СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Тема "Цветоведение"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по ОП.03 «Рисунок и живопись»

для 2 курса специальности СПО  270101 Архитектура.

 

Тема « Цвет. Основы цветоведения »

 

Преподаватель  архитектурных дисциплин  Мартынова А.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

 

Предмет: ОП.03 «Рисунок и живопись»

Тема: «Цвет. Основы цветоведения»

Продолжительность: 2 урока

2 курс

Цель урока: получение научно-теоретических знаний о цвете и практическое их использование в творческой деятельности.

 

Задачи:

Освоить научно-теоретические и практические основы «Цветоведения и колористики», физику цвета, психологию, цветовые системы, виды колорита.

 

Обучающая:

- Познакомить студентов с основами цветоведения;

- дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, холодного и теплого цветов,  цветового контраста,

- Овладеть навыками работы с цветом

- Развитие у студентов навыков работы с цветом, умение гармонично сочетать цвета, создать   образ или настроение не только с помощью формы, но в первую очередь цветом.

- Приобретение знания символики цвета и его воздействие на психику человека.

 

Развивающая:

 - Развивать познавательный интерес и творческую активность студентов

 - Совершенствование цветоощущения

Воспитательная:

- Освоение применение теоретических знаний в практической деятельности художника и дизайнера;

- Развитие у студентов высокого художественного вкуса.

- Стимулировать раскрытие креативных качеств у студентов.

 

Образовательные технологии:

 

1.      На усвоение знаний:

 

- простота и доступность изложения материала;

 

- включение диалога «педагог – ученик – педагог»; 

 

2.      На прочность знаний:

 

- применение наглядных пособий;

 

- применение ИКТ;

 

3.      На повышение интереса к предмету:

 

- использование новой техники исполнения.

 

Средства обучения:

 

- предметно – натуральные объекты, наглядные пособия, практическая деятельность.

 

- Интеллектуальные – анализ, дедукция.

 

- Практические – творческая деятельность.

 

- Эмоциональные – творческий интерес, удовлетворение от работы.

 

Технические средства:

 

1.      Мультимедийный компьютер для учителя

 

2.      Презентация

 

Наглядные пособия:

 

Художественная литература

 

Инструменты:

 

Акварельные краски, лист ватмана Формат А- 2, кисти, палитра.

 

Структура урока

Первый этап. Теория.

Второй этап. Практика

  • Сообщение преподавателя

  • Работа участников семинара (

    Третий этап. Оценочный

  • Подведение итогов урока

  • Проверка выполненных работ. Выставление оценок.

     

План урока:

 

1.      Организационный момент (2 мин.).

 

2.      Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности студентов (2 мин.).

 

3.      Изучение нового материала, с показом презентации (30 мин.).

 

  1. Практическая работа(45 мин.).

  2. Подведение итогов. Проверка выполненных работ. Выставление оценок (11 мин).

 

Форма урока:

 

Изложение материала с использованием лекционного изложения материала, видео презентаций, таблиц, наглядных демонстраций, помогающих понять процесс образования цвета, восприятие цвета и др

 

Для учащихся: акварельные краски, бумага, кисти, палитра.                                     

№ п.п

Содержание урока

Слайд

 

 

 

1.

Не будь нам глаз подобен солнцу, как мог бы он увидеть свет- эта поэтическая метафора принадлежит художнику, философу и поэту Гёте.

Наука установила, что цвет- это частный случай электромагнитного излучения, имеющее двойственную природу. При распространении он ведёт себя как волна, при поглощении и излучении, как поток частиц.

 

 

 

Слайд 1,2

2.

Проходя через прозрачную призму, луч света разлагается на цветные лучи, спектры, как назвал их Ньютон.

Слайд 3

3.

Спектральные цвета - их называют чистыми- только малая часть видимых цветов. Серые, коричневые, зелёные, розовые и другие краски природы - результат многообразия, взаимовлияния спектральных цветов.

Слайд 4

4.

Белый, чёрный и промежуточный серый- цвета называются ахроматическими. Т.е. бесцветными. Они отличаются друг от друга светлотой, зависящей от  коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков.

Слайд 5

5.

Цвета солнечного спектра и их производные называются хроматическими, т.е. цветные

Слайд 6

6.

Основная характеристика цвета, цветовой тон, определяемый по преобладающему монохроматическому излучению. Это качество цвета можно выразить словами красный, жёлтый, синий. Тоном называют ряд оттенков одного и того же цвета, полученных от его слияния с ахроматическими цветами.

Насыщенностью называют большую или меньшую приближённость цвета к его чистому цвету одного с ним тона. То есть смесью его с серым цветом одного с ним тона.

Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности. Максимально насыщены спектральные цвета. Среди них наименее насыщен жёлтый, наиболее фиолетовый.

Слайд 7, 8

7.

В живописи оптические смеси получаются если разные цвета располагать мелкими точками рядом друг с другом.

Смеси красок подчинены другим законам чем оптические. Механическое смешение красок, называется вычитательным.

Гёте первый создал систему цветовых построений. Его учение систематизирует цвета, их тона и насыщенность. И позволяет в практике легко находить нужные сочетания. Триада Гёте- Жёлтый, красный, синий- это основные цвета. Равномерное механическое смешение этих цветов даёт серый цвет. При смешении каждой пары основных цветов получается цвет дополнительных- оранжевый, фиолетовый, зелёный. Завершают круг 6 производных цветов.

Слайд 9,10

8.

Цветовой круг из 12 цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

Слайд 11

9.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Гармония– это равновесие сил. (И. Иттен «Искусство цвета»)

2 цвета , расположенные в круге диаметрально являются гармоничными

3 цвета можно сгармонизировать по вершинам вписанного в круг равностороннего или равнобедренного треугольника.

4 цвета сгармонизированны с вершинами квадрата или любого прямоугольника.

6 цветов с вершинами шестиугольника. *Гармоническим называют такое сочетание цветов, смесь которых даёт серый цвет.

Слайд12,13

10.

Восприятие цвета – это чувственный опыт и поэтому очень индивидуальный. По этой причине мы видим и воспринимаем цвета по-разному.

Слайд 14,15

11.

Основные признаки цвета. Его тон и насыщенность. Цвет может быть тёплым или холодным, тяжёлым или лёгким, весёлым или мрачным. Цвет воспринимается нами эмоционально. Например, образное противопоставление тёплых и холодных цветов. Вот ощущение взаимодействия холодных и тёплых цветов. Горы в голубой  дымке кажутся очень удалёнными, отступающими, также, когда мы видим их не в природе, а на плоскости картины. Тёплые тона, как бы выступают, кажутся ближе, холодные дальше- этот эффект используют для приближения и удаления поверхности. Тёплые цвета создают иллюзию уменьшения пространства, холодные как бы расширяют помещение.

Слайд 16,17

12.

Изучая характерные способы воздействия цвета, можно выделить наличие 7 видов контрастных проявлений.

  1. Контраст по цвету. Его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний.

Слайд 18

13.

Пример: Изобразительные возможности принципа контраста светлого и тёмного можно увидеть в картинах Франсиско Сурбарана «Лимоны, апельсины и розы», Пабло Пикассо «Гитара на камине»

Слайд 19

14.

Наиболее сильным является контраст основных цветов. Включение в композицию белого и чёрного цвета ещё больше обостряет силу контраста.

Слайд 20

15.

  1. Контраст дополнительных цветов слабее. При взаимодействии они насыщают друг друга. Этот эффект используют в монументальной живописи и витраже.

 

Слайд 21

16.

3. Соотношение светлых и тёмных цветов может дать контраст по тону. Включение производных ослабляет контраст, ведёт к общности тона.

Слайд 22

17.

Взаимодополнительные цвета, например жёлтый и фиолетовый активизируют друг друга.

Примерами использования контраста дополнительных цветов можно увидеть в картинах: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ванн Эйка, Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор».

Слайд 23

18.

  1. При равномерном смешивании какой-либо цвета с серым того же тона, получили контраст насыщения, богатство колеров, звучащих приглушённо, пассивно, нежно.

Говоря о «качестве цвета», мы имеем ввиду его чистоту и насыщенность. Спектральные цвета, полученные путём преломления белого цвета, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты.

Цвета могут терять свою чистоту четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях.

  1.  Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер.
  2.  Чистый цвет можно смешать с чёрным. Обычно чёрный цвет отнимает у цветов их чистоту. Он отдаляет их от света и уводит в темноту.
  3.  Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Получается более блеклый оттенок, в отличии от первоначального цвета.

Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов. К фиолетовому- жёлтый, к зелёному красный.

Слайд 24

 

19.

Пример: использование контраста по насыщенности можно видеть в картинах Жоржа де ла Тура «Новорожденный», Анри Матисса «Пион», Пауля Клее «Волшебная рыба»

 

Слайд 25,26

20.

Разнообразные тона появляются и при добавлении белого цвета. Наше зрение имеет свойство при восприятии любого цвета порождать дополнительный ему цвет.

  1. На этом явлении основан симультанный или одновременный контраст.  2 цвета близких к дополнительным, но не являющихся ими при сопоставлении приобретают не присущий им оттенок.

 

Слайд 27,28

21.

Пример: использование симультанного контраста можно увидеть в следующих произведениях: миниатюра «Сатана и сарнча» в Апокалипсисе из Сен Севера, xI в. Париже, Национальная библиотека, «Срывание одежд с Христа» Эль Греко, «Ночное кафе» Ван Гог

Слайд 29

22.

  1. Контраст по площади цветовых пятен. Соотношение между большим и малым количеством цвета, тоже создаёт контраст.

Слайд 30

23.

Явление ирридации- тёмное на светлом выглядит темнее и наоборот, светлое на тёмном светлее. Пример: например у Брейгеля в его картине «Падение Икара» контрастное сопоставление сине-зелёно-коричневого колорита пейзажа и вкраплённых в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря обеспечивает изобразительную целостность картины. В картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого светлого пятна на его плече с общим объёмом головы мужчины подчёркивает особую значимость образа.

Слайд 31

24.

  1. Контраст холодного и тёплого. В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удалённости изображения.

Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет- самый светлый, а фиолетовый- самый тёмный. Это значит, что эти 2 цвета образуют самый сильный контраст света и темноты.

Под прямым углом к оси- «жёлтый- фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла.

Примерами использования контраста холодного и тёплого могут служить Витражи Шартрского собора (Х11в); «Хор ангелов» в Изенхеймском алтаре Маттиаса Грюневальда (1475- 1528), «Яблоки и апельсины» Поля Сезанна (1839-1906).

Слайд 32

25.

Послесловие. Пока цвет связан с предметным миром, мы можем воспринимать его и изучать его закономерности. И всё же сущность цвета остаётся скрытой от нашего понимания и может быть осознана только интуитивным путём.

 

 

 

Практическая работа

Выполнение практической работы на листе ватмана (акварельная ) бумага на формате А-2. Изобразить  цветовой круг из 12 цветов путём смешения основных цветов с цветами 2 и 3 порядка.

  1. Выполнить натюрморт по представлению в тёплой и холодной цветовой гамме.

  2. Оценка результатов работы

 

Используемые ресурсы

Учебное видео «Цвет. Природа цвета» Автор сценария А. Бетехин

Иоханнес Иттен «Искусство цвета» Издательство: Д. Аронов 2014 г.