Познавательные: сравнивать объекты по различным признакам; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами названия предметов, относящиеся к природе и созданные руками человека. Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколад, улитка, хомяк. Зачеркните предметы, созданные руками человека. На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе? По первым буквам данных слов составьте слово. Какое слово получилось? К какой природе относится воздух? Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи. О чем мы с вами сегодня будем говорить? | Виноград, облако, звезда, дерево, улитка, хомяк. Живая и неживая природа Виноград, дерево, улитка, хомяк. Облако, звезда. Воздух К неживой О воздухе | 3 мин. |
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); анализировать диаграммы с выделением отличительных признаков. Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: строить речевые высказывания; развивать операции мышления; общеучебные умения структурировать знания. Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию. Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; | Как звучит первый пункт плана? Где мы встречаем воздух? Как вы думаете, что такое воздух? Верно. Но вот только воздух – это не просто газ, а смесь газов. Посмотрите на диаграмму в учебнике на 46 странице, на которой условно изображен состав воздуха. Что вы можете сказать? Из каких газов состоит воздух? Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%. (на доске появляется диаграмма) Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? Почему? Ребята, а мы можем увидеть воздух? Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Как мы можем почувствовать воздух. А как называется движение воздуха? Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде. Гигантская воздушная оболочка, окружающая нашу планету, называется атмосферой. (на слайде изображение) Атмос – дыхание, сфера – шар. Атмосфера – воздушная оболочка земли, которая вращается вместе с Землей как одно целое. Атмосфера окружает Землю, защищая её от холода и Атмосфера окружает Землю, защищая ее от холода и излишнего тепла, от космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения – ультрафиолетовых лучей. Какой мы можем сделать вывод? Смогли ли мы жить без воздуха? Верно, мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание - одно из условий существования живых организмов. А какую роль играют растения для воздуха? Как звучит второй пункт плана? С помощью опытов мы с вами определим, какими же свойствами обладает воздух. У каждого из вас на столе лежит карточка, которую вы постепенно будете заполнять. Ребята, прочтите, что мы должны узнать, изучить. Проведем первый опыт. Возьмите свою тетрадь, вытяните ее перед собой. Видим ли мы ее? Какой вывод мы можем сделать? Запишите, что воздух прозрачен. На втором опыте мы определим, имеет ли воздух цвет. Возьмите тетрадь и поставьте ее перед собой, видим ли мы ее? Какой можем сделать вывод? Запишите, что воздух не имеет цвета. Выясним, с помощью третьего опыта имеет ли воздух запах. У меня в руках духи. Ребята, какой мы запах чувствуем? Верно. А сейчас у меня в руках лимон? Какой запах чувствуете сейчас? Если бы у воздуха был свой запах, мы бы не почувствовали ни духов, ни лимона. Какой можем сделать вывод? Запишите, что воздух не имеет запаха. А теперь проверим, может ли воздух двигаться. И так, почувствовали поток ветра? Какой вывод можем сделать? Запишите, что воздух двигается А что происходит с воздухом при нагревании, и при охлаждении мы узнаем из видео. Видеоролик (1.30 мин) Так что же происходит с воздухом при нагревании? Запишите что при нагревании воздух расширяется А при охлаждении? Запишите, что при охлаждении воздух сжимается И так давайте проговорим, какими свойствами обладает воздух Как звучит последний пункт плана? Людям, животным, растениям, всем нужен воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнён Загрязнение воздуха — это опасно? Почему? Обратите внимание на доску, попробуем определить, от чего может загрязняться воздух? Если так много существует источников загрязнения воздуха, почему воздуха не становится меньше? На Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины. - Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах. | Воздух и его состав. Везде Газ Состоит из разных газов. Азота, кислорода и углекислого газа. Кислород Мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ Нет Движения воздуха чувствуем кожей. Ветер Что атмосфера играет важную роль в жизни человечества Растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород в атмосферу. Свойства воздуха. Воздух прозрачен или не прозрачен? Имеет ли воздух цвет? Имеет ли воздух запах? Что происходит при нагревании? Что происходит при охлаждении? Да Прозрачен, потому что мы видим через него. Да Воздух цвета не имеет Духов Лимона Воздух не имеет запаха. Да Воздух двигается. Просматривают видео Он расширяется Он сжимается Воздух: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, движется, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается Загрязнение воздуха и его охрана Да Опасно, потому что загрязнение воздуха угрожает всему живому на земле С помощью растений его не становится меньше Люди сажают растения, деревья. Также строят заводы по очищению воздуха | 13 мин. |
Регулятивные: - понимать учебную задачу и сохранять ее; - оценивать правильное выполнение заданий. Коммуникативные: - формулировать ответы на вопрос. | На столах у вас розданы карточки, с самостоятельной работой на ее выполнение дается пять минут, можете приступать. Самостоятельная работа. Какие вещества входят в состав воздуха? А) водород, медь, цинк Б) кислород, азот, углекислый газ В) хлор, фтор, йод Какой газ воздуха необходим для дыхания? А) азот Б) кислород В) углекислый газ Что происходит с воздухом при нагревании? А) растягивается Б) расширяется В) сжимается Что происходит с воздухом при охлаждении? А) растягивается Б) расширяется В) сжимается Какими свойствами обладает воздух? А) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается В) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха Как нужно охранять воздух от загрязнения? А) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. Б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов. Время закончилось, поменяйтесь листочками, посмотрите на экран, проверьте ответы | Выполняют работу Б) кислород, азот, углекислый газ Б) кислород Б) расширяется В) сжимается А) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается Б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов. Проводят взаимопроверку | 7 мин |