения?

а) ротовая полость – желудок – пищевод – толстая кишка – тонкая кишка – толстая кишка;

б) ротовая полость – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка – прямая кишка;

в) ротовая полость – пищевод – желудок – толстая кишка – тонкая кишка – прямая кишка.

  • В ротовой полости происходит:

а) завершение переваривания пищи;

б) механическая переработка пищи и начальное расщепление крахмала;

в) переваривание жиров.

  • Каким веществом покрыта коронка зуба:

а) прочным цементом;

б) дентином;

в) эмалью.

  • Всего у взрослого человека:

а) 32 зуба;

б) 36 зубов;

в) 30 зубов.

  • Язык участвует:

а) в механической обработке пищи;

б) в химической обработке пищи;

в) в механической обработке и апробировании ее.

Домашнее задание Задание 1. А1. Каждая челюсть имеет: 2 резца; 4 резца; 6 резцов. А2. В ротовой полости происходит: Только механическая обработка пищи; Механическая и химическая обработка пищи; Только химическая обработка пищи. А3. Пережеванная, смоченная слюной пища из ротовой полости попадает вначале в: Пищевод; Глотку; Желудок.

Домашнее задание

Задание 1.

А1. Каждая челюсть имеет:

  • 2 резца;
  • 4 резца;
  • 6 резцов.

А2. В ротовой полости происходит:

  • Только механическая обработка пищи;
  • Механическая и химическая обработка пищи;
  • Только химическая обработка пищи.

А3. Пережеванная, смоченная слюной пища из ротовой полости попадает вначале в:

  • Пищевод;
  • Глотку;
  • Желудок.
Задание 2. Подписать обозначенные цифрами элементы строения зуба. 1. ______________________________________ 2. ______________________________________ 3. ______________________________________ 4. ______________________________________ 5. ______________________________________ 6. ______________________________________

Задание 2.

Подписать обозначенные цифрами элементы строения зуба.

1. ______________________________________

2. ______________________________________

3. ______________________________________

4. ______________________________________

5. ______________________________________

6. ______________________________________

Спасибо всем за внимание! 

Спасибо всем

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!