Открытый урок в 10 классе: "Применение производной"
Цели урока:
закрепление и обобщение знаний по данной теме
рассмотреть решение задач, связанных с этой темой, базового и повышенного уровней сложности;
организовать работу учащихся по указанной теме на уровне соответствующем уровню уже сформированных у них знаний.
Задачи:
Повторить алгоритм нахождения производной.
Используя правила нахождения производной, применить их для решения конкретных задач.
Сформировать глубину и оперативность мышления.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Я очень надеюсь, что наш урок принесёт вам радость познания, открытия нового и необходимого для дальнейшего саморазвития.
Устный счет
1) f(x) = 2х - 3 1) f'(x) = 12х3 - 21х2 + 4х
2) f(x) = 3х4 – 7х3 +2х2 +р 2) f'(x) =-8(3-4х)
3) f(x) = х3 + √2 3) f'(x) = -8х
4) f(x) = (3 – 4х)2 4) f'(x) = 2
5) f(x) = (х3 -2х)2 5) f'(x) = 2(3х2 – 2) (х3 – 2х)
6) f(x) =(1+2х)(1-2х) 6) f'(x) = sin (3x + р/4)
7) f(x) = 2 sin x 7) f'(x) = 5/ sin2 (2 – 5x)
8) f(x) = -1/3 cos (3x + р/4) 8) f'(x) = 6x2 – 9cos 3x
9) f(x) = ctg (2 – 5x) 9) f'(x) = 2 cos x
10) f(x) = 2x3 - 3 sin 3x 10) f'(x) = 3x2
номер функции
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | 1 | 10 | 2 | 5 | 3 | 9 | 6 | 7 | 8 |
номер составляющей производной
10 – «5» 8 – 9 – «4» 6 – 7 – «3» 5 – 0 – «2»
Учащиеся в таблице сопоставляют функцию, и ее производную. Взаимопроверка друг друга
Актуализация знаний
Фронтальный опрос
1. Что называется приращением аргумента.
2. Что называется приращением функции.
3. В чем состоит геометрический смысл производной функции.
4. В чем состоит механический смысл производной функции.
5. Дайте определение производной функции f(x) в точке х0
6. Основные формулы дифференцирования.
7. Уравнение касательной к графику функции.
1) Что называется производной функции f(х) в точке х0?
2) Укажите, для какой из функций
Функция является производной.
Ответ: f(x)= 4,5x2 - sin x
Примечание.
На первый взгляд задания сложные, но после соответствующих преобразований задания становятся проще.
3)- 9) Найдите производную функции: (слайд 5)
3) ;
подсказка y= x4-x3
ответ
y'=4x3- 3x2
4) ; y=x4-1 y?=4x3
5) ; y'=
6) ; y=1 y'=0
7) ; y=cos2x y'=-2sin2x
8) ; y=x3-8 y'=3x2
9) . y = y'=
10) Найдите скорость изменения функции h(x)=4x3-x2 в х 0=0
подсказка v(x)=h'(x)= 12х2-2х; ответ v(0)=0.
Фронтальную работу оценивает учитель, ученики выставляют баллы в оценочный лист.
2. Составь пару (один из вариантов).(слайд 6)
Объяснение задания: В клетках таблицы записаны функции. Для каждой функции найдите производную и запишите соответствие клеток. Например: ,следовательно ответ:1- 9; и т.д.
Вариант 1
1. x5 | 6. | 11. | 16. а |
2.Х | 7. | 12. - 3 | 17. cos x |
3. 2x | 8. sin x | 13. - sin x | 18. |
4. 1 | 9. | 14. | 19. 0 |
5. 2 | 10. | 15. ах | 20. |
Ответы: 1-9; 6-3; 11-14; 16-19; 2-4; 7-18; 12-19; 17-13; 3-5; 8-17; 4-19; 5-19; 15-16;10-20.
4. Применение теоретического материала при решении задач ЕГЭ
1. На рисунке изображен график производной функции у=f(x), определенной на интервале (-6;8) . Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции у=f(x), параллельна прямой у=х-5 или совпадает с ней.
2. На рисунке изображен график функции у=f(x), определенной на интервале (-3;1) . Найдите сумму точек экстремума функции.
3. На рисунке изображен график производной функции у=f(x), определенной на интервале (-4;13). Найдите промежутки убывания функции. В ответе укажите длину наибольшего из них.
4. На рисунке изображен график функции у=f(x), определенной на интервале (-3;10). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у=9.
5. На рисунке изображен график производной функции у=f(x), определенной на интервале (-6;6) . Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у=-3х-11 или совпадает с ней.
6. На рисунке изображен график производной функции у=f(x), определенной на интервале (-6;6). Найдите промежутки возрастания функции у=f(x). В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.
7. На рисунке изображен график функции у=f(x), определенной на интервале (-5;5) . Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна.
8. На рисунке изображен график производной функции у=f(x), определенной на интервале (-9;8). Найдите точку экстремума функции на интервале (-3;3).
9. На рисунке изображен график производной функции у=f(x), определенной на интервале(-6;6). В какой точке отрезка функция принимает наименьшее значение.
10 . На рисунке изображён график функции у=f(x), и касательная к нему в точке с абсциссой х0 . Найдите значение производной функции в точке х0.
Итог урока
Тест по теме «Применение производной»
1 вариант
1. На рисунке изображен график функции , определенной на интервале (-6;8). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.
2. На рисунке изображён график производной функции. В какой точке отрезка функция принимает наибольшее значение?
3. На рисунке изображен график производной функции. Найдите количество точек максимума функции , принадлежащих отрезку .
4. На рисунке изображен график производной функции. Найдите промежутки возрастания функции . В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.
5. На рисунке изображены график функции и касательная к нему в точке с абсциссой х0. Найдите значение производной функции в точке х0 .
Тест по теме «Применение производной»
2 вариант
. На рисунке изображен график функции , определенной на интервале(-5;5) . Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна.
Н а рисунке изображён график производной функции. В какой точке отрезка функция принимает наибольшее значение?
3. На рисунке изображен график производной функции. Найдите количество точек минимума функции , принадлежащих отрезку
4. На рисунке изображен график производной функции. Найдите промежутки убывания функции. В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.
5. На рисунке изображены график функции и касательная к нему в точке с абсциссой х0 . Найдите значение производной функции в точке х0 .
Домашнее задание
Решить 5 заданий B9 из ЕГЭ.
Итоги урока:
Продолжите фразу :
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Сегодня на уроке я научился …»
«Сегодня на уроке я повторил… »