СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе "Искусство открывает мир"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта;

содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

Планируемые результаты:

Школьники научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения,  выполнять задания творческого характера; выражать в пении чувства и настроение;

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе "Искусство открывает мир"»

ТЕМА УРОКА: «Искусство открывает мир» (5 класс)

Цели:

рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта;

содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

Планируемые результаты:

Школьники научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения, выполнять задания творческого характера; выражать в пении чувства и настроение.

Музыкальное сопровождение:

школьники входят в кабинет музыки под песню «Маленький принц» муз. М.Таривердиева, сл. Н.Добронравова.

Оформление доски:

эпиграф урока, рисунки детей 2-7 лет.


ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Звучит песня «Маленький принц» муз. М.Таривердиева, сл. Н.Добронравова.

-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Много в пространстве невидимых

Форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нем есть

Сочетаний и слова, и света,

Но передаст их лишь тот,

Кто умеет и видеть, и слышать».

(А.Толстой)

II.Сообщение темы урока

-Сегодня на уроке мы проведем беседу об искусстве, открывающем мир.

III. Работа по теме урока

1. Беседа о роли искусства в жизни человека

-Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло, более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования - человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.

Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Для это возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности - это радость, утешение, поддержка.

На заре человечества люди только начинали себя осознавать. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.

Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец.

Однако и сейчас необходимо иметь и воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения искусства, так как их смысл, истина не лежат на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках.

Просмотрите на детские рисунки (рисунки детей 2-7 лет раздаются по рядам), что вы можете сказать о рисунках? (Каждый рисунок видит мир по-своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями).

То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.

Учащиеся приводят примеры.

2. Работа с учебником

-А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняются в этом возрасте.

К сожалению, новизна восприятиями с годами проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по-другому. Давайте зачитаем фрагмент из замечательной сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где как раз говориться об этом, а затем побеседуем.

Что вы можете сказать о прочитанном?

Заслушиваются ответы учащихся.

- Конечно, все взрослые - разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приноси пользу, выгоду, другие - сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжелым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.

Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».

Перефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»

3. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «Маленький принц»

-Сегодня мы с вами начнем разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».)

Совершенно верно. А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью Микаэл Леонидович Таривердиев.



Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

Разучивание первого куплета.

-Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.

Но бывает так, что какое-то событие переворачивает жизнь такого человека - и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Все это было в человеке, но только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворенной жизни. И нужен был какой-то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка, либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам.

4. Знакомство со сказкой Г.Х.Андерсена «Соловей»

-В Китае, как вы знаете, глава государства - император, и в целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться, поднимите руки, кто читал эту сказку?

Правильно, это «Соловей» Г.Х. Андерсена - сказка, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства. Кто ещё не читал её, прочитайте обязательно.

После чтения учащиеся высказывают свое мнение о героях сказки.

IV.ИТОГ УРОКА

-Искусство способно воспитывать, оно открывает мир, не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Мы уже знаем, что внешнее, поверхностное никогда не бывает самым главным. Как создается искусство?

Заслушиваются ответы учащихся.

-Искусство - это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это дело божественным. Не случайно создателя произведений искусства называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что творят искусство гении. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового.

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинение на тему:

«Музыка…Как сильна и сознательна.

Музыка…Ты есть. И это замечательно!»