Петухова Татьяна Андреевна,
учитель русского языка и литературы
Тема | Употребление имён прилагательных для описания природы |
Ученик | Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ Е.А.Быстрова, Л.В. Бибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С. Антонова; под ред. Е.А. Быстровой. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. |
Класс | 6 «Б» класс |
Используемая технология | Технология позиционного обучения |
Тип урока | Урок развития речи |
Цели урока: | |
Предметные: | Углубить знания о прилагательном; знать понятие «паронимы»; знать понятие нормы и виды норм в употреблении прилагательных; закрепить знания тропа «эпитет» и научиться распознавать в текстах имена прилагательные, уметь употреблять прилагательные в речи в соответствии с нормами; редактировать текст в соответствии с языковыми нормами и строить собственное речевое высказывание в соответствии с ситуацией общения |
Метапредметные: | Формировать умения работать в группе, осмысленно читать, осуществлять оценку собственной результативности. |
Личностные: | Формировать грамотную устную и письменную речь. |
Методы и приёмы | репродуктивный, исследовательский; интерактивные, проблемно - поисковые, наглядный, словесный, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение), практический слово учителя, выразительное чтение, развитие речи (формирование коммуникативной компетенции), задания исследовательского характера; творческая работа. |
Формы работы учащихся | фронтальная, групповая |
Оборудование, дополнительные материалы | Слайд-презентация, листы оценивания работы группы, компьютер, экран, проектор, колонки, раздаточный материал |
Конспект и технологическая карта урока Ход урока
Стадия урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Стадия вызова | Организационный момент. Приветствие - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке по русскому языку. Сегодня в нашем классе гости. Ребята, когда встречают гостей, хозяева стараются сделать всё возможное, чтобы гостям было уютно в их доме. Давайте и мы на правах хозяев постараемся, чтобы наши гости от общения с нами получили только приятные впечатления и покажем всё, чему мы научились на наших занятиях. Садитесь! Мотивация учащихся. -Ребята! Прочитайте высказывание А. Н. Толстого и скажите, какой, по мнению автора, русский язык? Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (По мнению автора, русский язык яркий, меткий, певучий и богатый, задушевный). - С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка? (Автор сравнивает яркость с радугой после весеннего ливня, меткость со стрелами, певучесть и задушевность с песней над колыбелью.) - Вы согласны с автором? - Какая часть речи помогает в полной мере охарактеризовать наш русский язык? (имя прилагательное) - Конечно, ребята. Имя прилагательное. На протяжении нескольких уроков мы говорим об этой части речи, сегодня продолжим добывать новые знания. Но сначала повторим то, что вы уже изучили, немного поиграем. Игра «Верно-неверно». За каждый правильный ответ – вы получите жетончик. В данном случае – каждый отвечает за себя. Кто первый поднимет руку, тот получает жетончик. Жетончики вы будете копить на протяжении всего урока. В конце урока тот ученик, у которого жетончиков больше – получит оценку. Если с утверждением вы не согласны, обязательно поясните свой ответ. Будьте внимательны. Готовы? Начинаем… Я утверждаю, что имя прилагательное – это служебная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? (-) имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже (+) имена прилагательные бывают собственными и нарицательными (-) в предложении прил. чаще всего выступают в роли обстоятельства (-) только относительные прилагательные имеют степени сравнения и краткую форму (-) прилагательные эффектный – эффективный являются паронимами (+) имя прилагательное в словосочетании «веселый дождь» – эпитет (+) имена прилагательные – ведущая часть речи в текстах – описания (+) - Молодцы, ребята. О типе речи – описание я заговорила неслучайно. Совсем недавно вы составляли интеллект – карту на эту тему, вспомните, какие компоненты она включала? ( 1 – цель описания, 2 – вопросы, 3 – композиция, 4 – ведущие части речи, 5 – приём «фотографирования», 6 – виды описания) Проверим ваши ответы, обратите внимание на экран. Подготовка к восприятию темы. Постановка целей урока для учащихся Вопросы: С каким видом описания вы уже знакомы? Кто являлся предметом описания? (человек; «Девочка с персиками» В. Серова, «Стрекоза» И.Репин) Что вы можете сказать о приеме «фотографирования»? Он характерен только для описания? - Молодцы, ребята. - А сейчас посмотрите на фотографии (учитель нажимает на экране на гиперссылку – прием «фотографирования», на экране снимки природы). - Какой общей темой объединены фотографии? (природа) - А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Мы повторили с вами имя прилагательное, вспомнили тип речи - описание, посмотрели фотографии природы. можно записать основные понятия на доске (имя прил., описание, природы) Итак, запишите число, классная работа и тему урока: «Употребление имён прилагательных для описания природы». - Как вы думаете, что вы должны сегодня вспомнить на уроке? Чему научиться? Приём «Корзина идей» (учитель выслушивает ответы учеников) Цель урока (демонстрация на слайде): УЗНАТЬ: о роли прилагательных в текстах описания природы. НАУЧИТЬСЯ: правильно употреблять прилагательные для описания природы, создавать художественные образы. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку Участвуют в диалоге с учителем, аргументируют свои ответы Вспоминают и называют основные признаки типа речи – описание Изучают интеллект карту, анализируют свои ответы (описание внешности человека) Формулируют тему урока Высказываются и определяют цели урока |
II. Стадия осмысления | 4. Постановка учебной задачи для групп - Ребята, конечно же, вы догадались, что сегодня предметом нашего описания будет зима - чудесная пора года, которая завораживает своей красотой и пейзажами. - Сегодня вы работаете в группах, уже привычная для нас форма проведения уроков. У каждой группы будет своя роль, вы расскажете нам об употреблении прилагательных в описании природы со своей позиции. - А какая у вас будет роль, зависит только от вас. У меня на столе лежат названия групп. Я задаю вам вопрос, кто первым поднимет руку и правильно на него ответит, первым выберет название своей позиции. Как называется жанр, в котором основным предметом изображения является человек? Как называется жанр, в котором основным предметом изображения является природа? В каждой группе есть эксперт, задача которого – оценить работу группы в целом (учитель назначает учеников-экспертов, раздаёт бейдж). Для того чтобы оценить работу группы, вам помогут экспертные листы, критерии оценивания (учитель раздает). Эксперты только оценивают работы самой группы, не подсказывают. Также отвечают за время работы группы. 1 группа – теоретики: попробует подобрать имена прилагательные к картине А.М. Васнецова «Зимний сон», которые, в свою очередь, необходимо будет распределить по группам (цвет; пространственные признаки – размер, форма; временные признаки; чувства); 2 группа – литературоведы: попробует воссоздать по картинкам (мнемотехника) стихотворение; 3 группа – практики: постарается исправить грамматические и речевые ошибки в употреблении прилагательных в тексте. Работа в группах Итак, ребята, на выполнение задания - 10 минут. Захватите с собой внимательность, организованность, сообразительность. Желаю вам успехов! Всем понятно задание? Если нет вопросов, приступайте. После выполнения задания на местах, учитель проводит физкультминутку. ФИЗМИНУТКА (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) Выступление групп Ребята, сейчас каждая группа продемонстрирует свою работу. Определите того, кто будет представлять вашу работу у доски. Остальные группы также подключаются к ответам. Слушайте внимательно, если у вас будут какие-то дополнения, поднимайте руку. Правильно дополнили – получили ЖЕТОНЧИК. Не упускайте шанс! Презентация ответов групп: 1 группа: называют алгоритм работы с картиной, оформленный в рабочих тетрадях, зачитывают подобранные прилагательные. Вопрос для группы: Вы составили таблицу прилагательных. На каком этапе алгоритма мы её будем использовать? 2 группа: зачитывает получившееся стихотворение. Называют эпитеты. Вопросы для группы: Какое средство художественной выразительности называется эпитетом? Найдите их в стихотворении. 3 группа: читают исправленный текст, поясняя свой выбор. Вопросы для группы: Как называются слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие разное значение? Анализ работы групп экспертами (по оценочному листу) Выставление оценок ЭКСПЕРТАМИ и учителем! | Ученики слушают учителя, знакомятся с учебной задачей своей творческой группы ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3,4 Группа, получив задание, изучает материал с точки зрения своей позиционной роли, вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации Материалы для групп: 1 группа: алгоритм; картина, таблица; 2 группа: мнемотаблица; 3 группа: текст с ошибками. Каждая группа выходит и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию, группа отвечает на вопросы учащихся и учителя Эксперты оценивают работу групп |
Стадия рефлексии | 6. Подведение итогов урока. Рефлексия - Итак, ребята, напомните, какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели? Цель урока: УЗНАТЬ: о роли прилагательных в текстах описания природы. НАУЧИТЬСЯ: правильно употреблять прилагательные для описания природы, создавать художественные образы. ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА! Какие средства выразительности помогают нам при создании художественных образов в тексте описания? Какую роль играют имена прилагательные в описании природы? (1 ГРУППА. Прилагательные помогают описать предмет, изображенный на картине: цвет, пространство, время и передать чувства. Благодаря прилагательным описание становится выразительным и красочным. 2 ГРУППА. Мы убедились, что в описании природы важную роль играют эпитеты. Они служат для большей выразительности, подчеркивают существенные признаки предмета. 3 ГРУППА. Знание правил позволяет нам безошибочно использовать прилагательные и их сложные формы для любого вида описания. Без прилагательных наша речь была бы скудной и некрасивой.) - Молодцы, ребята! Рефлексия (лестница успеха) Постановка д/з (дифференцированное): Написать сочинение-рассказ ИЛИ сочинение-стихотворение по картине А.М. Васнецова «Зимний сон». Составить связный текст (не менее 10 предложений) на тему «Вид из моего окна», используя прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, время, пространство, чувства. По тексту И. Бунина составить мнемотаблицу (представить текст в виде картинок). Задание понятно? Спасибо за вам большое за работу на уроке! | Отвечают на вопросы учителя, определяют уровень приобретенных знаний. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Записывают д/з |
Самоанализ урока
Тема урока: «Употребление имен прилагательных для описания природы»
Цель урока: узнать о роли прилагательных в текстах описания природы; научиться правильно употреблять прилагательные для описания природы, создавать художественные образы.
Задачи:
обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению знаний по теме «Имя прилагательное»; научить определять роль имён прилагательных в текстах описания.
развивающая: способствовать развитию умений находить грамматические и речевые ошибки в употреблении прилагательных, умения работать с мнемотаблицей для узнавания поэтического текста; также развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения; воспитывать внимательное и эстетическое отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: 1) углубить знания о имени прилагательном как части речи; о понятии «паронимы», о нормах и видах норм в употреблении прилагательных; 2) закрепить знания тропа «эпитет» и научиться распознавать в текстах имена прилагательные; 3) сформировать умение употреблять прилагательные в речи в соответствии с нормами; 4) сформировать умение редактировать текст в соответствии с языковыми нормами и строить собственное речевое высказывание в соответствии с ситуацией общения.
Метапредметные:
1. Познавательные: умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, умение сопоставлять, выявлять сходства и различия; работать по алгоритму; владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, научится искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: формулировать собственные мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль, работать в группе и представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: учить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками; учить определять самостоятельно цели своего обучения и планировать пути достижения этих целей; совершенствовать навыки работать в группе: воспитывать стремление к речевому самоконтролю, самооценке.
Технологии: позиционное обучение, ТРКМ, дифференцированное обучение, мнемотехника.
Методы обучения: частично-поисковый, индивидуальная, групповая, коллективная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для групп, экспертные листы.
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 12 в изучении материала по теме «Имя прилагательное». Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие уроки. Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока работа строилась с учетом принципов системности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса 6 класса (речь, морфология, лексика, орфография).
Цели урока реализовывались:
- Развивающая. Развитие речи осуществлялось через монологические ответы (развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме).
- Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
Текстоориентированный: работа с текстом, мнемотаблицей, монологический ответ, анализ.
Функциональный: определить роль имен прилагательных в текстах описания.
Коммуникативно-деятельный: работа с текстом в группах с разных позиций, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. На этом уроке дети разделены на смешанные группы, в которых есть и творчески мыслящие (правополушарные), логически мыслящие (левополушарные) и амбидекстры (равнополушарные).
Организация самостоятельной деятельности учащихся: при проверке знаний об имени прилагательном (игра «Верно-неверно»), дополнении ответов участников других групп при презентации позиции.
Личностно-ориентированный подход реализовывался: внимание к речи других людей, обучение связной речи (дать полный ответ). Урок проходил с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Исходя из целей, этапы урока соблюдены.
Мотивация к деятельности способствовала психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. На этом этапе проходило повторение материала, изученного на предыдущих уроках (фронтальный опрос).
Постановка учебной задачи. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока.
Первичное закрепление. Наблюдение над языковым материалом. Обучающиеся самостоятельно определяли роль прилагательных для описания природы, исходя из позиции группы.
Самостоятельная работа: Самопроверка результатов.
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа по подведению итогов урока и достижению целей. Самостоятельно обучающиеся подошли к выводу, что имена прилагательные играют важную роль в текстах описания, их использование делает речь выразительной и образной.
Подведение итогов урока. Обобщение материала урока в ходе намеченных целей.
Домашнее задание направлено на закрепление полученных знаний, на развитие творческих способностей.
Рефлексия деятельности. Осознание обучающимися своей учебной деятельности.
Присутствовал и творческий характер познавательной деятельности.
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как: умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, работа в группе, самостоятельная работа, самопроверка.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный.
В ходе урока дети усвоили новое для себя материал. Домашнее задание объяснено и разобрано. Оценки учащимся объявлены.