Технологическая карта урока «Отделка готового изделия»
Цель: Познакомить учащихся с вариантами отделки фартука с помощью презентации, выполненной в Power Point; обучить некоторым приёмам отделки фартука.
Задачи урока:
Обучающие:
Дать общее представление об отделке фартука.
Познакомить учащихся с вариантами отделки фартука.
Обучить некоторым приёмам отделки фартука.
Развивающие:
Развивать трудовые умения и навыки, мелкую моторику рук.
Развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес.
Воспитывающие:
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, набор тканей, игл, шаблоны, презентация по теме.
Дидактическое обеспечение: технологические карты, образцы аппликаций выполненные учащимися, журналы.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы, приемы | Формируемые УУД |
1. | Организационная часть | Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока, формулируют тему урока. |
Стихотворе-
ние | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные:организация своей учебной деятельности Личностные:мотивация учения |
2. | Повторение материала | Вспоминают материал предыдущих уроков из истории появления фартука и терминологии | Закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках (минипрактикум) моделирование фартука. | Фронтальный опрос | Коммуникативные: Умение вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, умение сотрудничать с учителем Регулятивные:организация своей учебной деятельности Личностные:мотивация учения |
3. | Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации. | Участвуют в беседе с учителем и сверстниками. | Беседа с элементами диспута. | Познавательные:структурирование собственных знаний. Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные:оценивание усваиваемого материала. |
4. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.( слайд с рабочим) | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Беседа с элементами диспута. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
5. | Работа над новым материалом | Изложение нового материала: Исторические сведения, показ презентации «Виды отделки фартука» (вышивка, гипюр, ленты, шитье, тесьма, кружево, аппликация) | Освоение технологических знаний | Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные методы обучения, показ презентации. | Предметные. Учащиеся должны быть знакомы с видами обработки фартука Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. |
6. | Практическая работа | Вводный инструктаж: объяснение хода работы (комментарий к технологической карте).
Обход рабочих мест, выявление затруднений в работе учащихся, предупреждение брака. | Самостоятельно выбирают материал для отделки фартука | Практическая работа, текущий инструктаж, межоперационный контроль | Метапредметные: У учащихся должны быть сформированы навыки по отделке фартука Личностные Ученик научится работать творчески, самостоятельно |
7. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения заданий. |
| Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8. | Рефлексия (подведение итогов урока) | Просмотр отделочных работ на готовых изделиях и обмен впечатлениями | Что получилось из задуманного что не получилось, почему? |
| Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
9. | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники и в тетради задание. |
| Личностные: Формирование интереса к данному виду прикладного творчества. Учиться работать самостоятельно, Предметные: Применять полученные знания в практической деятельности. |
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
Здравствуйте! Садитесь.
СЛАЙД 1.
Прочтите тему урока на слайде. Не получается?
Ну, хорошо я вам помогу. Отгадайте загадку.
Он от грязи и от пятен
Защищает платье Кати...
Перед работой его надевают,
И чаще, чем платье, стирают,
В нем дворники двор
Иногда подметают.
СЛАЙД 2
Учитель:
Фартук готов, но кажется, что-то ему недостаёт.
Что красоту, привлекательность переднику придаёт?
(ПАУЗА ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: ОТДЕЛКА)
СЛАЙД 3
Отделка — вот вкуса хорошего проявление.
Какое по этому поводу ваше мнение?
Фартук можно отделать тесьмой –
Пёстрою или одноцветною полосой.
Можно сутажом и шитьём вышивать,
Узоры на фартук из лент составлять.
Будем учиться со вкусом отделку подбирать.
II. Повторение изученного материала (6 минут)
Прежде чем приступить к уроку, давайте пролистаем страницы нашего проекта.
Вспомним материал предыдущих уроков из истории появления фартука и терминологии.
СЛАЙД 4-10 Страница историческая
Вопрос 1: Когда появились фартуки?
Ответ: В виде одежды у древних греков и римлян.
Вопрос 2: Для чего, и из чего изготавливали фартуки и передники?
Ответ: Для красоты оформления платья. Изготавливали фартуки из различных тканей (кружево, шелк, гипюр) по принадлежности и знатности рода. А так же, как свадебное украшение.
Как интересно! Всего лишь маленький кусочек ткани, а таит в себе целую историю народов…
СЛАЙД 11-12
Вопрос 3: Для чего изготавливают фартуки в наше время?
Ответ: Для защиты от грязи пользуются люди различных профессий.
Сейчас на дворе 21 век и этот элемент одежды получил новые назначения. Тяжело сегодня представить себе без фартука официанта, повара, парикмахера, кузнеца.
СЛАЙД 13-15
Следующий этап проекта вариативность
Чтобы задуманный фартук получился. Вы просмотрели материал учебника, заглянули в журналы мод и посоветовались с интернетом. И выбрали понравившуюся модель.
СЛАЙД 16
Следующая страница технологическая
В процессе работы над фартуком вы смогли примерить на себя профессии художника, модельера, конструктора.
Вопрос 4: Что такое конструирование изделия?
Вопрос 5: Что такое моделирование?
Вопрос 6: Что такое модель?
Ответ: Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия.
Ответ: Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Ответ: Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами.
СЛАЙД 18
МИНИПРАКТИКУМ
Посмотрим на следующий слайд.
Задание: Из представленных деталей сконструируйте три фартука. Ваши предложения. (Обращаю ваше внимание на то, что цвет только для наглядности Ваша задача собрать детали подходящие по форме)
III. Изучение нового материала (8 минут)
СЛАЙД 19
А теперь внимание на следующий слайд. Это фартук рабочего.
Вопрос: Что вы можете сказать об этом фартуке?
Ответ: Выполнен он из тёмной плотной клеёночной ткани, не имеет карманов, украшений, но он защищает от грязи.
Вопрос: Можно ли рабочий фартук использовать хозяйкам в домашних условиях, на кухне?
Ответ: Нет, он не красивый.
Правильно, поэтому современные фартуки выполняются из цветных тканей, а праздничные – из гладкокрашеных однотонных тканей, украшенных вышивкой, аппликацией и другими видами отделки фартука.
Вопрос: Для чего служит отделка?
Ответ: Отделка служит для украшения внешнего вида фартука.
Да, отделка с давних времен служит дополнением и украшением внешнего вида изделия. Для отделки фартука используют различную технику и различные отделочные материалы – оборки, воланы, вышивку, гипюр, шитьё, кружева, ленты, тесьму, сутаж, аппликацию, батик.
Давайте поработаем с терминами
СЛАЙД 20-26
Словарная страница
Вышивка – нанесение рисунка на ткань стежками цветными нитками.
Гипюр – тонкая ткань с выпуклым узорным рисунком, похожая на кружева. Гипюровым фартуком украшали и свадебные платья в начале 18 века.
Шитьё – это полоска тонкой отбеленной хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включенными в композицию вышивки, выполненной на специальных машинах.
Кружево – узорное сетчатое плетение из нитей. Отделка кружевом придаёт изделию нарядный вид.
Воланы, оборка, драпировка. Волан – неширокая оборка, выкраивается по косой или поперечной нити в виде полукруга. Оборка – косая или поперечная полоска ткани, собранная сборками или заложенная складками.
Аппликация – выполнение рисунка из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Её можно настрочить или приклеить на любую деталь фартука – карманы, нагрудник, нижнюю часть фартука.
А какой вид отделки мы можем использовать сегодня на уроке?
IV. Практическая работа (20 минут)
Открываем страницу Творчество + технология, т.е. выполняем практическую работу.
СЛАЙД 27-30
Предварительно вспомним «Правила Техники Безопасности при работе с иглой и ножницами».
СЛАЙД 31-33
Мы с вами рассмотрели несколько видов отделок фартука, и будем использовать аппликацию. А теперь приступаем к выполнению работы в соответствии с технологической картой. Определим план действий.
Вы самостоятельно выбираете материал для отделки фартука, используете шаблоны, которые приемлемы для вашей модели фартука.
В технологической карте есть незнакомые для вас понятия флизелин и флизофикс.
Флизелин – это нетканый прокладочный материал белого или желтоватого цвета на основе целлюлозных волокон. Клеевое покрытие наносится в виде порошка или пасты, точечным или сплошным образом.
(ПОТРОГАЛИ ОПРЕДЕЛИЛИ)
Флизофикс Vliesofix – двусторонняя клеевая прокладка, для термосоединения двух слоев ткани.
Идеален для прочных и красивых аппликаций. С помощью флизофикса Вы можете приклеить аппликацию на ткань.
Применение: Для быстрых и отличных аппликаций на футболках, блузках, жилетах и др. В рукоделии для различных видов панно, покрывал, скатертей, салфеток и многого другого.
Технологическая карта
Изготовление аппликации
№ операции | Вид деятельности | Материалы и приспособления |
1 | Выбрать готовый шаблон рисунка из бумаги. | Карман, фартук, карандаш |
2 | Горячим утюгом зафиксировать флизелин с тканью с изнаночной стороны | Ткань, флизелин, утюг |
3 | Перенести контуры рисунка: - на клеевую прокладку-флизелин; - на флизофикс | Ткань, рабочая коробка. |
4 | Вырезать по обведенному контуру детали | Ножницы, флизелин, флизофикс, ткань |
5 | На отмеченное место на изделие накладываем флизофикс, сверху аппликацию. Прогладить через ткань в течение 10 секунд слегка нажимая. Рисунок "схватился" – приклеился | Утюг, гладильная доска, проутюжильник |
СЛАЙД 34
Физминутка ПО СЛАЙДУ.
V. Итоги урока (2 минут)
СЛАЙД 35
(Дефиле готовых работ)
ИТОГОМ нашего урока будет дефиле.
Ответить на вопросы:
1. С какими видами отделки мы сегодня познакомились?
2. Какие виды отделки присутствуют в вашей одежде?
3. Что получилось из задуманного? Что не получилось? Почему?
4 Нужно ли обрабатывать края аппликации?
Ответ да
На следующий урок мы будем знакомиться с вышивкой и вы сможете усовершенствовать свое изделие обработав края аппликации вышивкой тамбурным швом.
Просмотр отделочных работ на готовых изделиях и обмен впечатлениями и уборка рабочего места.
СЛАЙД 36-37
VI. Домашнее задание (2 минуты)
Подготовить таблицу экономического расчета изделия
Подготовить защиту своей творческой работы по отделке фартука.
Подобрать аппликацию для украшения прихватки (ответы Скоро 8 марта можно подарить красивую прихватку)
СЛАЙД 38
Спасибо за внимание!!!