СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Великая Отечественная война»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Великая Отечественная война»,»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №42 ИМ. Н. ГАДЖИМАГОМЕДОВА"



























.



Провела: учитель истории и обществознания

МБОУ "СОШ №42 им. Н. Гаджимагомедова" Мирзабекова Афисат Саидовна








Цель:

- охарактеризовать причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;

- развивать навыки рабаты с документами; учить отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать свою позицию;

- показать мужество, стойкость солдат советской армии, воспитывать патриотическое сознание, формировать гражданские качества личности.

Основные события:


22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны

23июня 1941 года – образование СВГК

30 июня 1941 года – образование ГКО

16 августа 1941 - Приказ №270

10июля-10 сентября 1941 года – Смоленское сражение

19 августа – 16 октября 1941 года – бои за Одессу

8 сентября 1941года – начало блокады Ленинграда


Оборудование: карта «Великая Отечественная война», компьютер, проектор, тексты с документами


Тип урока: изучение нового материала с элементами интерактивного метода и использованием ЦОР


Ход урока


I. Организационный момент

Я надеюсь на нашу с вами творческую и эффективную работу.


Актуализация знаний

Прежде чем, мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним:

  1. когда и почему началось сближение СССР и Германии.

  2. Когда началась вторая мировая война.

  3. Какие территории присоединила СССР в 1939-1940гг.

  4. Что было сделано Советским союзом по укреплению обороно-способности?

  5. В чем заключались слабые стороны обороноспособности?

  6. Когда был принят план «Барбаросса».

  7. Что он предусматривал.


II. Изучение нового материала

Итак, тема нашего урока

Германское нашествие: Трагическое начало.


Перед нами сегодня стоит проблема, которую мы постараемся решить в ходе урока: В чем, по вашему мнению, заключались главные причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны?


Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Сов. Разведка почти ежедневно докладывала Сталину о начале войны, о планах Гитлера.

О том, как работала разведка управления Генштаба мы узнали из радиограмм

Наших разведчиков.

Документ №1.

Вопросы к документу.

- Какие сведения доносили Сталину?

- Какова была реакция Сов руководства на данные сведения?



Сталин был уверен, что Гитлер не нападет на Советский Союз раньше 1942 года, пока будет сопротивляться Англия. И рассчитывал, что война начнется на «чужой территории и ценой малой крови». Главное, по его мнению, нам нельзя было дать повода немцам для обвинения в нарушении договоренностей.


Что заставило советское руководство выполнять пакт о ненападении?

Вывод: несмотря на очевидные факты, доказывающие, что Германия готова к войне, СССР до последнего дня выполнял условия Пакта о ненападении, желая как можно дальше оттянуть начало войны.


Тем временем, Германия, не заботясь о выполнении своих обязательств, начинает сосредотачивать свои силы на границе СССР.


Вывод: Красная Армия не уступала агрессору в численности боевой техники, оружия, но значительно уступала умением распорядиться ими. Почему?

Многие танковые, моторизированные, авиационные подразделения находились в стадии реорганизации. Новые же виды техники, только осваивались личным составом.


Когда нападение на СССР стало очевидным нарком обороны С.К.Тимошенко направляет директиву в воинские части и подразделения о приведении в боевую готовность, но эта директива до многих частей не дошла или дошла, когда война уже началась.

Гитлеровцы повели наступление в 3-х направлениях.

Группа армий «СЕВЕР» - Прибалтика – Ленинград (командующий Фон Лееб);

Группа армий «ЦЕНТР» - Минск – Смоленск – Москва (командующий Фон Бок);

Группа армий «ЮГ» - Западная Украина – Киев – Кавказ (Рунштедт).




Сейчас давайте оценим ситуацию, которая сложилась на фронте в первые дни войны.

Тем временем, высшее руководство не представляло себе масштабов вторжения. Связь была нарушена. Ген.штаб не получал достоверной информации.

В полдень, 22июня, перед советским народом по радио выступил Молотов.




Вопрос классу:

-Как вы думаете, какое значение имело, то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?


В этот же день была объявлена мобилизация.


Именно эта песня «Священная война» стала настоящим гимном для всего советского народа в борьбе с фашизмом.

На следующий день 23.06.41. была образована СГК, позднее переименованная в СВГК.

Ставка занималась разработкой всех военных операций в годы войны. Но за это время в полном составе никогда не собиралась. Сталин приглашал лишь тех, кто ему был нужен.


30.06.41. был образован ГКО – это высший чрезвычайный орган, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Стратегическое руководство в нем осуществлял Сталин.



Работа с картой и атласами.

Одновременно с этим создаются основные фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный.

Несмотря на труднейшие условия военных действий и отступление, защитники Отечества с первых же дней войны проявляли мужество и героизм. Примеры самопожертвования показали советские летчики. 22 июня летчик Чиркин направил свою горящую машину на фашистские танки. Всей стране стал известен подвиг капитана Гастелло, который направил свой бомбардировщик на колонну вражеских машин.

Несмотря на упорное сопротивление наших войск, их мужество и героизм, немецкие войска к 10 июля захватили Литву, Латвию, Эстонию, часть Белоруссии Украины Молдавию. Враг продвинулся вглубь страны на 350-600 км. Каковы же были потери с обеих сторон?

III. Работа с учебником стр.213

Даже в то время, Сталин, виновный больше всех в катастрофическом начале войны, продолжал действовать репрессивными мерами. 16 августа 1941года издается приказ №270.

Анализируя документ №6, давайте ответим на вопрос-

Была ли необходимость в этом приказе?

К этому времени вермахт оценивает свои успехи.

Гитлеровское руководство, тем временем принимает решение продолжить наступление в трех направлениях.

Фашистская армия усиливает свое наступление на главном – Московском направлении, Путь на Москву лежал через Смоленск.

10 июля враг начал стремительное наступление на смоленском направлении. Это было самое упорное сражение первых месяцев войны. Противник имел двукратное превосходство в людях, артиллерии, самолетах, почти четырехкратное в танках. К 15 июля враг ворвался в Смоленск.

В Смоленском сражении впервые были применены ракетные установки - «катюши». Командовал экспериментальной батареей капитан И.А.Флеров. С.К.Тимошенко докладывал в Ставку, что всего три залпа батареи остановили вражеское наступление на целый день.

30июля гитлеровское командование вынуждено дать приказ о переходе группы армий «Центр» к обороне. Это было впервые во второй мировой войне. Ожесточенная борьба продолжалась до 5 сентября. В это время войска Резервного фронта Г.К.Жукова освободили Ельню. И все же 10 сентября наши войска вынуждено оставили Смоленск.

Более двух месяцев продолжалась легендарная оборона Одессы – важной базы Черноморского флота. 19 августа в городе было введено осадное положение. Несмотря на упорное сопротивление солдат, матросов, жителей города 16 октября Одессу пришлось оставить. Значительная часть защитников города была переброшена в Севастополь.

С 30 октября севастопольцы отражали одну атаку за другой. Лишенные сухопутных связей с тылом, испытывая трудности в боеприпасах, продовольствии защитники города самоотверженно вели борьбу в течение 250 дней. На оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла в Европе.

Особое значение командование Вермахта придавало захвату Ленинграда. Но оборона города сорвала планы противника.8 сентября захватив Шлиссенбург, враг окружил город с суши. Началась 900 дневная блокада Ленинграда. 10 сентября командующим Ленинградским фронтом был назначен Г.К.Жуков.

Итак, Красная Армия отступала, враг упорно наступал по всем направлениям.

В чем видел Г.К.Жуков причины отступления и поражения нашей армии?

Решение проблемы урока «В чем вы видите главные причины неудач Красной армии летом – осенью 1941 года?»

IV. Рефлексия (тестирование по изученному материалу)

IV. Домашнее задание п. 29, сообщение «Блокадный Ленинград»