Цель урока: получение научно-теоретических знаний о цвете и практическое их использование в творческой деятельности.
Задачи:
Освоить научно-теоретические и практические основы «Цветоведения и колористики», физику цвета, психологию, цветовые системы, виды колорита.
Обучающая:
- Познакомить студентов с основами цветоведения;
- дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, холодного и теплого цветов, цветового контраста,
- Овладеть навыками работы с цветом
- Развитие у студентов навыков работы с цветом, умение гармонично сочетать цвета, создать образ или настроение не только с помощью формы, но в первую очередь цветом.
- Приобретение знания символики цвета и его воздействие на психику человека.
Развивающая:
- Развивать познавательный интерес и творческую активность студентов
- Совершенствование цветоощущения
Воспитательная:
- Освоение применение теоретических знаний в практической деятельности художника и дизайнера;
- Развитие у студентов высокого художественного вкуса.
- Стимулировать раскрытие креативных качеств у студентов.
Образовательные технологии:
1. На усвоение знаний:
- простота и доступность изложения материала;
- включение диалога «педагог – ученик – педагог»;
2. На прочность знаний:
- применение наглядных пособий;
- применение ИКТ;
3. На повышение интереса к предмету:
- использование новой техники исполнения.
Средства обучения:
- предметно – натуральные объекты, наглядные пособия, практическая деятельность.
- Интеллектуальные – анализ, дедукция.
- Практические – творческая деятельность.
- Эмоциональные – творческий интерес, удовлетворение от работы.
2. Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности студентов (2 мин.).
3. Изучение нового материала, с показом презентации (30 мин.).
Практическая работа(45 мин.).
Подведение итогов. Проверка выполненных работ. Выставление оценок (11 мин).
Форма урока:
Изложение материала с использованием лекционного изложения материала, видео презентаций, таблиц, наглядных демонстраций, помогающих понять процесс образования цвета, восприятие цвета и др
Для учащихся: акварельные краски, бумага, кисти, палитра.
№ п.п
Содержание урока
Слайд
1.
Не будь нам глаз подобен солнцу, как мог бы он увидеть свет- эта поэтическая метафора принадлежит художнику, философу и поэту Гёте.
Наука установила, что цвет- это частный случай электромагнитного излучения, имеющее двойственную природу. При распространении он ведёт себя как волна, при поглощении и излучении, как поток частиц.
Слайд 1,2
2.
Проходя через прозрачную призму, луч света разлагается на цветные лучи, спектры, как назвал их Ньютон.
Слайд 3
3.
Спектральные цвета - их называют чистыми- только малая часть видимых цветов. Серые, коричневые, зелёные, розовые и другие краски природы - результат многообразия, взаимовлияния спектральных цветов.
Слайд 4
4.
Белый, чёрный и промежуточный серый- цвета называются ахроматическими. Т.е. бесцветными. Они отличаются друг от друга светлотой, зависящей от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков.
Слайд 5
5.
Цвета солнечного спектра и их производные называются хроматическими, т.е. цветные
Слайд 6
6.
Основная характеристика цвета, цветовой тон, определяемый по преобладающему монохроматическому излучению. Это качество цвета можно выразить словами красный, жёлтый, синий. Тоном называют ряд оттенков одного и того же цвета, полученных от его слияния с ахроматическими цветами.
Насыщенностью называют большую или меньшую приближённость цвета к его чистому цвету одного с ним тона. То есть смесью его с серым цветом одного с ним тона.
Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности. Максимально насыщены спектральные цвета. Среди них наименее насыщен жёлтый, наиболее фиолетовый.
Слайд 7, 8
7.
В живописи оптические смеси получаются если разные цвета располагать мелкими точками рядом друг с другом.
Смеси красок подчинены другим законам чем оптические. Механическое смешение красок, называется вычитательным.
Гёте первый создал систему цветовых построений. Его учение систематизирует цвета, их тона и насыщенность. И позволяет в практике легко находить нужные сочетания. Триада Гёте- Жёлтый, красный, синий- это основные цвета. Равномерное механическое смешение этих цветов даёт серый цвет. При смешении каждой пары основных цветов получается цвет дополнительных- оранжевый, фиолетовый, зелёный. Завершают круг 6 производных цветов.
Слайд 9,10
8.
Цветовой круг из 12 цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.
Слайд 11
9.
Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Гармония– это равновесие сил. (И. Иттен «Искусство цвета»)
2 цвета , расположенные в круге диаметрально являются гармоничными
3 цвета можно сгармонизировать по вершинам вписанного в круг равностороннего или равнобедренного треугольника.
4 цвета сгармонизированны с вершинами квадрата или любого прямоугольника.
6 цветов с вершинами шестиугольника. *Гармоническим называют такое сочетание цветов, смесь которых даёт серый цвет.
Слайд12,13
10.
Восприятие цвета – это чувственный опыт и поэтому очень индивидуальный. По этой причине мы видим и воспринимаем цвета по-разному.
Слайд 14,15
11.
Основные признаки цвета. Его тон и насыщенность. Цвет может быть тёплым или холодным, тяжёлым или лёгким, весёлым или мрачным. Цвет воспринимается нами эмоционально. Например, образное противопоставление тёплых и холодных цветов. Вот ощущение взаимодействия холодных и тёплых цветов. Горы в голубой дымке кажутся очень удалёнными, отступающими, также, когда мы видим их не в природе, а на плоскости картины. Тёплые тона, как бы выступают, кажутся ближе, холодные дальше- этот эффект используют для приближения и удаления поверхности. Тёплые цвета создают иллюзию уменьшения пространства, холодные как бы расширяют помещение.
Слайд 16,17
12.
Изучая характерные способы воздействия цвета, можно выделить наличие 7 видов контрастных проявлений.
Контраст по цвету. Его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний.
Слайд 18
13.
Пример: Изобразительные возможности принципа контраста светлого и тёмного можно увидеть в картинах Франсиско Сурбарана «Лимоны, апельсины и розы», Пабло Пикассо «Гитара на камине»
Слайд 19
14.
Наиболее сильным является контраст основных цветов. Включение в композицию белого и чёрного цвета ещё больше обостряет силу контраста.
Слайд 20
15.
Контраст дополнительных цветов слабее. При взаимодействии они насыщают друг друга. Этот эффект используют в монументальной живописи и витраже.
Слайд 21
16.
3. Соотношение светлых и тёмных цветов может дать контраст по тону. Включение производных ослабляет контраст, ведёт к общности тона.
Слайд 22
17.
Взаимодополнительные цвета, например жёлтый и фиолетовый активизируют друг друга.
Примерами использования контраста дополнительных цветов можно увидеть в картинах: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ванн Эйка, Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор».
Слайд 23
18.
При равномерном смешивании какой-либо цвета с серым того же тона, получили контраст насыщения, богатство колеров, звучащих приглушённо, пассивно, нежно.
Говоря о «качестве цвета», мы имеем ввиду его чистоту и насыщенность. Спектральные цвета, полученные путём преломления белого цвета, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты.
Цвета могут терять свою чистоту четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях.
Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер.
Чистый цвет можно смешать с чёрным. Обычно чёрный цвет отнимает у цветов их чистоту. Он отдаляет их от света и уводит в темноту.
Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Получается более блеклый оттенок, в отличии от первоначального цвета.
Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов. К фиолетовому- жёлтый, к зелёному красный.
Слайд 24
19.
Пример: использование контраста по насыщенности можно видеть в картинах Жоржа де ла Тура «Новорожденный», Анри Матисса «Пион», Пауля Клее «Волшебная рыба»
Слайд 25,26
20.
Разнообразные тона появляются и при добавлении белого цвета. Наше зрение имеет свойство при восприятии любого цвета порождать дополнительный ему цвет.
На этом явлении основан симультанный или одновременный контраст. 2 цвета близких к дополнительным, но не являющихся ими при сопоставлении приобретают не присущий им оттенок.
Слайд 27,28
21.
Пример: использование симультанного контраста можно увидеть в следующих произведениях: миниатюра «Сатана и сарнча» в Апокалипсисе из Сен Севера, xI в. Париже, Национальная библиотека, «Срывание одежд с Христа» Эль Греко, «Ночное кафе» Ван Гог
Слайд 29
22.
Контраст по площади цветовых пятен. Соотношение между большим и малым количеством цвета, тоже создаёт контраст.
Слайд 30
23.
Явление ирридации- тёмное на светлом выглядит темнее и наоборот, светлое на тёмном светлее. Пример: например у Брейгеля в его картине «Падение Икара» контрастное сопоставление сине-зелёно-коричневого колорита пейзажа и вкраплённых в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря обеспечивает изобразительную целостность картины. В картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого светлого пятна на его плече с общим объёмом головы мужчины подчёркивает особую значимость образа.
Слайд 31
24.
Контраст холодного и тёплого. В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удалённости изображения.
Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет- самый светлый, а фиолетовый- самый тёмный. Это значит, что эти 2 цвета образуют самый сильный контраст света и темноты.
Под прямым углом к оси- «жёлтый- фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла.
Примерами использования контраста холодного и тёплого могут служить Витражи Шартрского собора (Х11в); «Хор ангелов» в Изенхеймском алтаре Маттиаса Грюневальда (1475- 1528), «Яблоки и апельсины» Поля Сезанна (1839-1906).
Слайд 32
25.
Послесловие. Пока цвет связан с предметным миром, мы можем воспринимать его и изучать его закономерности. И всё же сущность цвета остаётся скрытой от нашего понимания и может быть осознана только интуитивным путём.
Практическая работа
Выполнение практической работы на листе ватмана (акварельная ) бумага на формате А-2. Изобразить цветовой круг из 12 цветов путём смешения основных цветов с цветами 2 и 3 порядка.
Выполнить натюрморт по представлению в тёплой и холодной цветовой гамме.
Оценка результатов работы
Используемые ресурсы
Учебное видео «Цвет. Природа цвета» Автор сценария А. Бетехин