СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 10 классе . Тема урока "Клетка как целостная живая система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнили на уроке два проекта, показав строение и функции органоидов, построили идеальный город , где показали - клетка как целостная  живая система 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 10 классе . Тема урока "Клетка как целостная живая система"»

Тема открытого урока: Урок- путешествие. «Клетка- как целостная живая система»


Эпиграф к уроку: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»

Цель урока:

Сформировать у учащихся знания о клетке как целостной живой системе

Задачи:

Образовательная:

Систематизировать знания о строении растительной и животной клетки и

протекающих в них жизненно важных процессах.

Сформировать в процессе урока представление о клетке как целостной

живой системе ,через повторение проиденного материала о клеточном строении органоидов и выполняемых ими функции в животной и растительной клетках , создадим коллаж клеток и построим идеальный город.

Развивающая:

Развивать умение выделять и делать выводы, сравнивать. развивать умение и навыки работы, правильно выражать свои мысли. развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, развитие способности анализа представленного самовыражения, образного критического мышления. развитие способности анализа представленного самовыражения, образного  критического мышления. ­ должны знать: Что клетка структурная и функциональная единица живого  ­ понимать:  важность клетки для всего живого ­ уметь: использовать полученные знания в жизни и в быту Деятельность обучающихся Проявление  интереса к  материалу  изучения. Оценивают  правильность  выполнения  заданий.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся культуру общения при работе в группах. воспитывать личность творчески мыслящую, индивидуальную, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности.

УУУ:

Планируемые результаты:

Предметные:ученик научится

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативных задач

Ученик получит возможность научится: участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные результаты – формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

и познанию.

Метапредметные результаты:

- регулятивные : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности .

- познавательные: умение определять понятия, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания, устанавливать причинно –следственные связи, строить логическое рассуждение , делать выводы.

Коммуникативные результаты- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиции, отстаивать свое мнение.


Тип урока: урок повторительно-бобщающий.

Форма проведения : коллективная, групповая работа

Методы обучения: метод эвристической беседы(решение проблемных вопросов),частично-поисковый(обсуждение результатов),метод мозгового штурма , моделирование, ассоциации

Оборудования: компьютер, экран, слайды , аппликации клеточных органоидов, зданий города, рисунки, таблица»строение клетки», цифровой микроскоп



Ход урока.

Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 
Там такое происходит - 
Цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье 
В клетке чудным превращеньям
Биология – это удивительная наука, которая позволяет познать не только многочисленные организмы, обитающие на нашей планете, но даже проникнуть в саму клетку и изучить ее строение.Клетка- удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток. Мы с вами сегодня вспомним клеточные органоиды, совершим путешествие в клетку, но в начале , я познакомлю вас с книгой Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. Чешской писательцы Сони Штрбановой . Немного о книге: В книге известного чешского историка науки популярно излагается развитие идей, связанных с изучением проблемы сущности жизни. Главным достоинством книги является глубокий историзм и увлекательность изложения автором этой проблемы. Дарвинизм, генетика, эволюционная и клеточная теории рассматриваются в книге путем изложения и анализа концепций крупнейших ученых - Ч.Дарвина, Г.Менделя, Я.Пуркине, А.И.Опарина и др. В то же время автор знакомит читателя и с рядом новейших достижений науки о жизни.

Книга доступна широким кругам читателей - от школьников старших классов до людей, не имеющих специального образования, но интересующихся вопросами происхождения и сущности жизни.

В книге Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. Чешской писательцы Сони Штрбановой, описывается интересная история проникновения в клетку пана Коварджа, с целью увидеть идеальный город. Сегодня на уроке мы проникним в клетку, но прежде чем это сделать, надо определиться с темой урока и задачами (целеполагание). Пан Ковардж сельский житель , был крайне не доволен деревенским сервисом и решил переехать в город , но и здесь тоже одни заморочки , вовремя не подошел автобус и пан опоздал на работу в магазине нет нужного хлеба и т. д. Возвращаясь с работы пан подошел к автобусной остановки и на столбе увидел объявление путешествие в идеальный город – приглашаются желающие . Ковардж –решает он непременно должен быть там……

Наша задача – помочь пану разобраться в многообразии клеточных органоидов и ввыполняемых функциях… Задание - коллаж «Собери клетку»

Сколько существует царств в биологии ?

Но , мы сегодня будем говорить о двух .

Задания :

1 группа сконструировать модель- коллаж животной клетки

2 группа сконструировать модель- коллаж растительной клетки

(дала опережающее задание по клеточным органоидам, на доске на рисован овал клетки , надо разместить клеточные органоиды и о них рассказать, слово спикеру группы)

И так мы повторили знания о клеточных органоидах.

Далее строим моделируем идеальный город, о котором мечтает пан Ковардж (из презентации взять построику города) критерии проекта постройки города - моделирование…,сравните клеточные органоиды со структурами города , то есть применим метод ассоциации для лучшего запоминания материала. Моделирование бионика

Защита проектов (прил.№1), презентация .

(работа в группах выбирают клеточный органоид и о нем рассказывают, гид находится у доски и моделирует клетку растительную, вторая группа - такое задание по животной клетки)

Клетка - это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая , состоит из клеточных органоидов, где каждый выполняет свою функцию и тесно взаимосвязаны между собой , вместе образуют целостную живую систему.






















Защита проекта растительная клетка (ролевая игра)идеальный город

Спикер:

В царстве, что ни дать, ни взять,

В микроскопе лишь видать,

Приключилась небольшая

Раз история такая.

Слух прошел, что государь,

Той сторонки малой царь

У себя собрал совет

И потребовал ответ:

Кто в его сторонке малой

(не сказать, что захудалой)

Самый главный из вельмож?

И на что тот франт похож

“Пусть докажут все на деле –

Кто для маленького царства,

Не жалея своих сил,

Так работал, что, конечно,

Много пользы приносил”.

Ядро.

Станьте все по алфавиту,

Начиная с буквы “А”.

До чего же вас здесь много,

Просто кругом голова.

Эй, ребята, поживее,

В два часа у нас обед,

Я сейчас вопрос задам вам,

Дайте на него ответ!

Что для пользы государства

Сделал каждый конкурсант?

Отчего такое рвение?

И к чему у вас талант?



Спикер.

Тут, от важности великой,

Увеличившись стократ,

Пред ядром предстал вельможа –

Важный Гольджи Аппарат.

Развернул свой длинный свиток,

И неспешно молвил он.

В свою значимость всецело

Аппарат был погружен.

Аппарат Гольджи.

Всех вокруг я заверяю,

Роль я важную играю,

У меня есть свой завод.

Ежегодный оборот

Составляет много тонн.

В государстве важен он.

Я в мембранные структуры

Упакую всякий хлам,

Позже от него избавлюсь,

Если повезет – продам.

Хоть и проданы отходы,

Может быть, за полцены,

На полученные деньги

Улучшаю быт страны.

Запасаюсь всем, чем надо,

Забиваю свой же склад,

И за это я имею

Очень скромненький оклад.

Извиненья приношу,

Больше я и не прошу.

Я на благо государства

С удовольствием служу.

Ядро.

Что ж похвально. Браво! Браво!

Это очень важно, право, -

С помощью своих заводов

Избавлять нас от отходов.

Очень вами восхищен.

Но немножечко смущен

Тем, что нужно продолжать

О заслугах узнавать.

Мембрана.

Заявляю без обмана –

Всех важнее я – мембрана!

Я на страже государства

День и ночь стою без сна

И его оберегаю, без прикрас скажу –

Одна!

Чтобы не иссякла влага,

Чтобы не пробрался враг,

И поэтому сегодня

Не представлю я бумаг!

Здесь и так уже все ясно,

Что с мембраной все прекрасно,

И пока на страже я,

Спит спокойно вся страна.

Стоит мне покинуть службу,

Я замечу вам, что тут же

Просочится контрабанда

Или вдруг нагрянет банда.

Ядро.

Ну! Не надо так пугать.

Ясно! Каждый должен знать,

Что без клеточной мембраны

Государство, скажем прямо,

(раз границ не охранять)

Государством не назвать.

Продолжаем по порядку,

К, Л, М…

Там слышно всем?

Извините, на зарядку

(ставит мобильный телефон на подзарядку)

Разрядился он совсем.

Митохондрия.

Вот пример, для нас важна

Лишь энергия одна.

Без энергии заводы – ерунда,

Ни дать, ни взять.

И мембране без нее же

Как задачу выполнять?

Ядро.

Ну-ка, ну-ка. Это кто же?

Кто так громко выступает?

Митохондрия!! А как же!

Нас энергией снабжает.

.Митохондрия.

Так-то вот, скажу вам братцы, -

Наших надо знать в лицо.

Обесточить государство –

И ему придет конец!

Кто тут главный? Что, ребята,

Уяснили, наконец?

Кто вас делает сильнее?

Кто вам в дом тепло дает?

Митохондрия, конечно, -

Это знает весь народ.

Лизосома.

Без энергии, конечно,

Наступила бы беда,

Но завод переработки –

Это разве ерунда?!

Сия важная заслуга

В целом мне принадлежит,

Безусловно, государству

В целом упрощает жизнь.

Без следа уничтожает

Все утильсырье завод,

Что осталось, запускает

Снова в дело, в оборот.

Митохондрия.

Кто же этот гражданин,

Что избавит нас от лома?

Лизосома.

Называют меня просто –

Мое имя – Лизосома.

Рибосома.

Я уже здесь всем знакома.

Мое имя – Рибосома.

Я представляю огромную фирму,

Со мной прибыла делегация,

Вместе мы лучшая в мире

Строительная корпорация.

Мы производим белок для строительства

И строим. Для жителей и для правительства.

Вклад в дела государства

Мы вносим весомый –

Все здания в клетке

Построены Рибосомой.

Хлоропласт.

Здравствуйте, здравствуйте, господа!

Узнали? Узнали! Конечно же, да.

Нас не узнать почти невозможно,

Без нас государство почти безнадежно.

Не только страна, но в целом планета –

Без нас никуда! Все знают об этом.

Мы производим, без всяких хлопот

Важный для всех газ – кислород.

И углеводы, что, скажем заранее,

Важные очень продукты питания.

Источник энергии, “камень строительный”.

Вот аргумент весьма убедительный.

Наша эмблема всем здесь знакома?

Цвет наша эмблема имеет зеленый.

Ядро.

Да, весьма серьезный вклад.

Я, признаюсь, очень рад.

Фирма сбоя не дает –

Поставляет кислород.

.

Э П С.

Я буду краткой, все устали,

Но я хочу, чтоб вы узнали,

Что все перевозки от двери до двери

Мы осуществляем совсем без потери.

Заказ доставят в срок специалисты,

Сработают четко, красиво и быстро.

Ядро.

Мы спорили долго и совещались,

И, надо признаться, совсем растерялись.

Выглядит каждый вполне убедительно,

Кто самый важный? Скажите скорее.

Что ж, сделаем вывод краткий и строгий:

Нет главных! Вот так получилось в итоге.

Мы нового много сегодня узнали,

Спасибо за чудные эти моменты.



















































Приложение №2


Защита проекта – животная клетка –город


Спикер:

Возьмем, к примеру: дом стоит из тысячи кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна, и в той стране столицей

Является ядро. Внутри него хранятся

Запасы хромосом – дискеты с информацией.

В столице, как положено, от центра совсем рядышком,

От мира отгорожено главенствующее ядрышко.

А цитоплазма ширится огромным океаном,

Вокруг него границей – наружная мембрана.

И органы другие там трудом поглощены

Своим, согласно отраслям, на благо всей страны.

Все знают, без энергии придет всему конец.

Её даст митохондрия, работая, как ТЭЦ.

Заводов рибосомы работа нелегка –

Их вклад такой весомый при синтезе белка!

А эндоплазмы сети – то транспорт для веществ.

Пути – дороги эти основа связи есть.

Ещё есть комплекс Гольджи, покуда полный тайн.

Его ты, если хочешь, попробуй разгадай.

Ученым, чтоб решить секрет всех клеточных проблем,

Еще на много сотен лет работы хватит всем.

1) Плазматическая мембрана - стены нашего города эта мембрана она такая же крепкая ,барьер города, отвечает за связь с другими городами; за , защиту, обмен товарами.
2) Цитоплазма - удерживает все структуры города. Цитоплазма – Это собрание депутатов.

3) Ядро - Это дом советов.это администрация, осуществляет контроль за всеми процессами в городе
4) Митохондрии - это электрические станции в городе вырабатывают энергию в виде АТФ
5) ЭПС - отвечает за транспорт питательных веществ; образование лизосом, она перевозит жителей города в разные части города, гранулярная перевозит белки,потому что связана с рибосомами, гладкая перевозит жиры и углеводы. Эндоплазматическая сеть – транспортировка питательных веществ. Это водопровод
6) Комплекс Гольджи – это вокзал сортирует и распределяет образовавшиеся внутри клетки молекулы и жителей города.Устраняет вредные и не нужные вещества у жителей города , если они обнаружены.
7) Лизосомы - разбираются с микробами, отвечают за удаление отмерших организмов в городе. Лизосомы – ускорение расщепления веществ и разрушение отмерших частей. Это перерабатывающий завод.

8) Рибосомы – это родильный дом, там рождаются белки, то есть жители города.
9) Клеточный центр –архитектурный центр, отвечает за новые сооружения.10) гиалоплазма – это воздух ,жидкое вещество , заполняющее пространство между всеми постройками в городе пространство

























































































Цель проекта: построить идеальный город на основе полученных знаний о растительной клетке

Создать модель: идеального города .

Задачи проекта:выявлять сходство и различие изученных клеток ,изучить главные части растительных клеток, показать знания о растительной клетке,ознакомиться с научной литературой по данной теме , найти оптимальный вариант материалов,обеспечивающий объем конструкции модели растительной клетки .Построить здания и объект сооружения согласно выполняемым функциям в данном городе , применив знания биологии – цитологии.

Защита проекта:

Условия: время – неболее 5 минут

План изложения проекта : название органоида- объект (здание) – выполняемая функция этого сооружения, то есть его значение.























Требования к проекту.


Цель проекта: построить идеальный город на основе полученных знаний о животной клетке

Создать модель: идеального города .

Задачи проекта:выявлять сходство и различие изученных клеток ,изучить главные части животных клеток, показать знания о животной клетке,ознакомиться с научной литературой по данной теме , найти оптимальный вариант материалов,обеспечивающий объем конструкции модели животной клетки Построить здания и объект сооружения согласно выполняемым функциям в данном городе , применив знания биологии – цитологии.

Защита проекта:

Условия: время – неболее 5 минут

План изложения проекта : название органоида- объект (здание) – выполняемая функция этого сооружения, то есть его значение.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!