Урок «Выталкивающая сила» 7 класс
Здравствуйте, садитесь. Телефоны все сдали? Нет, где телефон.
-Купал вчера младшего брата и телефон упал в воду.
- и что? Он утонул?
-да. Почему, мячик у брата плавал на поверхности воды, а телефон утонул?
-Давайте подумаем, а лучше посмотрим на опыте.
- у меня есть мячик, чей телефон опустим в воду?
……
Опускаю мячик на дно сосуда с водой. Что видим? Мячик выпрыгивает из воды? Почему?
- Вода выталкивает мячик.
Т.е. на мячик действует Выталкивающая сила.
Пишем тему урока Выталкивающая сила.
Вспомним, что мы можем сказать о силе?
Сила имеет точку приложения (в центр тела)
Сила имеет направление (вверх) и величину.
Рисую на доске.
С помощью какого прибора можно измерить силу? (динамометр)
Подвешиваю к демонстрационному динамометру один грузик. Что показывает динамометр?
Вес грузика 1 Н. Опустим грузик в воду и посмотрим на показания динамометра, видим, что вес грузика стал меньше 1 Н.
Т.е. вес тела в воде меньше, чем вес тела в воздухе. Почему?
Потому что на тело, которое находится в воде действует выталкивающая сила.
Fвыт = Р в возд - Р в воде
У вас на столах стоят приборы: динамометр, сосуд с водой, металлический цилиндр.
Опустив полностью цилиндр в воду, посчитайте выталкивающую силу. Сколько получилось? (0.2Н)
Сейчас вы научились вычислять выталкивающую силу с помощью динамометра.
Как вы думаете, можно ли не имея динамометра вычислить выталкивающую силу? Можете сказать от чего она зависит?
Дети предлагают…1.
2.
3.
4.
Пишем в тетради.
Цель: выяснить от чего зависит выталкивающая сила.
Выясним это с помощью эксперимента. Нарисуем в тетради таблицу.
Fвыт зависит от: | До эксперимента | После эксперимента |
Объема жидкости | | |
Формы тела | | |
Плотности тела | | |
Массы тела | | |
Глубины погружения | | |
Плотности жидкости | | |
Объема тела | | |
Во втором столбике поставьте «плюс» или «минус». «Плюс» вы считаете, что от этого зависит Fвыт, если «минус», то не зависит.
Делимся на 5 групп. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе. Группам выдается оборудование.
Задание для 1 группы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый, стальной и латунный цилиндры на нити одинакового объема.
Цель: Выяснить зависит ли выталкивающая сила от плотности и массы тела.
Тело | Р в возд , Н | Р в воде, Н | Fвыт= Р в возд - Р в воде, Н |
1. Алюминиевый цилиндр, m= | | | |
2. Стальной цилиндр, m= | | | |
3. Латунный цилиндр, m= | | | |
Вывод: выталкивающая сила от плотности и массы тела.
Задание для 2 группы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, 3 грузика
Цель: Выяснить зависит ли выталкивающая сила от объема погруженного тела.
Тело | Р в возд, Н | Р в воде, Н | Fвыт= Р в возд - Р в воде, Н |
1. 1 грузик | 1H | | |
2. 2 грузика | 2H | | |
3. 3 грузика | 3H | | |
Вывод: выталкивающая сила от объема погруженного тела.
Задание для 3 группы.
Оборудование: сосуд с водой, сосуд с соленой водой, динамометр, грузик.
Цель: Выяснить зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.
Тело | Р в возд, Н | Р в воде, Н | Fвыт= Р в возд - Р в воде, Н |
1. Чистая вода | | | |
2. Соленая вода | | | |
Вывод: выталкивающая сила от плотности жидкости
Задание для 4 группы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела из пластилина одинакового объема, но разной формы.
Цель: Выяснить зависит ли выталкивающая сила от формы тела.
Тело | Р в возд, Н | Р в воде, Н | Fвыт= Р в возд - Р в воде, Н |
1. брусок из пластилина | 0,4 Н | | |
2. шарик из пластилина | 0,4 Н | | |
Вывод: выталкивающая сила от формы тела.
Задание для 5 группы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, цилиндр на нити.
Цель: Выяснить зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела, если зависит, то как.
Тело | Р в возд, Н | Р в воде, Н | Fвыт= Р в возд - Р в воде, Н |
1. У поверхности | | | |
2. У дна | | | |
Вывод: выталкивающая сила от глубины погружения тела
Задание для 6 группы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, цилиндр на нити.
Цель: Выяснить зависит ли выталкивающая сила от объема жидкости
Тело | Р в возд, Н | Р в воде, Н | Fвыт= Р в возд - Р в воде, Н |
1. В маленькой мензурке | | | |
2. В большой мензурке | | | |
Вывод: выталкивающая сила от глубины объема жидкости
После получения результатов каждая группа отчитывается о проделанной работе и сообщает свои выводы. Вместе заполняем табличку.
У нас получилось, что Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема погруженной части тела. Чем больше плотность жидкости и объем погруженной части тела, тем больше выталкивающая сила.
Действительно, формула для расчета выталкивающей силы Fвыт= pgV
Для закрепления материала отвечаем на вопросы, поднимая руку, если ответ положительный. Сколько раз поднял руку, такую оценку за урок и получил.
1. Кто считает верным, что в соленом море плавать легче, чем в озере?
2. Кто считает верным, что чем больше объем погруженной части тела, тем больше выталкивающая сила?
3. Кто считает верным, что собака в воде может легко поднять человека, а в воздухе нет?
4. Кто считает верным, что выталкивающая сила на разной глубине одинакова?
5. Кто считает верным, что на телефон действует выталкивающая сила?