СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Весенний пейзаж" 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева.

Просмотр содержимого документа
«Весенний пейзаж»

Урок изобразительного искусства по теме "Весенний пейзаж. Рисование по памяти весеннего дерева". 5-й класс

Цели:

  • Образовательная: познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.

  • Развивающая: формировать у учащихся умение выделить главное в сюжете, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, зрительную память при рисовании дерева (ствол, ветки, силуэт).

  • Воспитательная: воспитания чувства прекрасного, любви к природе родного края (села) и бережного отношения к ней.

Задачи:

  • Образовательная: проверка знаний учащихся по теме через игру: «Узнай дерево».

  • Развивающая: формирование красоты весеннего пейзажа, деревьев через репродукции картин художников И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и др. Беседа о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

  • Воспитательная: воспитание любви к родной природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  • Для учителя: репродукции художников-пейзажистов И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели» и др., иллюстрационный материал (деревья, птицы), репродукции художника – односельчанина С.В. Нарыжного, детские рисунки, сказочный герой (гном с телеграммой), выставка детских рисунков, презентация к уроку.

  • Для учащихся: альбомы, простой и цветные карандаши, стерка, сочинения о весне.

Эпиграф

«Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье совершенной жизни,
На ласковой земле, сестре звездам,
Мы – на чужбине, а они в отчизне».

Н.Гумилев

Ход урока

I. Организационная часть

Приложение 1Слайд 2

а) приветствие;
б) выявление дежурных;
в) наличие учащихся в классе, готовность класса к уроку.

Структура урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация

Учитель читает эпиграф, (слайд 2). Сосредотачивает внимание на репродукциях картин И.И.Левитана, А.К.Саврасова, художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других выставке детских рисунков.

Слушают, рассматривают, осознают, отвечают, смотрят слайды презентации.

2. Организационно – деятельной

Беседа о красоте весеннего пейзажа. Поэтическая страница.

Чтение стихотворений о весне,

смотрят слайды презентации.

3. Целеполагание

Ставит цели урока.

Слушают, дополняют, предлагают.

4. Основная часть. Изложение новой темы

Беседа о красоте родной природы. Понятие – пейзаж. Репродукции картин И.И.Левитана «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других.

Слушают, рассуждают, отвечают, сравнивают, делятся впечатлениями, смотрят слайды презентации.

Игра: «Узнай дерево». Поэтическая страница, загадка про профессию.

Экологическая беседа – игра (гном с телеграммой).

Работа в творческих группах.

Слушают, отгадывают, смотрят слайды презентации. Чтение сочинений о весне. Рассуждают, мыслят, предлагают.

5. Практическая работа

Объяснение задания. Поэтапное выполнение рисунка.
Проведение динамичной паузы.
Поэтическая страница.

Отвечают, предлагают.

Изображают силуэт дерева, выполнят в цвете.

6. Контрольно-оценочный (подведение итогов урока)

 

Учащийся защищает свой рисунок. Коллективный анализ работ учащихся.

7. Рефлексия

 

Оценивают, делают выводы.

8. Домашнее задание

 

Записывают в дневниках.

II. Основная часть. Изложение новой темы.

«Весенний пейзаж. Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева».

  1. Вступительная беседа о весне. Об удивительной прекрасной поре времени года.

  2. Просмотр выставки детских рисунков (деревья, цветы, ягоды).

  3. Чтение стихотворений о весне.

  4. Объявление темы и цели урока.

  5. Беседа по картинам художников – пейзажистов (И.И.Левитан, А.К.Саврасов и др.). Беседа, рассказ о художниках нашего села.

  6. Игра: «Узнай дерево».

  7. Чтение стихотворения «Весенний лес», загадка о профессии – лесничий. Сочинения учащихся о весне.

  8. Экологическая беседа (игра).

  9. Обобщение учителя: стихи, сочинения, загадки, выставка детских работ о природе, о прекрасном времени года – весна.

Слайд 4–10

1. – Вот и пришла весна, которую мы так долго с нетерпением ждали. В ней много радости, без которой невозможна большая любовь. Ведь только весной мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали, чистый воздух и вода, заманчивые деревья и кустарники, ласковые лучи солнца, прекрасное пение птиц. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидевшего весенний праздник цвета и красоты. И поэтому неслучайно этому времени года посвящается много прекрасных стихотворений.

Слайд 11, 12

3. 1-й чтец:

Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Слайд 13

2-й чтец:

Звонко капают капели
Возле нашего окна,
Птицы весело запели –
К нам теперь пришла весна!

Слайд 14, 15

Мы вчера нашли подснежник
На проталине лесной
Голубой цветочек нежный
Пахнет солнцем и весной.

Слайд 16

4. – Неслучайно тема нашего урока называется: «Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева». При выполнении рисунка постарайтесь передать красоту и всё величие весеннего дерева, а вместе с этим и вашу любовь, и отношение к природе. Для этого нужно быть очень внимательными.

5. – Но прежде давайте вспомним: «Какие изменения в природе с приходом весны вы увидели?

Ответ учащихся: На улице стало теплее, солнечные лучи ласково греют землю, небо объемное, голубое. На деревьях набухают почки, травка зеленеет, все оживает вокруг, слышно пение птиц и др.

– А сейчас рассмотрим картины, посвященные пробуждению весны, написанные художниками – пейзажистами.

Слайд 17

1. Левитан И.И. «Март».

Слайд 18

2. Саврасов А.К. «Грачи прилетели» (и др.).
3. Просмотр картин художников – односельчан.

6. – Настоящую весну мы ощущаем с прилетом птиц. Некоторые из них сегодня у нас в гостях. Они не просто прилетели к нам, а предлагают вам поиграть в игру: «Узнай дерево». По описанию или по истории происхождения вы должны узнать, о каком дереве идет речь. Для этого мы разделимся на 3 команды.

Работа в творческих группах.

Слайд 19

Задание 1 команде (ласточка загадывает)

«Чудо дивное»
Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, дерево дивное…. Вот одно из них рядом с домом, или у дороги, или в рощице. Дерево удивительное – настоящая русская красавица. У нее единственная в мире необычная кора по цвету. А сок является прекрасным напитком….. Ответ: слайд 20, 21

Слайд 22

Задание 2 команде (скворец загадывает)

«История с корзиной»
Лет двести с небольшим назад из Азии в корзине привезли к нам фрукты. Фрукты съели и корзину выбросили. А она была сплетена из гибких ветвей. Выбросили и забыли о ней. Прутья, казавшиеся сухими и мертвыми, проросли, и выросло из них прекрасное дерево. В отличие от других деревьев ее ветви склоняются к земле. Назовите это дерево …. Ответ: слайд 23

Слайд24

Задание 3 команде (дятел загадывает)

«Слезы»
Пожалуй, осенью нет красивее дерева. Кажется, что его большие просвечивающие на солнце листья выкованы из тонких золотых пластинок. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого. Каждый красив по – своему, но форма листьев необычная, сложная с пятью или семью острыми выступами. Он имеет интересное свойство предсказывать погоду. Когда он «плачет», словно капелька за капелькой текут «слезы» – это приближение дождя. О каком дереве идет речь? Ответ: слайд 25

7. – А если мы посадим одновременно много деревьев, то получится прекрасный весенний лес. Он тоже может быть разным: веселым и грустным, спящим и бодрым, таинственным и могучим и др. Я предлагаю вашему вниманию послушать стихотворение «Весенний лес».

Слайд 26

Весенний лес

Всю зиму лес
Не ткал, не прял –
То спал, под снегом,
То хворал.
Но лишь весна – красна пришла
Как тут же хворь его прошла:
Поздоровел он, ободрился,
В шелка и бархат нарядился
И зашумел во всей красе:
Глядите все,
Смотрите все
Как я хорош,
Как я могуч,
Как головой
Касаюсь туч!
Г. Ладонщиков

Все мы знаем, что существует много различных профессий на земле. Все они важны и нужны. Я загадаю загадку, в результате которой вы узнаете эту профессию, без которой просто не мыслима наша жизнь на земле!

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – …
В. Степанов

И домашним заданием было написать сочинение о весне. Чтение сочинений.

Слайд 27

Экологическая беседа – игра

Телеграмма: «Дорогие ребята! Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес и деревья. Мы даже боимся распуститься первыми. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!»

Ваши зеленые друзья.

– Ну что ребята, поможем? Ваши предложения.

Обобщение учителем:

Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, кустарники, травянистые растения вокруг школы и вблизи нее, загляните в сад и на огород. Многие из них являются лекарственными, или лечат многие болезни. Будем же беречь, и охранять их.

Слайд 28

Нам солнце улыбнётся веселей,
И каждый день нам радостным покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.
И добрые волшебники – леса
Похожи на поэтов и волшебников,
Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники!

И в заключении прекрасное стихотворение:

Весенняя

Приди, весна, и снова
Пусть рощи оживут
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут!
Пускай нас с солнцем вместе
Разбудит птичий гам
Мы станем бегать с песней
По рощам и лугам.
Р. Рождественский

Итак, мы услышали и увидели, сколько прекрасных слов можно сказать о нашей природе, деревьях, о весне. Благодаря этому каждый наш новый день становится прекрасным и неповторимым.

Объяснение учебного задания:

а) рисование на основе предварительного описания учителя;
б) раскрытие в сюжете главного, характерного;
в) отображение в рисунке конструктивного строения предметов, объема, пропорций;
г) цвета изображаемого объекта;
д) выполнение по этапам.

Первоначально необходимо передать облик дерева. Отмечаем вспомогательными линиями высоту ствола. Обязательно учитываем, чтобы его изображение было вертикальным. Толщина ствола выбирается в зависимости от вида дерева. Прорисовываем боковые ветви, которые будут образовывать крону дерева. Они могут быть разными. Стараемся делать их длинными и плавными, чтобы крона получилась объёмной. Внутри изображаем мелкие ветки. Очень важно найти пропорции (соотношение ствола и кроны). Определить направление ветвей, характерных для данного дерева и их особенности. Затем переходим к изображению в цвете. Подбираем холодные и тёплые цвета. Наносим оттенки, оживляя тем самым рисунок. Рисунок должен быть красивым, аккуратным.

Динамическая пауза:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.

III. Закрепление

Поэтапное выполнение рисунка.

IV. Практическая работа

1) целевые обходы (дальнейшее развитие зрительного представления учащихся, развитие творческих способностей);
2) оказание индивидуальной помощи учащимся.

Рефлексия.

V. Заключительный инструктаж

а) подведение итогов урока (отбор лучших работ учащихся);
б) организация учащихся на перерыв.

Список литературы:

  1. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5–9 классы (Составитель В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.).

  2. Изобразительное искусство 5-й класс. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина (авт. – сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2008). Для преподавателей.

  3. Сборник загадок.

  4. Сборник стихотворений.



Просмотр содержимого презентации
«Весенний пейзаж»

Тема:  Весенний пейзаж. Рисование по памяти и по представлению дерева (весеннего). Эпиграф «Я знаю, что деревьям, а не нам Дано величье совершенной жизни, На ласковой земле, сестре звездам, Мы – на чужбине, а они в отчизне». Н.Гумилев

Тема: Весенний пейзаж. Рисование по памяти и по представлению дерева (весеннего).

Эпиграф

«Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни,

На ласковой земле, сестре звездам,

Мы – на чужбине, а они в отчизне».

Н.Гумилев

Цель:

Цель:

  • Научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.
  • Формировать у учащихся умение выделить главное в сюжете. Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь к природе родного края (села).
Этого певца узнать не очень трудно. Начинает он как обычно к вечеру и поет всю ночь. Чем ближе к утру, тем звонче его песня. Это соловей!.  Соловей
  • Этого певца узнать не очень трудно. Начинает он как обычно к вечеру и поет всю ночь. Чем ближе к утру, тем звонче его песня. Это соловей!.

Соловей

Прислушайтесь. Песня его состоит как бы из отдельных колен.

Трель. Дудка. Раскат . Трещотка

поползень зяблик синица дятел снегирь соловей кукушка щегол

поползень

зяблик

синица

дятел

снегирь

соловей

кукушка

щегол

Тает снег. Бегут ручьи.

Тает снег. Бегут ручьи.

  • Уж тает снег, бегут ручьи
  • В окно повеяло весною…
  • Засвищут скоро соловьи
  • И лес оденется листвою!
  • Чиста небесная лазурь
  • Теплей и ярче солнце стало,
  • Пора метелей злых и бурь
  • Опять надолго миновала .
Весна пришла Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

Весна пришла

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Звонко капают капели Возле нашего окна, Птицы весело запели – К нам теперь пришла весна! Весенняя капель

Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели –

К нам теперь пришла весна!

Весенняя капель

Мы вчера нашли подснежник  На проталине лесной  Голубой цветочек нежный  Пахнет солнцем и весной. Подснежник

Мы вчера нашли подснежник

На проталине лесной

Голубой цветочек нежный

Пахнет солнцем и весной.

Подснежник

Рисование весеннего дерева

Рисование весеннего дерева

И.И.Левитан «Март».

И.И.Левитан «Март».

А.К.Саврасов «Грачи прилетели»

А.К.Саврасов «Грачи прилетели»

«Чудо дивное» Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, дерево дивное… Вот одно из них рядом с домом, или у дороги, или в рощице. Дерево удивительное - настоящая русская красавица. У нее единственная в мире необычная кора по цвету. А сок является прекрасным напитком. «Чудо дивное»

«Чудо дивное»

Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, дерево дивное… Вот одно из них рядом с домом, или у дороги, или в рощице. Дерево удивительное - настоящая русская красавица. У нее единственная в мире необычная кора по цвету. А сок является прекрасным напитком.

«Чудо дивное»

Русская красавица - берёза Берёза

Русская красавица - берёза

Берёза

Белая берёза

Белая берёза

«История с корзиной» Лет двести с небольшим назад из Азии в корзине привезли к нам фрукты. Фрукты съели и корзину выбросили. А она была сплетена из гибких ветвей. Выбросили и забыли о ней. Прутья, казавшиеся сухими и мертвыми проросли и выросло из них прекрасное дерево. В отличии от других деревьев ее ветви склоняются к земле. Назовите это дерево.

«История с корзиной»

Лет двести с небольшим назад из Азии в корзине привезли к нам фрукты. Фрукты съели и корзину выбросили. А она была сплетена из гибких ветвей. Выбросили и забыли о ней. Прутья, казавшиеся сухими и мертвыми проросли и выросло из них прекрасное дерево. В отличии от других деревьев ее ветви склоняются к земле. Назовите это дерево.

Плакучая ива Ивушка

Плакучая ива

Ивушка

«Слезы» Пожалуй, осенью нет красивее дерева. Кажется, что его большие просвечивающие на солнце листья выкованы из тонких золотых пластинок. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого. Каждый красив по своему, но форма листьев необычная, сложная с пятью или семью острыми выступами. Он имеет интересное свойство предсказывать погоду. Когда он «плачет», словно капелька за капелькой текут «слезы» - это приближение дождя. О каком дереве идет речь?

«Слезы»

Пожалуй, осенью нет красивее дерева. Кажется, что его большие просвечивающие на солнце листья выкованы из тонких золотых пластинок. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого. Каждый красив по своему, но форма листьев необычная, сложная с пятью или семью острыми выступами. Он имеет интересное свойство предсказывать погоду. Когда он «плачет», словно капелька за капелькой текут «слезы» - это приближение дождя. О каком дереве идет речь?

Клён – лист резной

Клён – лист резной

Телеграмма: «Дорогие ребята! Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес и деревья. Мы даже боимся распуститься первыми. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!    Ваши зеленые друзья.»

Телеграмма:

«Дорогие ребята! Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес и деревья. Мы даже боимся распуститься первыми. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!

Ваши зеленые друзья.»