СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Откуда берутся снег и лед

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Откуда берутся снег и лед»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА


2. Тема проекта: «Как образуются снег и лёд? Изучение их свойств»


3. Актуальность проекта:

Актуальность: одной из наиболее актуальных проблем является формирование у детей научного понимания природных явлений. Данный проект позволяет исследовать физические свойства снега и льда, раскрывая механизмы их образования. В процессе работы учащиеся не только углубят знания о состояниях воды, но и разовьют интерес к естествознанию, научатся анализировать взаимосвязь между температурой и агрегатными превращениями вещества.

Проблема: обучающиеся часто не осознают, что снег и лёд — это не просто зимняя забава, а вода в твёрдом состоянии, образование которой зависит от конкретных физических условий (температуры, влажности, кристаллизации). Многие дети не понимают, почему снег рыхлый, а лёд прозрачный, или как эти явления связаны с изменениями в природе.

Гипотеза: Если изучить снег и лёд через опыты, дети поймут, как и почему они образуются.



4. Объект исследования: снег и лёд, их физические характеристики и особенности


5. Цель проекта:

Для учителя: Создать условия для экспериментального исследования свойств снега и льда, включая наблюдение фазовых переходов воды и сравнительный анализ её твёрдых состояний.

Для ученика: Сформировать знания об условиях образования, свойствах и фазовых превращениях снега и льда через экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Изучить важность знаний о снеге и льде в природе и жизни человека


  1. Исследовать агрегатные состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное) и условия их перехода


  1. Сравнить свойства снега и льда (плотность, прозрачность, температура плавления)


  1. Провести опыты, демонстрирующие образование снега и льда в разных условиях


5. Разработать интерактивную игру для закрепления материала («Свойства снега и льда».)


6. Тип проекта:

  1. По количеству участников:

    • Групповой

  2. По продолжительности:

    • Краткосрочный

  3. По направлению:

    • Естественно-научный

  4. По учебному предмету:

    • монопредметный

  5. По содержанию:

    • Исследовательский

  6. По масштабу:

    • малый

  7. По сложности:

    • простой

  8. По уровню контактов между участниками:

  • Внутри классный


7. Этапы реализации

проекта (включая исследовательский),

краткое их описание:


1. Подготовительный этап – определение темы, составление плана, определение цели, выбор объекта исследования, выдвижение гипотезы исследования, выбор методов.

Урок окружающего мира на тему: «Как образуются снег и лёд?»


Методы:

  • Беседа

  • Демонстрация опытов

  • Работа с иллюстрациями

  • Наблюдение


Планируемые результаты (предметные):

- Знать условия образования снега и льда


- Уметь называть свойства снега и льда


Внеурочное занятие в форме виртуальной экскурсии на тему: «Путешествие снежинки»


Методы:

  • Просмотр познавательного видео

  • Обсуждение

  • Интерактивные задания


Планируемые результаты (предметные):

- Иметь представление о форме снежинок


- Знать, почему снежинки всегда разные


2. Теоретический этап – сбор информации.

Урок окружающего мира на тему: «Свойства воды в разных состояниях»


Методы:

  • Рассказ учителя

  • Работа с учебником

  • Просмотр презентации


Планируемые результаты (предметные):

-Знать три состояния воды


- Уметь объяснить превращения воды


3. Исследовательский этап – проведение исследования.

Внеурочное занятие в форме виртуальной экскурсии на тему: «Лаборатория льда»


Методы:

  • Проведение простых опытов

  • Фиксация наблюдений

  • Сравнение результатов


Планируемые результаты (предметные):

-Уметь проводить простые эксперименты


- Знать, от чего зависит скорость таяния льда


4. Аналитический этап – обработка собранных результатов.

5. Презентационный этап – представление результатов.

6. Рефлексивный этап – анализ результатов.


8. Исследовательский этап проекта (полное описание):

Цель исследования: Изучить свойства снега и льда, а также их связь с водой.

Гипотеза исследования Мы предполагаем, что снег и лёд – это вода в твёрдом состоянии. Если их растопить, они снова превратятся в воду.


Методы исследования

  1. Изучение информации из учебника.

  2. Проведение опытов.

  3. Наблюдение за изменениями.

  4. Сравнение свойств снега и льда.

  5. Анализ полученных результатов.


Оборудование для проведения исследования: 

  • Контейнеры для снега и льда.

  • Цветная бумага (жёлтая, красная, синяя).

  • Учебник «Окружающий мир» (1 класс, А.А. Плешаков, УМК «Школа России»).

Ход исследования:

1. Введение в тему.

2. Сохранение формы  

Путем практического воздействия на снег и лёд, обучающиеся выясняют, что снег легко рассыпается (рассыпчатый), а лёд обладает свойством хрупкости, ломаясь при нагрузке.

3. Цвет 

Ученики изучают цвет снега и льда, размещая их на поверхностях различных оттенков. В результате эксперимента они приходят к заключению, что снег выглядит белым, а лёд является бесцветным.

4. Прозрачность 

При помощи сравнения снега и льда на жёлтой поверхности, ученики исследуют их прозрачность. В ходе опыта они приходят к заключению, что снег не пропускает свет, а лёд обладает свойством прозрачности.

5. Смена агрегатного состояния в тепле Учащиеся изучают, как снег и лёд реагируют на тепло, нагревая их до комнатной температуры. Эксперимент демонстрирует, что оба вещества плавятся и превращаются в воду под воздействием тепла.

6. Итог исследования 

В конце исследования учащиеся представляют выявленные свойства снега и льда. Они также демонстрируют понимание процессов их образования и их связи с круговоротом воды.


9. Продукт проекта:

Создание исследовательского журнала «Свойства снега и льда». Для этого проведите ряд опытов и осуществите сравнительный анализ этих двух веществ. В структуре журнала должны быть представлены главы или разделы, раскрывающие их общие характеристики, уникальные особенности, процесс их возникновения и условия, при которых они трансформируются друг в друга.


10. Перспектива проекта:

Данный журнал не только предоставляет обучающимся ценный наглядный материал, но и обладает потенциалом для развития, позволяя включать в него новые разделы о различных агрегатных состояниях воды. Проведенные эксперименты и исследования могут быть активно применены как на занятиях по окружающему миру, так и в ходе внеклассных мероприятий.