СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отзывы положительные. Дети сделали по уроку вывод, работали активно.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 3 классе по литературному чтению»

ФИО учителя: Кукушкина Наталия Александровна

Место работы: МКОУ «Солигаличская ООШ»

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 класс

Тема: По рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»


Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.


Метапредметная связь: знакомство и краткая характеристика хищного млекопитающего-куницы (окружающий мир)


Форма урока: коллективная, индивидуальная


Цели урока:


1.Дидактическая

- познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Белогрудка»

- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,

- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- чувства ответственности, сострадания,

- гуманного отношения к животным (растениям),

- любви к окружающей природе.

3. Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

- критического мышления

- познавательной активности

- наблюдательности

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)


Планируемые результаты:


Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.


Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;


Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуаци


Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, главному герою рассказа


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)


Предварительная работа: дети подготовили выразительное чтение наизусть стихотворений о природе



















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


Организационный момент

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок. – Ребята , улыбнулись друг другу, подарили улыбку нашим гостям.

Приветствие: Никита (Степанов)читает стихотворение

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.



Вводная беседа

Ребята, скажите, что чувствует человек при ударе, когда случайно прищемил палец или уколол?


Правильно. А как мы назовем эту боль?


А какая еще бывает боль?


Что вы понимаете под «душевной болью»? Что является причиной такой боли? Что отличает ее от физической?








Тема урока: По В.П. Астафьеву «Белогрудка»




Боль. Ему больно.





Физическая боль.



Душевная боль.


Душевная боль – боль, которую испытывает человек от одиночества, тоски по о чем-то или о ком-то, от разлуки…

Физическая боль проходит, а раны от душевной боли залечить очень трудно.











1) Регулятивные:

Извлечение необходимой информации и ее использование,

конструирование предполагаемого текста по названию.

2) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Изучение нового материала


Вместе с детьми определяет цель урока


Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с рассказом В.П.Астафьева «Белогрудка».

Как вы думаете о ком он?

-А сейчас нам Вера и Илья расскажут о творчестве Виктора Петровича Астафьева.

Знакомство с творчеством В.Астафьева

Виктор Петрович Астафьев родился в 1 мая 1924 году в селе Овсянка на берегу реки Енисея недалеко от города Красноярска. В 7 лет он потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом-интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». В 1942 году В.П.Астафьев ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. После войны Астафьев работал слесарем, кладовщиком, рабочим, литературным сотрудником газеты. Пройдет много лет и бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны станет писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу. Он напишет интересные книги не только для взрослых, но и для детей. Первая книга – «Огоньки», затем появились «Дядя Кузя – куриный начальник» и «Стрижонок Скрип». В 1961 году был написан рассказ «Белогрудка» Впервые он опубликован в газете «Звезда» (Пермь) – 1964 году.

-Сегодня мы познакомимся с этим рассказом, в нём говорится об одном удивительном животном.


- Подумайте и запишите название животного, которого можно назвать белогрудкой. ( кошка, лебедь, медведь, голубь, пингвин и т.д.) – работа в парах

  • словарная работа

  • Работа в группах

  • Посмотрите внимательно на доску, прочитаем трудные слова, которые встретятся в рассказе.

Косогор - склон горы или холма

Верста – русская мера длины чуть более одного километра (1,067 км), использовалась при определении расстояний между населенными пунктами России.

Густолесье - густой лес.

Валежник - упавшие на землю деревья или их части (сучья, ветви) сухие и гниющие.

Бузина - цветущий кустарник.

  • По древним поверьям бузина черная считалась целительным и магическим растением. Особенно она почиталась за способность исцелять многие недуги и продлевать жизнь. Бузину черную высаживали рядом с домом, поскольку считалось, что она отгоняет злых духов и защищает от колдовских чар. Люди в древности верили, что в ветвях бузины черной живут ангелы, охраняющие домашний очаг.

Крепь - сооружение для предотвращения обвалов.

Помогают в определении цели урока







высказывают свои предположения.




1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Работа с текстом

(Чтение с остановками)
























Приступим к чтению рассказа и узнаем, кто является героем рассказа:

1. Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.


Так о ком же пойдет речь в рассказе?


Кто-нибудь знает, что это за зверь -куница?



-Вера, нам расскажет рассказ о кунице, который она подготовила дома.


Следят по тексту в своих индивидуальных листах

















О кунице.

Белогрудка- это куница. Куница -небольшой хищный зверь с ценным светло-коричневым пушистым мехом.

Куница — хищное млекопитающее с удлинённым гибким телом, короткими лапками и острой мордочкой. На территории России обитает 17 их видов, большинство из которых населяет леса. Этот зверек — неутомимый охотник на полевок, мышей, белок и бурундуков и большой любитель меда и личинок земляных ос и шмелей. Большую часть её рациона составляет растительная пища — разнообразные лесные ягоды. Как истинный лесной житель, куница великолепно лазает по деревьям, а в погоне за белками лихо перелетает с ветки на ветку и даже с дерева на дерево.




Что расскажет автор читателям о Белогрудке? Выскажете свои предположения.

Для более близкого знакомства с героиней рассказа я предлагаю продолжить чтение (отрывок 2)

Как вы думаете Белогрудку можно назвать заботливой матерью? Докажите. ( грела, облизывала, снабжала, петляла, вернулась, лизнула, напала, помчалась, выследила )

- Как вы думаете, как ребята отреагировали на совет охотника?

Как автор оценивает ее поведение? Какой она была матерью?

Каким, по-вашему, может быть продолжение рассказа?

3. Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду, неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое…



Что могло случиться в отсутствие матери?



- Послушайте, что произошло дальше. ( до слов " Её обидели, осиротили, - и выпустил куницу на волю")

- Cейчас по этому отрывку вы поработаете в парах. Читая его, подчеркните слова, характеризующие действия белогрудки.( у каждого на парте текст этого отрывка)

-Будем читать только слова, которые вы подчеркнули и попробуем объяснить действия белогрудки.


- Посмотрите, как изменяется характер действий куницы: от заботливой мамы до свирепой мстительницы

- Скажите, какие чувства возникают у вас к белогрудке и её поступку. (сострадания, жалости и т.д.)

- Когда охотник выпустил куницу на волю, как вы думаете, что было дальше?

- Запишите 2-3 предложения.(выслушать всех желающих)


  • Чтение и анализ четвёртой части рассказа

- Послушайте как заканчивается рассказ.

- Почему автор заканчивает рассказ такими словами : «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов». О чём он хотел сказать?

- С какой целью автор написал этот рассказ?

- В. П. Астафьев своим рассказом показал нам пример губительного отношения к природе. Мы не оторваны от окружающего нас мира природы, мы в нём живём.

- Определите основную мысль рассказа. (Беречь и охранять животный мир)

Найдите в этом отрывке слова, подчеркивающие состояние Белогрудки, узнавшей о пропаже.

5. Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.



Что в эпизоде самое страшное?




Как вы думаете, ребята, зачем автор использует в своем произведении такие жестокие сцены? Какова роль этого эпизода в рассказе?




Что почувствовала Белогрудка?











































А кто виноват в том, что произошло?






Что, по-вашему, вынуждены были сделать люди?


ФИЗМИНУТКА»Ёлочка»

7. Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.




8. До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»











- О ее жизни в лесу.

- О знакомстве с другими зверюшками.

- О том, как она хоронилась от людей.




2. На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.




Ответы детей:

- «грела телом, облизывала до блеска»;

- «стала добывать для них еду»;

- «старательная мать».

- она была замечательной, любящей, настоящей матерью, завидев людей, она решила увести их от гнезда.

Ответы детей:

- Люди посмотрели на лес и ушли.

- Мальчишки были злыми и никого не слушались. Они забрали детенышей из гнезда.

- Ночью начался ураган, и котята погибли.

- Куница не вернулась, и котята погибли от голода.

- Нет, котята не погибли, ребята им помогли.




















Ответы детей:

- Кто-то унес котят, хотя делать этого было нельзя.

- Ребятишки унесли в школьный живой уголок.

- Ребятам маленькие котята понравились, и они унесли их домой.


Заботливая мать пропажа птенцов (запись на доске)




4. Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.





- Белогрудка переживала за судьбу пропавших котят, долго искала их и по запаху нашла.





































Собака съела детеныша на глазах у матери.



Астафьев показывает, какими порой жестокими и бессердечными бывают люди по отношению к природе.






6. В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

- Жестокость, бездушие людей. Ни дети, ни взрослые не подумали о последствиях.























































Детям жаль куницу, ее детенышей, они осуждают поведение людей.

Ответы детей:

- Этот рассказ не только о ней, рассказ о бездумном, бездушном отношении к природе



Ответы детей:

- Люди поняли, что трогать гнезда птиц, детенышей зверей нельзя.

- Люди все-таки поняли, что нужно жить в мире и согласии с живой природой.




















1. ) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения



Закрепление изученного материала

Выступления учеников

А сейчас хотела бы предоставить слово ребятам, которые приготовили для нас стихотворения.(чтение стихотворений под музыку)







Литературная композиция

«Береги все живое».


Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица.

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.


Храните дерево от топора:

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.


Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.


Кайсын Кулиев


Руку, занесенную над веткой,

Над гнездом, где затаилась птица,

Над былинкой, над живою клеткой,

Удержи, не дай ей опуститься.

И пускай твой голос стерегущий

Слышит каждый, кто проходит мимо:

«Помните – природа всемогуща

И до безграничности ранима!»

(Ной Рудой)



Рефлексия

«О чем заставил меня задуматься урок?..»

«Сегодня на уроке я понял…»


Высказывания учащихся, ответы на вопросы

.



Подведение итогов занятия



Домашнее задание

Дети оценивают свою работу на уроке



-Составить вопросы по тексту.




1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


2