СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 9 классе по теме: "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в свете ФГОС нового поколения с мотивацией и рефлексией.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе по теме: "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом."»

Конспект открытого урока по биологии в 9 «А» классе. Учитель биологии высшей категории Павлова В.В.


Тема урока:"Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом"


Школа: МБОУ СОШ №33 им. З. Калоева, город Владикавказ, РСО-Алания


Раздел: Генетика


Урок 40 минут.


Тип урока: освоение и закрепление нового материала


Формы работы: индивидуальная, групповая.

Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом.


Задачи:

Обучающиесформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах ; продолжить формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению проблем,cвязанных с генетикой пола.

Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.

Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в группе.


ТСО, оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе PowerPoint, , разработанные учителем тесты.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.

(Учащиеся разделены на три группы.)

- Здравствуйте, повернитесь друг другу улыбнитесь, мне тоже подарите улыбку и, зарядившись хорошим настроением, приступим к работе.

- Какой радел биологии мы сейчас с вами изучаем?

- Что изучает генетика?

-Интересная это наука?

- Это может вам где-то пригодиться в жизни?

2. Актуализация знаний.

- Кто является основоположником генетики?

- Какой метод в своей работе использовал Г.Мендель?

(Каждой группе даётся задание за 1 минуту написать как можно больше биологических терминов, относящихся к каждому закону отдельно.1 группа -1 закон, 2 группа-2закон, 3 группа- 3 закон).

После этого каждая группа зачитывает свои термины и формулирует закон.

  1. Фронтальный и индивидуальный опрос.

(Фронтальный опрос ведётся по презентации, несколько учащихся получают карточки разноуровнего характера.)

  1. Мотивация и целеполагание.

- Всегда ли действует третий закон Менделя? Нет.

-Почему?(Кроссинговер) И кто это доказал ?(Морган) Кого использовал в своих опытах Морган и почему? Кем считают в генетике Томаса Моргана? Основоположником хромосомной теории наследственности.

- Прочитайте пословицу на доске, которая является эпиграфом нашего урока.

Яблоко от яблони недалеко падает.

-Определите тему урока. Какие задачи сейчас будут перед вами стоять?

4. Работа над новым материалом.

-Что такое пол? слайд 13

Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.

Слайд 14

-Посмотрите как выглядит фотография кариотипа мужчины.

_ Сколько хромосом у человека? Все ли они одинаковые?

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют

аутосомами.

Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют

половыми хромосомами

Общее число, размер и форма хромосом-кариотип



(Затем учащиеся по слайдам разбирают, как формируется пол у человека и мухи дрозофилы. Слайды 17-20

-Сколько в процентном соотношении у людей может быть мальчиков и девочек? 50%

-Итак, от кого зависит пол будущего ребёнка?

Пол будущего ребёнка зависит от отца, потому что он гетерогаметен.

  • В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика;

  • к юношескому возрасту на 100 девушек - 100 юношей;

  • к 50 годам на 100 женщин— 85 мужчин;

  • к 85-летнему возрасту на 100женщин -всего 50 мужчин.

- Как вы думаете у всех живых существ существует такая закономерность в различии пола?

(Учитель по слайдам приводит примеры из всего животного мира)

Слайд 22-26

- Признаки, наследуемые с половыми хромосомами Хи Y, получили название сцепленных с полом.

Х -хромосома

связана с больше чем 300 болезнями

(дальтонизм, аутизм, гемофилия,

умственное развитие, мускульная

дистрофия).

Х- хромосомы могут затрагивать

мужчин, т.к. они не имеют другой

Х-хромосомы, чтобы дать

компенсацию за ошибки.

Слайд 29, 30

- Что такое дальтонизм, гемофилия? Это болезни. – Опишите их синдромы.

- Давайте разберёмся как происходит наследование с полом этих заболеваний, решив генетические задачи.

Слайд 31-33.

Один ученик у доски.


Женщина, носительница гемофилии выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Гены свертываемости крови наследуется как сцепленный с Х хромосомой рецессивный признак. Болеют только мужчины, а женщины носительницы.

- Почему женщины не болеют гемофилией?

Так как в клетках женщин две Х-хромосомы, то наличие в одной из них гена h не влечёт за собой заболевания, в другой присутствует доминантный ген H.

5.Первичное закрепление.

- Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов? (аутосомы)

- Как обозначаются половые хромосомы?(Х,Y)

- От чего зависит пол будущего потомка? От Y– хромосомы.

- Какой пол гомогаметен, гетерогаметен? Женский, мужской.

- Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений? Женский.

- Приведите примеры заболеваний, сцепленных с полом? Как они наследуются? От матерей к сыновьям и от отцов к дочерям.

6. Решение задач по теме урока.

(Каждая группа получает задачу.Какая из групп решит первой с объяснением является претендентом на победу.)

У кошек рыжая окраска (В) доминирует над черной(b), у гетерозигот (Вb) черепаховая (трехцветная окраска) шерсти. Генокраски локализован в Х хромосоме. Какое потомство можно ожидать от скрещивания рыжей кошки и черного кота.

Р ХВХВ ХвУ

Черная кошка Х Рыжийкот

Гаметы ХВ ХВ ХвУ


F1 ХВХвХВУ


Кто из детей будет дальтоником, если мать – носительница гена цветовой слепоты, а отец не страдает цветовой слепотой (рецессивный ген d , вызывающий дальтонизм, локализован в Х хромосоме).


Р ХDХdХDУ

Норма Х Норма

Гаметы ХDХdХDУ

F1 ХDХDХDУ ХDХdХdУ


Атрофия зрительного нерва наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела тот же дефект. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей-носителей этого гена.

Р ХАХаХАУ

Норма Х Норма

Гаметы ХАХаХАУ


F1 ХАХАХАУ ХАХаХаУ


7. Итог урока. Рефлексия.

- Что вы унесёте с собой с сегодняшнего урока? Что нужно иметь вам ввиду на будущее?

Домашнее задание п.23, 26

(Выставление оценок)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!