СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Витамины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Витамины"»

19



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Михайловская основная школа»













«ВИТАМИНЫ»

Интегрированный урок Витамины (химия, биология).

в 8 классе







Урок разработан

 учителем биологии, химии

                                Погореловой Татьяной

Геннадьевной
















2023 учебный год

Цели урока.

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов вобмене веществ и их практическом значении для здоровьячеловека.

 Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

 деятельности, умения делать выводы, выделять главное, применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

творческой личности с положительными нравственным качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер и  мультимедийный проектор;; лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, фрукты, дистиллированная вода, Цифровая лаборатория по биологии.

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа, лабораторная работа.

Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока учащемуся класса (по желанию)  дается задание: подготовить сообщение по заданной теме.  Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.























ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.( СЛАЙД 1)

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Начать наш урок я хотела бы словами “Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ” —Генрих Гейне

Мы все хотим быть красивыми. А красота – это здоровье!!! Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Человеку на всю жизнь дается только один организм, и мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми и красивыми!

- Что помогает нам сохранить здоровье? Остановимся на питании.

    - Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

    - Какие питательные вещества содержатся в пище?

    - Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

  - Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых. (СЛАЙД 2)

 Учитель.  К вам на урок я пришла с гостинцами. В современном обществе, чтобы узнать, что то новое, может даже совершить открытие для себя, достаточно обратится к источникам информации (книга, интернет) а вот например в 19 для познания мира, отправлялись в экспедиции. Некоторые из которых заканчивались трагически. Во время экспедиции Васко да Гамы в Индию погибло 100 человек экипажа из 160. Как вы думаете есть ли связь между моими гостинцами и трагизмом экспедиции Васко да Гамы ? (ответы детей)

(Определяют тему урока:«Витамины»)

- Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

ДЕТИ: Витамины есть в овощах и фруктах

Когда болеешь нужно есть витамины

Когда не хватает витаминов человек болеет

Витамин С есть в лимоне и апельсине

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:(СЛАЙД3)

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.

  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

  • Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Постановка проблемного вопроса:

       - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

      Поэтому цель нашего урока узнать,  какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.

Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь. Чтобы достигнуть целей нашего урока вам помогут маршрутные листы, по которым вы будете работать в течение урока согласно плану. (СЛАЙД4)

Инструктивные листы, которые помогут вам для поиска информации и выполнения практической и лабораторных работ.

3.Изучение нового материала.

  1. История открытия витаминов.(СЛАЙД5)

Сообщение учащегося. Итак первый пункт нашего плана. «История открытия витаминов»

Я попросила Варю подготовить сообщение. Остальные работают в маршрутных листах. Упражнение 1.

(Запись в маршрутный лист).

  1. .(СЛАЙД6)

Витамины ─ это группа биологически активных органических веществ, которые поступают в организм с пищей в очень малых количествах и без которых наша жизнь не возможна.В природе существует более 30 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1,B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. В нашем организме витамины представляют собой небелковые части ферментов, без которых ферменты не могут быть активны. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме.(Запись в маршрутный лист).

Действие витаминов специфичнонельзя вместо недостающего витамина употреблять другой. (СЛАЙД7)

При нехватке витаминов в организме быстро наступает гиповитаминоз, а при их отсутствии – авитаминоз.

Недостаток витаминов в организме может быть восполнен применением содержащих их препаратов, получаемых химическим путём, или из природных источников.

Избыток витаминов – гипервитаминоз – менее опасен, но в ряде случаев может привести к тяжёлым отравлениям и нарушить обмен веществ.


  1. Классификация витаминов.(Запись в маршрутный лист). (СЛАЙД8).

Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:(СЛАЙД9)

Жирорастворимые витамины А, Д, Е, К поступают в организм с жирами, т.к. они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно.

К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно.

Основным источником класса водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.

  1. Практическая работа №1. «Характеристика витаминов» (СЛАЙД10)

Учитель:Теперь мы знаем как классифицируются витамины, но у каждого витамина есть своё назначение в живом организме. 

Давайте выполним практическую работу и дадим характеристику каждого витамина по плану:

  1. название, формула

  2. суточная потребность

  3. роль в организме

  4. содержание в пищевых продуктах

  5. заболевания, вызванные недостатком витаминов

Разделитесь на 2 группы: 1 группа дает характеристику водорастворимым витаминам, 2группа жирорастворимым витаминам. Используйте информацию на листах, выделите фломастерами нужную информацию.Назначьте человека, который представит информацию всему классу. Напоминаю, время на выполнение задания строго ограничено.7 мин. Можете приступать.

5. Очень часто мы слышим, что надо употреблять витамин С, чтобы меньше болеть. 

Ребята рассказали что витамин С содержится в лимоне .Так ли это? Давайте проверим

Лабораторная работа№1 «Определение содержания витамина С в лимоне»

Цель опыта № 1: определить содержание витамина С в лимоне.

Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр.

Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода.

Объекты исследования:  лимон.

Ход работы:

1. Добавьте в разбавленный спиртовой раствор йода крахмальный клейстер до получения синей окраски.

2. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, по каплям добавьте его в раствор крахмального клейстера. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновая кислота (витамина С) находится в нем.

Проделайте тоже самое, только добавьте в прокипяченный сок. Что наблюдаете?

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель: При тепловой обработке пищи часть содержащихся в ней витаминов разрушается, особенно витамины группы В и С. Их разрушает не только высокая температура, но и соприкосновение металлом. Кроме того, витамин С легко окисляется кислородом воздуха. Потеря витаминов происходит и при длительном хранении заранее приготовленной пищи.

При действии высокой температуры в мясе теряется от 15 до 16% витаминов группы В, при варке овощей до 20 % витаминов группы В и от 30-до 50 % витамина С.

  1. Учитель: А в каком фрукте больше витамина С которые у меня на столе, как вы думаете?

Лабораторная работа№2

(СЛАЙД11)Кислотность или щелочность фрукта определяется концентрацией ионов водорода в его соке. Эту величину называют показателем рН. Как мы знаем, в чистой воде при комнатной температуре значение рН равно7.Значение ниже 7,0 указывает на кислый раствор, а выше 7,0 — на щелочной. Установлено чем больше витамина С, тем больше кислотноть фрукта. Для того чтобы узнать, в каком фрукте больше витамина С воспользуемся. Цифровой лабораторией по биологии, рН датчиком.

Будьте осторожны при измерениях! В нижней части датчика рН находится стеклянный шарик, чувствительный к ударам, что требует осторожности в обращении.

  1. ПодготовкакпроведениюэкспериментаиизмерениерН.
  1. Запустите на ноутбуке программу Нау-ра

  2. Включите мультидатчик (нажмите на кнопку в центре)

  3. Подключите к мультидатчику датчик рН

  4. Нажмите кнопку Поиск (в блоке Поиск устройства отразится мультидатчик

«Биология»)

  1. Отключитенеиспользуемыедатчики.ОставьтетолькодатчикрН

  2. НажмитекнопкуПуск

  3. ВапельсинпогрузитенижнюючастьрНдатчика,подождите2минуты

  4. ЗапишитепоказательрНвтаблицу

  5. После каждого измерения щуп датчика рН сполосните в дистиллированной воде. Повторите опыты с другими фруктами и овощами, зафиксируйте значения показателя рН в таблице

  6. поместите нижнюю часть щупа датчика в защитный колпачок, заполненный физиологическим раствором

  7. сделайте вывод, какая среда наиболее характерна для представленных продуктов питания.

  1. Закрепление изученного материала. (СЛАЙД12)

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.(Объяснения учащихся).

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.

  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

  • Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Ребята, мы подходим к концу урока и предлагаю вам решить следующие задачи


Решение проблемной задачи.( карточки)

Ученик 1. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина Свызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, отвар шиповника, варенье черной смородины).

Ученик 2. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В1).

Ученик 3. А. С. Пушкин писал: « Я не люблю весны. Весной я болен». И вы хорошо знаете, что работалось ему лучше всего осенью. Как вы думаете, с чем это было связано? (Гиповитаминоз)

Ученик 4. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).

Ученик 5. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться». (У них развилась куриная слепота. После того как они выпили рыбий жир, в котором содержится витамин А зрение началось возвращаться )

В заключении урока давайте я ещё раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов, ягод. Спасибо за внимание!

  1. Рефлексия (СЛАЙД13)


О тметьте у себя в маршрутных листах символ вашего настроения в конце урока.

«Покажи своё лицо»

1 – мне работалось легко и интересно

2 – были небольшие затруднения.

3 – мне было сложно работать на уроке


Д.з. : параграф 40 . Подготовить сообщение по теме «Сохранение витаминов в продуктах питания», «Что влияет на усвоение витаминов».

























Сообщение

Из истории открытия витаминов

История открытия семейства витаминов началась с изучения в конце XIX века загадочного заболевания, встречавшегося в странах Юго‑Восточной Азии и получившего название «бери‑бери».

«Бери‑бери» по‑индийски значит «овца». Действительно, походка такого больного напоминает походку овцы. Пораженные бери‑бери сначала ощущают тяжесть в ногах, боль в икроножных мышцах. В дальнейшем наступает паралич ног и рук, больной напоминает скелет, обтянутый кожей. В тяжелых случаях без соответствующего лечения обычно наступает смерть.

Голландский ученый Эйкман, проводя эксперименты на курах, установил, что у птиц, которых кормили белым, очищенным от оболочки рисом (мы называем его полированным или шлифованным) появлялись симптомы болезни бери-бери, при замене полированного риса на красный, неочищенный рис, симптомы заболевания пропадали. Тогда ученый предположил, что в белом рисе есть какой-то яд, и в шелухе красного риса – противоядие. Вот только ни яда, ни противоядия в рисе не было найдено!

Так что же это за вещество, которое содержится в оболочке риса и предохраняет от заболевания бери-бери? Исследования продолжались!

       В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

        Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

        Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни.

В 1912 году Казимиру Функу удалось выделить из оболочек зерен риса кристаллы какого - то вещества, добавление которого в малых дозах в пищу больных «бери-бери» подопытных голубей привело к полному излечению птиц. Работы с полученным веществом продолжалась на притяжении года. Функ, проведя химический анализ этого вещества, обнаружил в нем наличие азота (аминной группы). Ученый назвал это вещество ВИТАМИНОМ! Так в 1912 году был сделан первый шаг на пути глобального изучения витаминов. Позднее выяснилось, что и другие органические соединения, не относящиеся к аминам, обладают такими же физиологическими свойствами. Эти вещества получили название витаминов.













Маршрутный лист по теме «Витамины»

Учени 8 класса__________________________________________________________

ПЛАН УРОКА:

  1. История открытия витаминов.

2. Определение и обозначение витаминов

3. Классификация витаминов.

4. Практическая работа №1. «Характеристика витаминов»

5. Лабораторная работа№1 «Определение содержания витаминов С, в пищевых продуктах».

6.Лабораторная работа№2 « Определение в каком фрукте больше содержится витамин С»

7. Проверка полученных знаний


  1. Запишите учёных которые внесли огромный в клад в науку о витаминах.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ---

  1. 1.Витамины -_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3.Витамины обозначают буквами латинского алфавита _________________________

Авитаминоз-

Гиповитаминоз-

Гипервитаминоз-








3. Классификация витамонов


В итамины


















4.Практическая работа №1. «Характеристика витаминов»

Водорастворимые витамины

Название

витамина,

формула

Суточная потреб-ность

Роль в организме

Содержание в пищевых продуктах

Заболевания, вызванные недостатком витаминов

5.Лабораторная работа№1 «Определение содержания витамина С в лимоне»

Цель опыта № 1: определить содержание витамина С в лимоне.

Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр.

Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода.

Объекты исследования:  лимон.

Ход работы:

1. Добавьте в разбавленный спиртовой раствор йода крахмальный клейстер до получения синей окраски.

2. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, по каплям добавьте его в раствор крахмального клейстера. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновая кислота (витамина С) находится в нем.

Проделайте тоже самое, только добавьте в прокипяченный сок. Что наблюдаете?

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Лабораторная работа№2

« Определение в каком продукте больше содержится витаминаС»

Цель опыта № 1: определить в каком фрукте содержится больше витамина С.

Оборудование: пипетка, химические стаканы, цифровая лаборатория по биологии, продукты.

Ход работы:

Будьте осторожны при измерениях! В нижней части датчика рН находится стеклянный шарик, чувствительный к ударам, что требует осторожности в обращении.

  1. ЗапуститенаноутбукепрограммуНау-ра

  2. Включитемультидатчик (нажмитенакнопкувцентре)

  3. ПодключитекмультидатчикудатчикрН

  4. НажмитекнопкуПоиск(в блокеПоискустройстваотразитсямультидатчик

«Биология»)

  1. Отключитенеиспользуемыедатчики.ОставьтетолькодатчикрН

  2. НажмитекнопкуПуск

  3. ВапельсинпогрузитенижнюючастьрНдатчика,подождите2минуты

  4. ЗапишитепоказательрНвтаблицу

  5. После каждого измерения щуп датчика рН сполосните в дистиллированной воде.повторите опыты с другими фруктами и овощами, зафиксируйте значенияпоказателярНвтаблице

  6. поместите нижнюю часть щупа датчика в защитный колпачок,заполненныйфизиологическим раствором

  7. сделайтевывод,какаясреданаиболеехарактернадляпредставленныхпродуктовпитания.



№опыта

Продукт

ПоказательрН

1

Апельсин


2

Лимон


3

Киви


4

Помидор


Вывод:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________





  1. Закрепление изученного материала.

Ребята, мы подходим к концу урока и предлагаю вам решить следующие задачи

Решение проблемной задачи

Задача 1. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков?

Задача 2. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач?

Задача 3. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой?

Задача 4. В Англии в конце ХVIII века у населения целых кварталов кости теряли прочность, искривлялись. Из – за чего возникала так называемая «английская болезнь»? Можно ли предотвратить её развитие?

Задача 5. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».



Оценочный лист


Отметьтегалочкой у себя в маршрутных листах символ вашего настроения в конце урока.

«Покажи своё лицо»

1 – мне работалось легко и интересно

2 – были небольшие затруднения.

3 – мне было сложно работать на уроке









Закрепление пройденного материала.

Задачи:

1. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной?

(Витамин А)

2. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои?

(Витамин С)

3. Почему тертую морковь лучше есть с жирными маслами, сметаной?

(Витамин А)

4. Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту?

(Витамин С)

5. Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника – снижается свертываемость крови. Почему?

(Витамин К)



Закрепление материала урока.

Вопросы командам (« Да» или «Нет»). Блиц-опрос, кто быстрее ответит.

1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме .(да)

2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно. (нет)

3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь. (нет)

4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах. (да)

5.Основным источником витаминов являются растения.(да)

6.Витамины способствуют образованию ферментов.(да)

7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду. (нет)

8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.(да)


1группа. «Географы»
Во время одной из экспедиций Христофора Колумба часть экипажа заболела. Дёсны у моряков начали кровоточить, зубы выпадали. Моряки попросили их высадить на какой – либо остров, чтобы они могли спокойно там умереть. Через несколько месяцев на обратном пути корабли Колумба вновь подошли к берегу этого острова. Каково же было изумление прибывших, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми.
От какой болезни страдали моряки? Почему они выздоровели?
2 группа. «Историки»
В Англии в конце ХVIII века у населения целых кварталов кости теряли прочность, искривлялись. Из – за чего возникала так называемая «английская болезнь»? Можно ли предотвратить её развитие?
3 группа. «Врачи»
Голландский врач Эйкман, в 1896 году, работая на острове Ява, исследовал заболевание со следующими симптомами: расстройство движений, паралич.
Он обнаружил, что среди коренного населения острова процент заболевания был выше среди лиц, питавшихся полированным, очищенным от оболочки рисом.
В опытах он установил, что при кормлении кур полированным рисом, у них появляются симптомы, аналогичные проявлениям болезни у человека. Добавляя в пищу водный экстракт из отрубей риса, Эйкман добился изменения этого заболевания.
Как называлась эта болезнь? Из – за чего она возникала? Можно ли предотвратить развитие этой болезни?
4 группа. «Военные»
Известный актёр, клоун Ю.В.Никулин в книге «Почти серьёзно» рассказывал, что во время Великой Отечественной войны многие солдаты в тёмное время не могли ориентироваться. Во время боя, те солдаты, у которых не было этого заболевания, подносили снаряды к орудиям.
Чем это было вызвано? Как называется эта болезнь? Из – за чего она возникает? Можно ли предотвратить её развитие?
5 группа. «Литераторы»
А. С. Пушкин писал: « Я не люблю весны. Весной я болен». И вы хорошо знаете, что работалось ему лучше всего осенью. Как вы думаете, с чем это было связано?
6 группа «Биологи»
В некоторых странах существует традиция: женщины полностью закрывают своё тело одеждой, оставляя лишь щель для глаз. Перечислите нежелательные эффекты в функционировании организма, которые могут возникнуть у таких женщин. Назовите причину.
В конце урока учитель обращает внимание учеников на проблемный вопрос, записанный на доске:
"Человек может прожить без витаминов?!"









Витамин С

         Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине.      В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах. Суточная потребность 50 мг.

         Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем   стакан лимонного сока.

         Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, повышается кровоточивость десен, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

         В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

      Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям (повышает иммунитет), регулирует обмен углеводов и белков, стимулирует заживление ран. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

        Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию

Витамин D.

       Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях, отвечает за правильный рост костей. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей. Суточная потребность – 10-25 мг.

        Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка, задерживается окостенение родничков.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

       У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

       При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Витамин В

       Различают несколько видов данной группы: В1, В2 , В6, В12.     .

      В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).(В1)

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

       В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина  В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, активизирует работу мозга. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен. Содержится в муке грубого помола, семенах бобовых, пивных дрожжах. Суточная потребность 2 мг.

     

Витамин В2 входит в состав ферментов, влияющих на состояние эпителия, особенно эпителия пищеварительного канала, в окислительно-восстановительных реакциях, которые влияют на функции слизистой оболочки ротовой полости, языка и других пищеварительных органов. При недостатке в пище витамина В2  воспаляется слизистая оболочка ротовой полости, появляются трещинки в углах рта, нарушается зрение, воспаляются белки глаз и внутренняя поверхность век. Кроме того, появляется малокровие, поскольку витамин В2 участвует в процессах кроветворения. Витамин В2 содержится в молоке, сыре и других молочных продуктах, яйцах, печени, почках, гречневой крупе. Эти продукты лучше держать в темноте, так как ультрафиолетовые лучи разрушают витамин В2. Суточная потребность -1 мг.

Витамин В12. До его открытия не было эффективных способов лечения злокачественного малокровия – тяжелой болезни, быстро приводившей к смерти. Выяснилось, что при дефиците витамина В12 не образуются ферменты, ответственные за созревание клеток крови в костном мозге. Витамин В12 содержится исключительно в продуктах животного происхождения – печени, яичных желтках, в кисломолочных продуктах. В своем составе витамин В12 содержит микроэлемент кобальт. Потребность в этом витамине не превышает 2 мг в день.

Витамин А

Среди жирорастворимых витаминов большое значение имеет витамин А или ретинол. Этот витамин входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших глаз - родопсина. В случае продолжительного дефицита витамина А в пище у человека нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название сопутствующей болезни – «куриная слепота». Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото- и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется – развивается дерматит. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов.

Из животных продуктов по содержанию витамина А первое место занимает рыбий жир. Много его также в печени, сливочном масле, куриных яйцах, в сметане, твороге, молоке.

Растительные продукты содержат провитамины А, или каротины, из которых в организме (в тонком кишечнике, печени) образуется витамин А. Каротины содержатся в растительных продуктах, имеющих красный цвет: моркови, помидорах, шиповнике, апельсинах. Каротин нерастворим в воде, но растворим в жирах, поэтому лучше усваивается при употреблении таких продуктов со сметаной, майонезом, растительным маслом. Суточная потребность -1 мг.

Витамин Е.

 Витамин Е (токоферол). Суточная потребность -10мг. Токоферол является защитником клеток от повреждения чрезвычайно активными химическими соединениями, образующимися в том числе и при радиоактивном облучении. Этот витамин необходим для нормального функционирования органов размножения, а также он влияет на функции эндокринной системы, помогает бороться со старением клеток. Особенно этот витамин необходим беременным женщинам . Источником являются растительные масла, печень, яйца, хлеб, гречка, бобовые.

Витамины К

Витамины К. Суточная потребность –менее 1 мг. Участвует в реакциях свертывания крови. Этим витамином богаты многие продукты: цветная капуста, салат, кабачки, говяжья печень.Витамин вырабатывается бактериями, живущими в толстом кишечнике. Авитаминоз К может возникнуть при болезнях печени и нарушениях пищеварения в тех случаях, когда нарушено усвоение жиров, а вместе с ним и жирорастворимых витаминов.