1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Звучит клип. Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожмите руки. Какие чувства вызывает у вас рукопожатие? С каким настроением вы пришли на урок? Какое настроение у наших гостей? (Собираем кластер) Я надеюсь, что сегодня вы и наши гости будем рука об руку трудиться с радостным и хорошим настроением! | Слушают учителя, учавствуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и однаклассниками лил самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (объмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | -Что значит рука об руку? -Мы посмотрели с вами клип. О чем он? -Как можно назвать этих ребят? -Что значит доброволец? -Как раньше назывались группы детей, которые помогали взрослым, старикам, маленьким детям и вообще тем, кто нуждался в помощи? -Как сегодня по-другому называют добровольцев? -Волонтер- человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее, любовь к окружающим. -А когда возникло движение волонтеров? | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | -Этот год в Росси объявлен годом волонтеров. -Подберите слово на каждую букву из слова волонтер, обозначающее качество волонтера. | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения | -Слова какой части речи вы использовали? -Как вы думаете, какая тема урока? -Какова цель нашего урока? «Закончи фразу» и приведи примеры. (Собираем кластер.) 1.Имя — прилагательное- это часть речи, которая обозначает… 2. назовите признаки имен прилагательных…. 3.В предложении являются…… -Составьте схему предложения и выполните морфологический разбор прилагательного –пожилым. Волонтеры помогают пожилым людям, занимаются экологическими проблемами. - Итак, мы повторили морфологические и синтаксические признаки прилагательного. .. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с грамматическим заданием. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Самостоятельно делают выводы. | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | Задают вопросы для уточнения информации. Устная. Письменная работа |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Ракрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля | Самостоятельная работа. Запишите словосочетания, определите у прилагательных род , число, падеж. Опытный(ед.ч.,м.р.,И.п.) волонтёр, шелковые (мн.ч., И.п.) косы, о золотых (мн.ч., П.п.) звёздах, над глубокими(мн.ч., Т.п) снегами, зимний ( ед.ч., м.р., И.п.) лес, солнечный( ед.ч., м.р., И.п.) свет, русским(ед.ч., м.р., Т.п) пейзажем, к зимнему (ед.ч., м.р., Д.п) утру, к доброжелательному (ед.ч., м.р., Д.п)юноше,с веселым (ед.ч., м.р., Т.п) нравом, о настойчивой (ед.ч., ж.р.,П.п) девушке,с добросовестным(ед.ч.. М.р.. Т.п) отношением. -Какое правило надо помнить , чтобы верно написать окончания прилагательных? -А какие еще орфограммы вы увидели? Вывод: работая над одной темой, не забываем уже о полученных знаниях. Работа с поэтическим текстом. Текст стихотворения С.Есенина ( на слайде) -Какая картина представляется вам, когда вы слушаете это стихотворение? С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы . У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» -О чем хотел сказать С.Есенин в своем стихотворении? -Как автор сумел это передать? Что ему помогло? -А часто ли , по-вашему. Автор использует это средство? Почему? -Для чего нам нужны прилагательные?(Слайд) Вывод : Обозначать признаки предметов. Украшать речь. Являться средством выразительности. Введите в предложенный текст прилагательные (превратить «карандашный набросок « в «цветной рисунок»): Давным-давно в……. городе жил Мастер в окружении учеников. Самый ……..из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на ……луг, поймал самую ….. бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: …… или ……? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. (Мертвая, живая, старинный, красивая , способный, зеленый) Сравните :(СЛАЙД) Давным-давно в старинном городе жил Мастер, в окружении учеников. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на зеленый луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. - Как вы понимаете последнюю фразу мастера: «Все в твоих руках»? Вывод . Да, действительно, все в наших руках: мы и язык наш можем сделать ярче, богаче, выразительнее, и мир вокруг изменить: недаром ведь в Российское волонтерское движение школьников вливаются все новые и новые отряды. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенстсвовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Устные ответы. Письменная работа |
7. рефлексия. Подведение итогов. | | Каждый урок русского языка – это открытие. Что нового вы для себя сегодня открыли? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми и смышлеными.! Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу на заготовках –ладошках. Если настроение осталось хорошее, то заполните зеленую ладошку, если не очень хорошее, то заполните синюю. Закончить хочется словами : Нам Жизнь дана на Добрые Дела, Она — судья. кармический наставник! А человек — Вселенское Дитя, Он — грешник на Земле, Святой и Странник! Он в поисках и Счастья и Любви, Он ищет смысл земных противоречий, Считая годы, месяцы и дни, А время пролетает быстротечно! Добро и Зло всем суждено узнать, И пережить Разлуку и Утрату, И у Судьбы на краешке стоять, И как Христу быть на кресте распятым… Но Жизнь одна. Мы все по ней идем, И каждый ждет Тепла, Добра, Участия, Нам Жизнь дана на Добрые Дела, И в этом — Человеческое Счастье! Домашнее задание: Составить кластер по теме : «Имя прилагательное». Написать сочинение –миниатюру : «Твори добро». | | фронтальная | | |