СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 3 классе по математике "Умножение на 9"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 3 классе по математике "Умножение на 9"»

Открытый урок по математике в 3 классе

«Умножение на 9»

Ход урока:

Оргмомент

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(Видеть Вас мы очень рады!)

Тихо сядьте, успокойтесь,

Ведь у нас немало дел.

На рабочий лад настройтесь,

Чтобы каждый всё успел.

Это вам, дети, мои пожелания.


–А вот Владимир МОНОМАХ написал такое мудрое поучение:

«Что умеете хорошего, того не забывайте,

а чего не умеете, тому учитесь».

Пусть эти слова будут напутствием на уроке.

- Как понимаете 1 часть напутствия для урока математики? А вторую? А повторение –мать учения.

Актуализация знаний учащихся

  1. Проверка домашнего задания: мы тетради поменяли, я проверю, а устные задания сейчас продемонстрируете.

  2. Устный счет ум в порядок приводит. Приведем и мы, чтобы правильно спрогнозировать и спроектировать работу на уроке, успешно работать.

  3. Наша «зашифрованная» таблица ждет нас: назовите множители, если произведение равно 21, 40, 35, 63, 32…...

  4. На какие числа делятся: 18, 24, 12, 27, 40, 48, 56 …..

  5. Это особенный ряд чисел. Произведением каких множителей являются эти числа:

4 9 25 49 64 81 72? А почему не называю 16, 36 ?

- Сапарова Гуля у доски, - покажи, как выучила таблицу умножения числа 8.

Первую часть напутствия выполняем пока успешно.

Кто считает, что хорошо и с пользой трудился, поставьте себе за хорошую безошибочную работу 2 балла, или 1 б.




Эсмира, приготовила загадку .


Отгадайте-ка, ребятки,

что за цифра - акробатка?

Если на голову встанет -

на 3 меньше сразу станет? (Цифра 9)



Сообщение темы урока, цели и мотивация учебной деятельности учащихся.


- Пропишите старательно цифру 9. Напишите три цифры 9 рядом в каждой клетке и так три раза. Сколько раз написали цифру 9?

-пропустите вниз 2 клеточки.

- запишите дату : 19 ноября.

Классная работа.

- вот, и в дате сегодняшнего дня присутствует 9, а ещё где кроется 9? (в нашем классе 9 человек). А сколько лет каждому из вас в этом году исполнилось? Да, в 2018 году 8 человек отметили 9-летие, а 9-му , Давуду, в 19 году будет 9 лет.


- Возможно, встреча с цифрой и числом 9 не случайна сегодня?

Может быть, надо переходить ко второй части напутствия Мономаха и вы уже сформулируете тему урока?

Умножение и деление с числом 9.

Какую цель поставим перед собой? Ребята, не просто запомнить как стишок назубок, а, самое главное, ПОНЯТЬ таблицу, смело по ней ходить. Бесполезно зубрить то, чего не понимаешь. И бесполезно учить новое, позабыв изученное раньше. А математика в жизни очень важна.


Ребята провели журналистское расследование «Удивительное число 9»

–Наше классное информационное бюро дома во главе с мамами немного поработало на просторах Интернета и кое-что узнали об удивительном числе 9. Послушаем Диму и его маму Ольгу Владимировну с их проектом «Удивительное число 9»







Дима Дзюба

1.Числу 9 в старые времена приписывали таинственную силу: то плохую, то – добрую. «У девяти нет пути», « У девяти удача в пути» - говорили в старину, (это и про наш класс тоже).

2. А название картины Айвазовского «Девятый вал» напоминает нам о грозных силах природы. Когда-то границей счету было число 8, а за ним таилось нечто таинственное, неизвестное. 8 волн моряки стойко переносили, а 9-тую боялись.

3. А у древних греков за этим числом закрепилась только добрая слава. Жюри Олимпийских игр в Афинах состояло из 9 судей.

4. И было 9 муз - покровительниц наук и искусства. Наверное, потому что девять - наибольшее число из натуральных однозначных чисел.

5.В русских народных сказках часто действие происходит в «тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «за тридевять земель». Тридевять - это 27, то есть 3раза по 9. В древности считали девятками. А позже стали считать десятками и после слов «тридевятое царство» приписали « тридесятое государство» (то есть 3-жды по 10)

4. А ещё говорят, что у кошки 9 жизней. Живучие потому что.

И ещё хочу спросить: а сколько планет в солнечной системе?

Молодцы, спасибо Диме и маме.

Дима Сопельняк: я хочу дополнить.Это кубик Рубика. На каждой грани кубика Рубика содержится по 9 квадратиков. Они окрашены в определенные цвета. Необходимо собрать его таким образом, чтобы квадратики одного цвета находились на одной грани.

А ещё есть головоломока под названием «судоку», это квадрат размером 9 на 9 клеток, в которые необходимо вписывать числа, посчитать и вписать.


Вероничка. У меня проект «Число девять в математике». Девять в математике – самое большое однозначное число. Девять может входить в многозначные числа или нет, однако цифровой ряд заканчивается именно на девяти.

Интересно то, что любое число делится на 9 в том случае, если сумма его цифр в записи числа делится на 9. Например: 774. 7+7+4 = 18 18 делится на 9, значит и 774 делится, и 477. 747 делятся на 9. Я не могу делить такие числа, но мы с Викой проверяли. 531 это 5+3+1 =9 Конечно же 9:9. Подобным свойством в математике обладают только два числа: 9 и 3 (ведь число 3 само три раза помещается в девяти). А ещё у миллиарда девять нулей.



- Молодцы какие! – Спасибо и давайте узнавать еще больше об этом числе. А именно: рассмотрим таблицу умножения числа 9. Сколько интересных фактов вы откроете, я вам завидую!

А ЧТОБ У ДЕВЯТИ БЫЛА УДАЧА В ПУТИ – ПРИСЯДЕМ ДЕВЯТЬ РАЗ НА ДОБРУЮ ДОРОЖКУ. В ПУТЬ!

Работа над темой урока

– Перед вами таблица умножения девяти: число 9 – первый множитель, это новая таблица, но нельзя сказать, что незнакома вам совсем.

9 х 2 =2х9=18
9 х 3 =3х9=27
9 х 4 =4х9=36
9 х 5 =5х9=45
9 х 6 =6х9=54
9 х 7 =7х9=63
9 х 8 =8х9=72
9 х 9 =9х9=81

–  Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений? (От перестановки множителей произведение не изменяется)
– Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений. 
– Какой новый случай появился?  
– Чтобы найти это значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице.   (Каждое следующее число увеличивается на 9)
– Как же получить последний результат? ( +9)
– Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие мы уже знаем.

Запишите в тетрадку 9х9=81
Продолжим рубрику «Удивительное число 9»

–Таблица умножения числа 9 таит внутри тоже загадочность…

–Давайте внимательнее рассмотрим результаты умножения. Что вы заметили?

9 х1= 9

9∙2=18

9∙3=27

9∙4=36

9∙5=45

9∙6=54

9∙7=63

9∙8=72

9∙9=81




а) заметим, что сумма цифр произведения числа 9 тоже равна 9 - (1+8), (2+7)

б) количество десятков уменьшается на 1, а кол-во единиц увеличивается на1

в) если в первых четырёх ответах цифры поменять местами, то получим четыре других ответа таблицы.

9 ∙2=18 81=9∙9

9∙3=27 72=9∙8

9∙4=36 63=9∙7

9∙5=45 54=9∙6

–Кроме того, если кто-то еще не запомнил результаты таблицы умножения числа 9, то ее можно выучить на даже пальцах. Попробуем?

–Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец один за другим означает соответствующее число: первый слева - 1, второй за ним - 2, третий - 3, четвертый - 4, и так до десятого, который означает 10.

–Теперь, если нужно умножить 9 на каждое из первых десяти чисел, надо загнуть палец, обозначающий второй множитель. Тогда пальцы, слева от загнутого, дадут в сумме число десятков, а пальцы справа покажут число единиц.

9 ∙ 2

–Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 2:

 

Слева от загнутого пальца - 1 палец, справа - 8, значит, результат умножения равен 18.

9 ∙ 3

–Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 3:

Слева - 2 пальца, справа - 7, выходит результат умножения равен 27 и т.д. Интересно? Необычно? А как просто!

Есть еще «Легкий способ запоминания таблицы»

Число, которое умножаешь на 9, превращаешь в десятки и его же вычитаешь. Например,9х6 то же самое, что и 60-6=54


– При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Составьте выражения на деление. 

Какое правило нужно вспомнить? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число)

Закрепление материала.Работа с учебником

Физкультминутка

Ребята, какую физминутку выполнить желаете? ПАМЯТНИКИ И СКУЛЬПТУРЫ.

- мы 8 скульптур уже знаем, я включила ещё 9-тую, а вы повторяя позы скульптуры, обращайте внимание на то, кто автор скульптуры и какая скульптура у нас появится ещё.

-Какую новую скульптуру я показала вам?

А Эти? Это скульптуры из нашего парка. Памятник солдатам-освободителям и Монумент Родина-мать.

А хотели бы вы, чтобы в парке были и другие скульптуры? А ещё что можно в парке сделать? (сделать беседки, поставить скульптуры, проложить дорожки)

Но для этого наш парк надо привести в порядок. Кто часто наводит порядок в парке? Сейчас мы парк разделим на три участка, а мы разделимся на 3 группы? Нас сколько?

Прежде чем приступить к работам, вам необходимо будет определить участок и получить разрешение на строительные работы. На доске разные участки (3 участка разного размера). 1 бригада – площадь вашего участка 15 кв. дм . 2 бригада – площадь вашего участка 25 кв.дм. И 3бр. участок 20 кв.дм. Правильно выбрав свой участок вы получаете разрешение на строительство.



  1. 5х3

  2. 5х5

  3. 5х4

Ребята, вы получили разрешение на строительные работы. И я, как главный архитектор, выдаю пакет документов.

Строим беседку.

Задача-1. Для строительства беседки нужны большие и маленькие брусы. Больших привезли 9 штук, а маленьких в 8 раз больше.


1 бр. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие


2 бр. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия. Составьте выражение.


3 бр. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия и решите, записывая каждое действие отдельно.


ПРОВЕРКА. Ответ на планшет.


Каждый труд должен быть оценённым. Поставьте себе отметки; на каком уровне ты понял задачу и в какой степни ты уверен, что сам можешь подобную решить. Поставьте себе от 3 до 5 баллов.



Беседки поставили. Наклеим их на свои участки.







Задача -2

От беседки нужны дорожки.

Начертим отрезок 9 см. Объясняем как. Это первая дорожка =9 м. Без измерения, найдите дорожку = 9 см. Наклеим её на план.


1 бр. Из имеющихся образцов дорожек измерением найдите дорожку на 3 см длиннее. (12 м)


2 бр. Длина вашей дорожки в 2 раза длиннее первой.

(18 м)


3 бр. Длина вашей дорожки в 3 раза длиннее первой. (27 м)

ПРОВЕРЯЕМ.



ПРОВЕРЯЕМ. Оцените труд 3-4б.


Ну не могут же дорожки вести «НИКУДА». Поставим скульптуры.


Каждая бригада выбирает скульптуру самостоятельно, но только определив высоту скульптуры. Решите уравнение и определите высоту памятника. У вас по 3 скульптуры, высота памятника указана. Определите, какой памятник будет ставить ваша бригада, решите уравнение.

х*9=36 9*х=27 35:х=7


-Давайте возложим цветы к подножию скульптур.

Определите, сколько полевых цветов в вашем букете:

7*9 6*9 9*8



Ну, вот и потрудились на славу. Пора оценить свои старания.


Оцените своё старание от 1 до 3 баллов

Оцените свои успехи и знания тоже от 7 до 9 баллов

Умножьте отметку за старание на отметку за полученные знания.

Получите от меня премию по 3 балла и результат разделите на 9


И так, мы, кажется, все сделали. Самое главное, проект готов.

Памятка «Как вести себя в парке».





КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПАРКЕ.

1. Парк – зона отдыха. Соблюдай чистоту!

2. Не рви цветы и не ломай ветви деревьев.

3. С уважением относитсь к памятникам и скульптурам.

4. Береги зелёные насаждения. Это красота нашего родного

края.

5. Не шуми, не пугай птиц!

6. Наш парк – уголок нашей Родины!

Давайте беречь и украшать её!



Д.З. Знать таблицу на 9. Индивидуальное Д/З

































ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Моя работа

Как я устно

считал

Решение

задач

Уравнение