СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в рамках "Дня открытых дверей". 4 класс. Окружающий мир. 3 марта 2015

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  по окружающему миру в рамках "Дня открытых дверей". 4 класс. "Трудные времена на Русской земле". 03.03.2015. Использование технологии проблемного обучения. Работа в группе историков- исследователей. Использование методики личностно- ориентированного обучения. Индивидуальные выступлени.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в рамках "Дня открытых дверей". 4 класс. Окружающий мир. 3 марта 2015»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Реутова





Окружающий мир

Открытый урок в рамках проведения «Дня открытых дверей»

4 класс

«Трудные времена на Русской земле».







Стемиковская И.П.

учитель высшей

категории

МБОУСОШ №5




















Реутов 2015



Тема урока: Трудные времена на Русской земле.

Цель: дать представление о трудных временах на Руси в 13 веке, ознакомить с героическими страницами истории Отечества.

Формируемые УУД:

Познавательные- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные- действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные –целостно воспринимать окружающий мир, гордиться историей своей страны.

Оборудование

  1. Презентация

  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 4 кл.2 часть- М.: Просвещение, 2014.

  3. Бланки с тестом на проверку понимания темы ( 20 шт.)

  4. Рабочая тетрадь

  5. Список детей для выставления баллов

  6. СД.



















Этапы

Деятельность учителя

Д-ть ученика

Примечания

Организационный этап





Актуализация






















Самоопределение.

































Открытие новых знаний











Первичное закрепление

























































Работа по освоению новых знаний.








Итог













Рефлек-сия



Дом. Зад.




























Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы будем изучать очень сложную тему, которую вы еще коснетесь более подробно в старших классах,

Мы будем с вами пользоваться учебником, проверьте, у всех ли он есть? (если у кого-то нет, то делятся с товарищами)

Тема очень трудная, будьте внимательны, старайтесь быть активными, самые активны будут получать бонусы.


  1. На предыдущих уроках вы познакомились с историей Древней Руси, с крещением Руси, с такими крупными городами как Киев, Новгород. Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала.

На прошлом уроке мы говорили о книгах и азбуке.


  1. Выполним тест.


3. Вспомним некоторые события и людей в истории Древней Руси.

1. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (восточных).

2. Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев).

3. Кто был главой Руси? (киевский князь)

4. Как называлось войско князя? (дружина)

5. Князь при котором было принято христианство (Владимир).

6. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)


4.Расскажите о рукописных книгах.

5. Работа в парах по тетради. Проверим выполнение задания 3 на с.19. как выглядит начальная буква текста? Какие предложения вы написали?


2. Самоопределение.

1. Послушайте стихотворение

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу, даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!


2. -Это стихотворение «Русь» написал Иван Саввич Никитин. Как вы думаете, какие мысли и чувства он хотел передать?

- А когда враг нападал, то для людей русских какие наступали времена?

-О чем мы будем сегодня говорить?

- Тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле». Сформируем задачи.

Эти знания пригодятся в старших классах.


3. - Для реализации задач, разделимся на две группы историков- исследователей. Я надеюсь, что в группах будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки и дисциплины.

Этапы работы:

  1. Прочитать вопросы.

  2. Распределить задания между членами группы.

  3. Найти ответы на вопросы.

  4. Пересказать участникам группы.

  5. Выступить перед классом.


3.Открытие знаний

1. Работа в группах.

2. Сообщения

Наше путешествие по истории России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные времена для русского народа. В 13 веке наша Русь-Матушка подверглась множеством нападений со стороны врагов. Территории были разграблены, постройки разрушены, сожжены. Тем более, в это время была феодальная раздробленность, и Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга.

В 1223 году летописец писал: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает. Кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера». Так описывали появление у границ Руси нового опасного врага – монголо-татар.

Первое нападение было со стороны монголо-татар. Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, где бы они жили. Проживали и кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они нападать на большие и богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань. У них было хорошо организованное войско. Основную ударную силу составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревку, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами и тем самым была защищена от стрел противника. Голову. Шею и грудь воина защищали шлем и панцирь из кожи. Первая битва в 1223 году 31 мая на реке Калке. Поражение русских войск.

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество. В 1237 году на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый.

Первым на пути лежало Рязанское княжество. Монгольские послы потребовали покорности и одну десятую часть «во всем». Рязанцы ответили мужественно: «Если нас всех не будет, все ваше будет». Пять дней держались, на шестой день Рязань пала. Все жители погибли. Затем Коломна, Москва, Тверь, Владимир(февраль)


Впереди богатый Новгород. Не дошли сто километров. Пошли в обход. Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже такой не было, и они решили сократить путь.

На пути лежал Козельск. Козельцы на вече решили: татарам не сдаваться и «положить свой живот» за князя, чтобы получить на этом свете славу, и на том – венец от Христа –бога. Враги штурмовали семь недель. Горожане бились с татарами в поле, резались с ними на стенах городских и полегли честно все до последнего. Не пощадила орда ни женщин, ни старцев, ни младенцев. Стал Козельск одною огромною могилою. 4000 вражеских воинов легли под стенами. Прозвали татары злым городом.

Такая же печальная учесть в 1240 году постигла и Киев.


Что же в итоге добились монголо-татары своим многолетним походом? 200 лет держалось иго. Платили князья дань.


Хорошо, но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли. В 1240 году на Русь обрушились Шведы, чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор.

Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь Александр. Битва проходила на реке Неве, поэтому князя так и прозвали Александр Невский. Шведы были застигнуты врасплох и разбиты наголову 5 июля 1240 года.


Спустя 2 года, т.е. в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы. В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем.

У немецких рыцарей была своя стратегия ведения боя, они вставали клином и внедрялись в ряды противника. Битва началась 5 апреля 1242 года


Верно, русская армия загнала противников на озеро, где из-за климатических условий был уже не такой прочный лед, противники потонули под тяжестью своих доспехов. Нам удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.


Работа по теме.

  1. Мозговой штурм (Слайд 22). Проверка.

  2. СД

  3. Работа по диску. Задания.

  4. Работа в тетради.


За урок вы получали бонусы.


На уроке самый большой балл получил ….., он отвечал на большое кол-во вопросов и старался. На втором месте …. . У него … кол-во баллов, это тоже не плохой результат. Молодец. И 3 место присуждается. за .. кол-во баллов. Очень хорошо. Остальные ребята так же хорошо работали.

Так скажите, почему 13 век считается трудным временем для Руси? А почему люди воюют? (территория, богатства, власть, заставить работать на себя).

Поэт и военный летчик. Алексей Афанасьевич Чумаков:

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе- сила!

Никто не справится с тобой!



Скажите, что было сложного в нашей теме?

А что было легкого?

Спасибо за урок!


С.59-64. Т.с.20-22, доп. материал о битвах


Встают, кивают головой.

Готовят учебник, делятся с теми, у кого его нет.




тест



отвечают










рассказывают



Слушают
































Работают в группах







Дети рассказывают























1223






1237






1238











1240


Хотели запугать народ Русский.


Нева

1240






Новгород



1242
























































































Сл.1 и 2






















3-9






























10

11

12



13






14

15
















16

17



18

19

20





21






22



















23