Мустафаева Ш.У.
Предмет: Технология.
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Оборудование: мультимедийное сопровождение, папка с файлами, плакаты по теме, инструменты, образцы ткани, карточки-задания.
Эпиграф урока: «Не игла шьёт, а руки»- русская пословица.
№ этапа урока | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
-
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо» ) 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу» ) 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ). | Слайд 1 Проверка домашнего задания-тест Слайд 2-проверка теста Слайд 3-4-5. Посмотрите на репродукцию, где представлено платье 16 века. Сшито оно вручную. Это огромный титанический труд портнихи. Недаром в Великобритании поставлен первый памятник портнихе. - Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить? - | Выполнение теста в паре, взаимопроверка (сравнение правильных ответов) Предполагаемые ответы: -без техники безопасности, -умение шить ручными стежками - Организация рабочего места. ТБ на рабочем месте Ткань лоскутки, мелок, игла, наперсток, ножницы
| - Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. -Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке |
-
| Актуализация знаний | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. | Слайды 6-8 Эпиграф урока Формулирование темы, задач урока Как организовать рабочее место? - Какие инструменты могут понадобиться? Слайды -9-17 История возникновения инструментов-историческая справка учащимися. | Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний. | - К. учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. -П. анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации. |
-
| Открытие новых знаний | Систематизировать новые знания, понятия у учащихся | Слайды 18-23 Определение новых понятий: стежок, строчка, шов, ширина шва. Классификация ручных работ Требования к выполнению ручных работ | Работа с инструкционными картами | - Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. -Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке |
-
| Физкультминутка | | Презентация | | |
-
| Практическая работа. Выявление места и причины затруднения. | Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы.. Организовать восстановление выполненных операций. Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение. Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении - тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи. | Слайд 25 Задание: Выполнение швов и строчек Через 10 минут: - У кого нет результата? - Кто смог выполнить задание? -Какими правилами вы пользовались? - Что делать? В каком месте испытали затруднение? Почему? | Я не могу закреплять нитку в начале шитья. Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения… ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! | -П. анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы. -К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
-
| Построение проекта выхода из затруднения. | Организовать построение проекта выхода из затруднения: Учащиеся ставят цель проекта Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока Учащиеся определяют средства Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Слайды 26-29 Какую цель поставите перед собой на уроке? Как будем открывать новое знание? Вспомним правила работы в группе? | Научиться выполнять ручные стежки и строчки Будем выполнять практическую работу с основой на инструкционную карту. Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо , если не понял переспроси. | -Л. Самоопределение, смыслообразование. -П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. -Р.планирование, прогнозирование. -К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений. |
-
| Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания: Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом Организовать фиксацию нового способа действия речи. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона) Организовать фиксацию преодоления затруднения Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа) | Образцы ручных стежков и строчек, карточки-задания. Работа в паре. Эталон. Давайте обобщим сделанные выводы. Назовём основные виды ручных стежков и строчек и терминологию ручных работ Сравните свои выводы с эталоном. | Учащиеся работают по карточкам, после каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу. | -Л. Смыслообразование, -П. анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез, и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство, -Р. Познавательная инициатива. -К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения. |
-
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверка, работа в парах | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. Взаимопроверка в парах, выставление оценок в оценочных листах | Самостоятельная работа «Выполнение ручных стежков и строчек» Проверка учителем, взаимопроверка. | | -П. анализ, синтез, обобщение, классификация,выполнение действий по алгоритму,доказательство -Р. Контроль,оценка,волевая саморегуляция в ситуации затруднения. -К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения. |
-
| Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия, Организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Слайд 30 Для чего нам нужно знать терминологию выполнения ручных работ? Правила по технике безопасности при работе? Если неверно … | Выполнение практической работы. Ручные стежки и строчки по эталону, составленному образцу. | -Л. Нравтственно -этическое оценивание усваиваемого содержания. -П. анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму. |
-
| Рефлексия учебной деятельности. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Слайды 31-34 Классификация стежков и строчек-повторение Кроссворд «Инструменты» Тест Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли? Когда это знание будет вам необходимо? Как вы открыли новое знание? Оцените свою работу на уроке. Рассмотрите дома любимые вещи, потренируйтесь Слайд 35 Лестница успеха | Мы познакомились с разнообразием ручных стежков и строчек, научились выполнять ручные стежки и строчки. Познакомились где применяются те или иные виды строчек и стежков. | -П. рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результатов деятельности, -Л. Самооценка на основе критерия успешности,адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ; -К.планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Приложение №2 Дополнительный материал.
Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.
На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.
Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, лекарей… Различаются они по размеру – от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.
В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.
Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Памятник утюгу в США.
Что появилось раньше – иголка или одежда? Многие удивятся: разве можно сшить одежду без иголки? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Когда же осколками твёрдого камня высверливали ушки, получались иглы. Памятник иголки с ниткой в Нью-Йорке, Милане.
Самыми древними родственниками булавок были шипы роз. Не случайно слово «булавка» произошло от латинского «шип» и «колючка». Делали булавки из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь часто булавки использовались как украшения. Памятник булавке в Великобритании и в Израиле.
Однажды одного безымянного портного, исколовшего себе пальцы, осенило и был изготовлен первый напёрсток. Сначала их изготавливали из золота. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков. В конце 19 века напёрстки стали популярными, их продавали в качестве сувениров. Памятник наперстку в Канаде.