Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
села Нижняя Покровка Перелюбского района
Саратовской области»
Открытый урок
по теме :
«Глагол»
Провела учитель русского
языка: Зарипова О.С.
Нижняя Покровка – 2010 год.
Тип урока: урок-обобщение;
Класс : 6 класс
Цели :
Общеобразовательная: систематизировать и обобщить знания , полученные при изучении темы «Глагол».
Развивающая: развивать навык грамотного письма; умение группировать слова, составлять предложения, определять спряжение глаголов и вид глаголов.
Воспитательная: прививать любовь к родному языку, воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки, умение сотрудничать.
Методические приемы: фронтальный опрос, групповая и самостоятельная работа, работа с текстом, запись под диктовку, работа с таблицей, доклад с показом презентации.
Оборудование урока : таблица « Спряжение глаголов» , таблица « Вид глаголов»,таблица « Наклонение глаголов», компьютерные тесты, презентация « Глагол»
Ход урока:
Организационный момент .
Здравствуйте ,ребята. Обратите внимание на тему сегодняшнего урока- обобщение знаний по теме «Глагол». Сегодня мы с вами будем повторять то, с чем мы познакомились в этом году по теме глагол, это и будет целью нашего занятия. (запись числа и темы урока)
Актуализация знаний .
Весь мир и мы в нем находимся в движении, в действии. Нам приходится как-то называть эти действия.
Вопрос: Какая часть речи поможет нам в этом? (глагол)
Мы все встречаем глаголы в устной речи и почти не обращаем
на них внимания, но при письме сталкиваемся с определенными трудностями правильного написания глаголов, а чтобы этого не происходило, нужно знать правила, которые сегодня повторим.
Проверка Д/З: Первым этапом повторения будет проверка домашнего задания – синтаксический разбор предложения: Перелетные птицы спешат на родину ,к своим гнездам; и морфологический разбор глагола : расскажешь.( Лиза Книжник, Сидорин Сергей) – работа у доски.
Доклад по теме « Что такое Глагол» с показом презентации ( Юрченко Наташа) – самостоятельная творческая работа.
Словарный диктант дополнительным заданием: определить вид и переходность глаголов , проверка диктанта по очереди:
Чувствовать(нес. В.; перех.), поскользнуться ( сов.в.; непер.), сооружать
( несов.в. перех), размахнуться( сов.в; непер), подыгрывать ( несов.в.; непер),рассматривать ( несов.в.; перех), сжечь ( сов .в.; перех).
Распределите глаголы по спряжениям в два столбика (Эльмира Юсифова, Живаев Сергей):
1 спряжение 2 спряжение
Сидеть ( 1), идти ( 1) , морозить(2) , гнать(2), цвести(1), вертеть(2), темнеть(1) , дышать(2).
Физминутка
Глаголы изменяются по временам : прошедшее, настоящее, будущее время, правильно? Будьте внимательны: если я называю глагол будущего времени , то вы должны наклониться вправо; прошедшего времени- наклониться влево; настоящего времени – похлопать в ладоши. Итак: сидели(влево), смотрим(вправо), будем писать(хлопать),
Пишем(вправо), запоминали(влево) будем проверять( хлопать) – молодцы, все верно определили, а теперь потянулись все кверху и сели, продолжаем работу над повторением .
Работа с текстом с дополнительным заданием : определить наклонение глаголов– запись под диктовку по очереди, затем проверка (воспитательный момент) :
Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.(изьяв, повел).
Семь раз отмерь , один раз отрежь.(повел, повел).
Как постелешь, так и выспишься.( изьяв, изьяв).
Не трудился бы, так и хлеба не добился бы.(услов, услов).
Коль хочешь радости Отчизне, трудись не покладая рук.(изьяв, повел).
Кто хочет ,тот добьется.(изьяв, изьяв).
Цыплят по осени считают.(изьяв).
9 Тестирование на компьютере : выберите один правильный ответ (самостоятельная работа)
Глаголы прошедшего времени изменяются:
А) по родам, по числам, по лицам;
Б) по родам , по числам;
2. Какой глагол имеет нулевое окончание?
А) играй
Б) создайте
В) кричишь;
3. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам?
А) да
Б) нет;
4. Каким членом предложения является глагол?
А) дополнением
Б) определением
В) сказуемым;
5. Выделите глаголы совершенного вида :
А) сказать
Б) решать
В) почувствовать
Тест оценивается по пятибалльной системе .
10 Релаксация – гимнастика для глаз
11 Подведение итогов – Ребята, что с вами мы сегодня повторили?
Можно ли сказать, что глагол – это очень важная часть речи , что нужно знать, чтобы правильно употреблять глаголы на письме?
12. Рефлексия - Итак, оцените свою работу на этом уроке самостоятельно по десятибалльной системе.
Я сегодня работал на 1…2…3…4…5…6..7..8..9..10.. баллов, поставив рядом с нужной цифрой галочку.
13. Домашнее задание : морфологический разбор глагола вертится, упражнение № 535 в учебнике
14. Резерв для сильных учеников и сильных классов, если останется время.
А) Измените по лицам глаголы : хотеть, бежать, дать, есть.
Что это за глаголы?
Б) измените по временам в 3 лице единственном числе глаголы : смотреть , желать.