СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе: "Зачем нам география и как мы будем ее изучать"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе: "Зачем нам география и как мы будем ее изучать"

Технологическая карта урока + презентация

Просмотр содержимого документа
«Технологическая-карта-урока3»

Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5

УМК

География 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

«Зачем нам география и как мы будем ее изучать»

Цель урока

  1. Способствовать формированию первоначальных представлений о географии и особенностях содержания курса.

  2. Стимулировать развитие интереса к практическому значению географии на разных этапах развития общества.

  3. Способствовать формированию представлений о задачах географии.

  4. Способствовать формированию представлений о методах географической науки.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.

Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, дополнительной литературой.

Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы: география, задачи географии, метод географии.


Методы обучения

Поисковый, метод дискуссии, метод групповой работы.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Групповая, индивидуальная

Средства обучения

Учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки рефлексии.














Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Приветствие учащихся – «Улыбка»

Отметка отсутствующих.

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.


Слушают учителя.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение настраиваться на занятие.

2. Актуализация знаний

- Что вы знаете о географии? С чем или с кем связываете географию? Что хотели бы узнать, изучая географию? Какие книги, журналы уже читали? Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания? Где успели побывать в своем крае, стране?

- Записывает ответы на вопросы на доске «Наш географический опыт».

Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной бесед.

О чём мы будем говорить на уроке?

«Зачем нам география и как мы будем ее изучать»

(слайд 1-2)

- Что же означает слово «география»? Ответить на этот вопрос нам поможет шмуцтитул (объясняет значение понятия)

учебника с. 3 (слайд 3)

Выполнение задания, представленного на доске, в рабочей тетради.

Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Формирование умения систематизировать, делать выводы

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Развитие регуляции учебной деятельности

Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им

  1. Постановка цели и задач урока

Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели.

«Зачем нам география и как мы будем ее изучать»

- Зачем нам нужна география?

Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться к истории этой науки.

(слайд 4-5)

Слушают учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.


Слушают учителя.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

4. Первичное усвоение новых знаний

Самостоятельная работа

  1. История географии. Зачем купцу география? с.4-5 учебника. Что является «двигателем» расширения географического кругозора в прошлом? (обращает внимание детей на обозначение выводов к каждой части параграфа) (слайд 6)

Самостоятельная работа

2) Зачем нам современным людям география?

(слайд 7-8)

с. 5 учебника

Какое она имеет значение для всех людей и для каждого из вас лично? Есть ли среди ваших родных и близких люди, чья профессия связана с географией?

- Какими качествами должны обладать люди, связанные с географией? (Работа в парах: перечислить качества человека и обосновать свой выбор)

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся Учитель просит учащихся встать.

Руки вверх,

Затем вперёд,

Приседает весь народ,

Встали дружно,

Повернулись

И друг другу улыбнулись. (слайд 9)

3) Знакомит учащихся с задачами географии

рис. 2 с. 6.(слайд 10)

4) Знакомит со схемой «Методы географической науки» (слайд 11)

5) Знакомит со структурой учебника и требованиями к уроку географии

с. 7 учебника(слайд 12-16)

Слушают учителя, участвуют в дискуссии. Осознание значения географической науки.


Умение работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать, систематизировать, делать выводы

Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других


Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Связь с другими сферами знаний.

Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

5. Первичная проверка понимания

Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.



Задание 1.

Вы приступили к изучению одной из самых древних наук – географии. Название науки предложил древнегреческий ученый Эратосфен. Слово «география» в переводе с греческого означает землеописание ( ге - Земля, графо – пишу, описываю). На разных этапах развития географии различными были ее содержание и задачи. Прочитайте фрагмент § 1 «Зачем купцу география?». Какой главный вывод вы сделали?(слайд 17)

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.


Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

Осуществление самоконтроля.

6.Первичное закрепление

Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях

Задание 2. Дополните схему.

Задачи современной науки географии

Приведите примеры каждой из перечисленных задач.(слайд 18)

Задание 3.

Нарисуйте схему

«Методы географической науки».(слайд 19)

Задание 4. Дополните схему.(слайд 20)

Задание 5. Выберите информацию, которая является географической. (слайд 21)


Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

7.Домашнее задание

Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания.

1. Изучить § 1. 
2. Ответить на вопросы 1-3. 
3. Выполнить задание 4. 

(слайд 22-23)

Слушают учителя, записывают домашнее задание

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Слушают учителя

Осознание качества и уровня усвоения материала.

Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевойсаморегуляции.

8. Итог урока

- Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели.

Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия.

Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Умение обсуждать содержание урока

Формулирование собственного мнения и позиции. Умение понимать ответы других.

Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

9. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке с помощью методики «Мишень» (слайд 24)


Рефлексируют

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Саморегуляция



Просмотр содержимого презентации
«Зачем-нам-география-и-как-мы-будем-ее-изучать»

Зачем нам география и как мы будем ее изучать География 5 класс

Зачем нам география и как мы будем ее изучать

География 5 класс

Наш географический опыт

Наш географический опыт

  • что вы знаете о географии;
  • с чем или с кем вы связываете географию;
  • что вы хотели бы узнать, изучая географию;
  • какие книги, журналы вы уже читали; какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания? 
Рассмотреть и изучить шмуцтитул «Введение» (с. 3)   Первоначально шмуцтитул, или «грязный титул», помещаемый перед титульным листом, должен был предохранять его от загрязнения. С течением времени шмуцтитул стал называться лист бумаги перед началом книги или отдельной ее частью, на котором помещается заглавие, иллюстрация и т. п.

Рассмотреть и изучить шмуцтитул «Введение» (с. 3) Первоначально шмуцтитул, или «грязный титул», помещаемый перед титульным листом, должен был предохранять его от загрязнения. С течением времени шмуцтитул стал называться лист бумаги перед началом книги или отдельной ее частью, на котором помещается заглавие, иллюстрация и т. п.

  • Страбон ( I в) – греческий историк и географ
  • Современники так и называли его - географ
Слово «география» греческое и означает « землеописание »  Она занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. У истоков географии стояли великие люди: Страбон, которого называли Географ; Эратосфен, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля. 

Слово «география» греческое и означает « землеописание »

Она занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. У истоков географии стояли великие люди: Страбон, которого называли Географ; Эратосфен, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля. 

Зачем нам география?  История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация об исследованных землях.

Зачем нам география?

История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация об исследованных землях.

«Зачем купцу география?»

«Зачем купцу география?»

Зачем нам, современным людям, география? Какое она имеет значение для людей и для каждого из нас лично? Есть ли среди родных и близких учащихся люди, чья профессия связана с географией?

Зачем нам, современным людям, география? Какое она имеет значение для людей и для каждого из нас лично? Есть ли среди родных и близких учащихся люди, чья профессия связана с географией?

Главный вывод  География помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нем.

Главный вывод

География помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  Каждая наука ставит перед собой задачи, которые изучаются с помощью определенных методов исследования. Используя схему на с. 6 «Задачи географии» , учащиеся знакомятся с их особенностями. 

  Каждая наука ставит перед собой задачи, которые изучаются с помощью определенных методов исследования. Используя схему на с. 6 «Задачи географии» , учащиеся знакомятся с их особенностями. 

        Для более четкого представления методов географической науки учащиеся заполняют и зарисовывают в тетради схему:

        Для более четкого представления методов географической науки учащиеся заполняют и зарисовывают в тетради схему:

  Знакомство с учебником и требованиями к уроку географии Внимательно изучив схему (с. 7), вы будете иметь четкое представление о структуре учебника.

  Знакомство с учебником и требованиями к уроку географии

Внимательно изучив схему (с. 7), вы будете иметь четкое представление о структуре учебника.

  Двигаясь по маршруту, проложенному «Полярной звездой», вы сможете добиться хороших результатов и сдать «легкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам. 

  Двигаясь по маршруту, проложенному «Полярной звездой», вы сможете добиться хороших результатов и сдать «легкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам. 

      В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой жирным шрифтом выделены основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте. Чтобы лучше усвоить материал параграфа, учащиеся должны отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я умею», «Это мне интересно» . Первая рубрика помогает усвоить текст параграфа, вторая и третья позволяют учащимся творчески подходить к делу, выполняя различные задания. 

      В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой жирным шрифтом выделены основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте. Чтобы лучше усвоить материал параграфа, учащиеся должны отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я умею», «Это мне интересно» . Первая рубрика помогает усвоить текст параграфа, вторая и третья позволяют учащимся творчески подходить к делу, выполняя различные задания. 

   Верный помощник, к которому учащиеся должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7).    Рубрика «Шаг за шагом» имеется во многих параграфах, она выполняет роль консультанта-помощника, объясняющего, как выполнить то или иное действие. 

   Верный помощник, к которому учащиеся должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7).    Рубрика «Шаг за шагом» имеется во многих параграфах, она выполняет роль консультанта-помощника, объясняющего, как выполнить то или иное действие. 

Обратите внимание на карты, помещенные в конце учебника  

Обратите внимание на карты, помещенные в конце учебника  

Задание 1. Вы приступили к изучению одной из самых древних наук – географии. Название науки предложил древнегреческий ученый Эратосфен. Слово «география» в переводе с греческого означает землеописание ( ге - Земля, графо – пишу, описываю). На разных этапах развития географии различными были ее содержание и задачи. Прочитайте фрагмент § 1 «Зачем купцу география?». Какой главный вывод вы сделали?

Задание 1.

Вы приступили к изучению одной из самых древних наук – географии. Название науки предложил древнегреческий ученый Эратосфен. Слово «география» в переводе с греческого означает землеописание ( ге - Земля, графо – пишу, описываю). На разных этапах развития географии различными были ее содержание и задачи. Прочитайте фрагмент § 1 «Зачем купцу география?». Какой главный вывод вы сделали?

Задание 2. Дополните схему.  Задачи современной науки географии Приведите примеры каждой из перечисленных задач Описывать

Задание 2.

Дополните схему.

Задачи современной науки географии

Приведите примеры каждой из перечисленных задач

Описывать

Задание 3 . Нарисуйте схему «Методы географической науки»

Задание 3 .

Нарисуйте схему

«Методы географической науки»

Задание 4. Дополните схему. Что изучает география С помощью чего Зачем изучают

Задание 4.

Дополните схему.

Что изучает география

С помощью чего

Зачем изучают

Задание 5: Выберите информацию, которая является географической  Санкт-Петербург – знаменитое «окно в Европу», прекраснейший город на Неве, созданный благодаря Петру I. Петербург похож на Венецию – множество мостов, каналов, однако архитектура российского города неповторима. Каждый, кто хоть раз побывал в Санкт-Петербурге, оставляет в нем свое сердце навсегда.  Город на Неве – Санкт-Петербург – маленькая Европа в России. Петербург считается северной столицей России и однозначно ее культурной столицей. Для того чтобы обойти все достопримечательности, дворцы, музеи и соборы Петербурга, не хватит и месяца. ВУЗы Санкт-Петербурга могут похвастаться самыми выдающимися выпускниками, которые вносят существенный вклад во все сферы жизнедеятельности страны. У Петербурга множество пригородов, которые несут не меньшую историческую и культурную ценность: Петергоф, Павловск, Пушкино и другие. Изделия Петергофской гранильной фабрики хранятся в лучших музеях мира.

Задание 5: Выберите информацию, которая является географической

Санкт-Петербург – знаменитое «окно в Европу», прекраснейший город на Неве, созданный благодаря Петру I. Петербург похож на Венецию – множество мостов, каналов, однако архитектура российского города неповторима. Каждый, кто хоть раз побывал в Санкт-Петербурге, оставляет в нем свое сердце навсегда.

Город на Неве – Санкт-Петербург – маленькая Европа в России. Петербург считается северной столицей России и однозначно ее культурной столицей. Для того чтобы обойти все достопримечательности, дворцы, музеи и соборы Петербурга, не хватит и месяца. ВУЗы Санкт-Петербурга могут похвастаться самыми выдающимися выпускниками, которые вносят существенный вклад во все сферы жизнедеятельности страны. У Петербурга множество пригородов, которые несут не меньшую историческую и культурную ценность: Петергоф, Павловск, Пушкино и другие. Изделия Петергофской гранильной фабрики хранятся в лучших музеях мира.

  Домашнее задание   1. Изучить § 1.   2. Ответить на вопросы 1-3.   3. Выполнить задание 4. 

  Домашнее задание  

1. Изучить § 1.  2. Ответить на вопросы 1-3.  3. Выполнить задание 4. 

     4. Выяснить с помощью этикеток, откуда в ваш дом поставлены продукты питания. Заполнить и сделать анализ таблицы. № Название продуктов питания 1   Город 2   Страна 3         Общий вывод:      

     4. Выяснить с помощью этикеток, откуда в ваш дом поставлены продукты питания. Заполнить и сделать анализ таблицы.

Название продуктов питания

1

 

Город

2

 

Страна

3

 

 

 

 

Общий вывод:

 

 

 

Рефлексия

Рефлексия