СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе "Соседи Солнца"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе "Соседи Солнца"»

Открытый урок по географии в 5 классе на тему: " Соседи Солнца".

Учитель: Амараева Анна Владимировна

Цель урока: - обобщить основные представления о происхождение Солнечной системы;

- выявить особенности планет - соседей Солнца;

- развить представления о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной.



Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: Умение организовать свою деятельность, определять ,её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты - гиганты;

УУД: Личностные: осознать необходимость изучение окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок исследования.



Структура и ход урока

Учитель: Ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А. Эйнштейна

" Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму".

" Будь - свободен! Просторы Вселенной - твой дом - изучай!"

Со дня рождения каждый человек становится космическим путешественником. Гигантский корабль - наша планета Земля - совершает стремительный полет в мировом пространстве со скоростью 30км.в сек.

И сегодня совершая это путешествие мы ещё на один шаг приблизимся к познанию мира Вселенной.

- Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии?

Чтобы определить тему урока попробуйте отгадать следующие загадки:

1. Эта желтая звезда

Согревает нас всегда, ( Солнце)

Все планеты освещает
От других звезд защищает.

2. Бегают вокруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки ( планеты)

Промелькнут года и дни

Но не встретятся они.

- Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Ученик читает стихотворение о солнечной системе и планетах

Учитель: Ребята! А что вам известно о планетах?

Кто то из вас хотел бы быть космонавтом?

А чем эта профессия интересна?

Да нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретится с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование.

Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку - возможна ли жизнь на других планетах. А для этого мы должны познакомится с характеристиками планет.

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Она возникла предположительно 4-5млрд. лет назад из газово- пылевого облака.

- Какие небесные тела вы знаете?

В составе Солнечной системы 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

До 2006 года Плутон был 9 самой маленькой планетой. Однако в августе 2006 года Ассамблея Международного астрономического союза исключила Плутон из класса планет.

Планеты делятся на две группы:

планеты земной группы планеты- гиганты

Меркурий Юпитер

Венера Сатурн

Земля Уран

Марс Нептун



1. Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе схожа с Луной.( ученик рассказывает стихотворение о Меркурии)

Ученик: Интересно, что о планете Меркурий знали со времен шумеров - примерно 5000 лет назад. Римляне назвали планету в честь древнеримского бога Меркурия - бога торговли, покровителя путешественников.

Учитель: Меркурий называют самой горячей и самой холодной планетой. Это так?

Ученик: Да. Это так. Из - за близости к Солнцу поверхность планеты нагревается до плюс 450 градусов. А с наступлением темноты падает ниже 600 градусов. Поэтому мало вероятно, что жизнь, которую мы знаем, возможна на этой планете.

Учитель: Правда, что Меркурий самая быстрая планета?

Ученик: Да. Меркурий оправдывает своё название - самой быстрой планеты. Он несется по орбите вокруг Солнца со средней скоростью 172тыс.км.в час. Год на Меркурии равен 88 земным дням. День на Меркурии равен 59 земным суткам.

Учитель: Поверхность планеты похожа на Лунную. Много кратеров, гор.

Интересный факт! Меркурий называют самой культурной планетой. Кратеры на нем называют в честь известных художников, музыкантов, писателей.

Меркурий лишен газовой оболочки- атмосферы. Спутников у планеты нет.



Задание 1.( работа в парах по карточкам) Дать характеристику планеты по опорным словам.

Меркурий - это самая....................................

Эта планета названа в честь...............................

Она намного меньше..................но...........схожа с Луной

Поверхность Меркурия.......................................

Меркурий лишен...............................................

Спутников.............................................................



Следующая за Меркурием планета - Венера - вторая от Солнца . По размерам, массе Венера схожа с Землей. Их ещё называют близнецами. Но общие черты на этом заканчиваются ( ученик читает стихотворение о Венере)

Ученик: Венера названа именем древней римской богини любви и красоты. Это единственная планета названа в честь женщины самого красивого божества, вероятно потому, что она излучала свет ярче всех из пяти планет, известных древним астрономам.

- А каковы особенности планеты?

Ученик: Доказанный факт: Поверхность планеты очень суха. Здесь нет воды. Высокая температура заставляет выкипать её полностью. Большую часть её поверхности покрывают плоские равнины на которых есть тысячи вулканов с потоками лавы до 5000км. в длину.

Учитель: Венера имеет адскую атмосферу состоящую из углекислого газа и облаков серной кислоты. Спутников у Венеры нет.



Задание 2 ( работа в парах) Дать характеристику планеты по опорным словам.

Венера названа............................................

Большую поверхность.......................................

Спутников.......................................................

Венера имеет......................, поэтому температура...............................

Учитель: Ребята! Какая планета занимает 3 место в Солнечной системе?

12 апреля 1961 года советский космонавт Ю.А.Гагарин стал первым человеком поднявшимся в космос на корабле Восток1. Тогда он и его глазами все человечество впервые увидело Землю из космоса. Космонавты говорят, что из космоса Земля выглядит как драгоценный камень. Она неповторима и уникальна.

- А в чем её уникальность?

Учитель приводит примеры уникальности планеты Земля:

1. воздух

2.вода

3.почва

4. живые организмы

Задание 3 ( работа в парах) Дать характеристику планеты по опорным словам.

Земля - самая........................................................

Она имеет.................................................................

Более 70%......................................................................

Главное отличие Земли от..................................................

Земля имеет....................................................................

Учитель: У планеты Земля есть единственный естественный спутник - это Луна - самое близкое к ней небесное тело.

Задание. посмотрите на поверхность Луны(фото). Какая она?

Гористы области - их называют материками. Высота некоторых 9 км. На фото материки более светлые, а более темные участки - моря. Очень много кратеров. Диаметр некоторых кратеров - 100км.

Ученик ( стихотворение о Луне).

Учитель: А теперь мы к Марсу направим полет

Глядишь с марсианами нам повезет.

Интересный факт! Если бы Солнце было размером с входную дверь, то Земля была бы размером с монетку, а Марс был бы размером с таблетку аспирина.

Ученик ( стихотворение о Марсе)

Из - за кроваво - красного цвета планету Марс древние римляне назвали в честь своего бога войны, а древние китайские астрономы именовали планету " огненной звездой". Грунт Марса богат железом. Этим и объясняется красноватый цвет планеты.

Ученик: Поверхность Марса - пустыни, кратеры, горы. Некоторые горы очень высоки. Например потухший вулкан Олимп достигает высоты 27км. У Марса тонкая разреженная атмосфера, которая образована в основном углекислым газом.

Учитель: У полюсов планеты видны белые полярные шапки. Здесь заметна смена времен года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой.

Марс имеет два спутника: Деймос - страх и Фобос - ужас.

Более 40 космических аппаратов были запущены на Марс, которые коснулись поверхности красной планеты.

Задание 4. Дать характеристику планеты по опорным словам.( работа в парах).

Марс - это самая ...............................................

Эта планета названа в честь................................

Она в 2 раза меньше............................................

Поверхность марса................................................

Вулкан Олимп достигает.........................................

У Марса тонкая..........................................................

Средняя температура Марса.....................................



Подведение итогов урока.

- Какую задачу мы ставили на уроке?

- Удалось решить нам поставленную задачу?

- Что ещё нужно сделать?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё нужно поработать?



Домашнее задание

Спасибо за работу на уроке!

Рефлексия.

- Кто работал на уроке лучше всех?

- Кому ещё надо стараться?

- С каким настроением вы уйдёте с урока?