ПАСПОРТ ПРОЕКТА
2. Тема проекта: «Как образуются снег и лёд? Изучение их свойств»
3. Актуальность проекта:
Актуальность: одной из наиболее актуальных проблем является формирование у детей научного понимания природных явлений. Данный проект позволяет исследовать физические свойства снега и льда, раскрывая механизмы их образования. В процессе работы учащиеся не только углубят знания о состояниях воды, но и разовьют интерес к естествознанию, научатся анализировать взаимосвязь между температурой и агрегатными превращениями вещества.
Проблема: обучающиеся часто не осознают, что снег и лёд — это не просто зимняя забава, а вода в твёрдом состоянии, образование которой зависит от конкретных физических условий (температуры, влажности, кристаллизации). Многие дети не понимают, почему снег рыхлый, а лёд прозрачный, или как эти явления связаны с изменениями в природе.
Гипотеза: Если изучить снег и лёд через опыты, дети поймут, как и почему они образуются.
4. Объект исследования: снег и лёд, их физические характеристики и особенности
5. Цель проекта:
Для учителя: Создать условия для экспериментального исследования свойств снега и льда, включая наблюдение фазовых переходов воды и сравнительный анализ её твёрдых состояний.
Для ученика: Сформировать знания об условиях образования, свойствах и фазовых превращениях снега и льда через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Изучить важность знаний о снеге и льде в природе и жизни человека
Исследовать агрегатные состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное) и условия их перехода
Сравнить свойства снега и льда (плотность, прозрачность, температура плавления)
Провести опыты, демонстрирующие образование снега и льда в разных условиях
5. Разработать интерактивную игру для закрепления материала («Свойства снега и льда».)
6. Тип проекта:
По количеству участников:
По продолжительности:
По направлению:
По учебному предмету:
По содержанию:
По масштабу:
По сложности:
По уровню контактов между участниками:
7. Этапы реализации
проекта (включая исследовательский),
краткое их описание:
1. Подготовительный этап – определение темы, составление плана, определение цели, выбор объекта исследования, выдвижение гипотезы исследования, выбор методов.
Урок окружающего мира на тему: «Как образуются снег и лёд?»
Методы:
Беседа
Демонстрация опытов
Работа с иллюстрациями
Наблюдение
Планируемые результаты (предметные):
- Знать условия образования снега и льда
- Уметь называть свойства снега и льда
Внеурочное занятие в форме виртуальной экскурсии на тему: «Путешествие снежинки»
Методы:
Планируемые результаты (предметные):
- Иметь представление о форме снежинок
- Знать, почему снежинки всегда разные
2. Теоретический этап – сбор информации.
Урок окружающего мира на тему: «Свойства воды в разных состояниях»
Методы:
Рассказ учителя
Работа с учебником
Просмотр презентации
Планируемые результаты (предметные):
-Знать три состояния воды
- Уметь объяснить превращения воды
3. Исследовательский этап – проведение исследования.
Внеурочное занятие в форме виртуальной экскурсии на тему: «Лаборатория льда»
Методы:
Планируемые результаты (предметные):
-Уметь проводить простые эксперименты
- Знать, от чего зависит скорость таяния льда
4. Аналитический этап – обработка собранных результатов.
5. Презентационный этап – представление результатов.
6. Рефлексивный этап – анализ результатов.
8. Исследовательский этап проекта (полное описание):
Цель исследования: Изучить свойства снега и льда, а также их связь с водой.
Гипотеза исследования Мы предполагаем, что снег и лёд – это вода в твёрдом состоянии. Если их растопить, они снова превратятся в воду.
Методы исследования
Изучение информации из учебника.
Проведение опытов.
Наблюдение за изменениями.
Сравнение свойств снега и льда.
Анализ полученных результатов.
Оборудование для проведения исследования:
Контейнеры для снега и льда.
Цветная бумага (жёлтая, красная, синяя).
Учебник «Окружающий мир» (1 класс, А.А. Плешаков, УМК «Школа России»).
Ход исследования:
1. Введение в тему.
2. Сохранение формы
Путем практического воздействия на снег и лёд, обучающиеся выясняют, что снег легко рассыпается (рассыпчатый), а лёд обладает свойством хрупкости, ломаясь при нагрузке.
3. Цвет
Ученики изучают цвет снега и льда, размещая их на поверхностях различных оттенков. В результате эксперимента они приходят к заключению, что снег выглядит белым, а лёд является бесцветным.
4. Прозрачность
При помощи сравнения снега и льда на жёлтой поверхности, ученики исследуют их прозрачность. В ходе опыта они приходят к заключению, что снег не пропускает свет, а лёд обладает свойством прозрачности.
5. Смена агрегатного состояния в тепле Учащиеся изучают, как снег и лёд реагируют на тепло, нагревая их до комнатной температуры. Эксперимент демонстрирует, что оба вещества плавятся и превращаются в воду под воздействием тепла.
6. Итог исследования
В конце исследования учащиеся представляют выявленные свойства снега и льда. Они также демонстрируют понимание процессов их образования и их связи с круговоротом воды.
9. Продукт проекта:
Создание исследовательского журнала «Свойства снега и льда». Для этого проведите ряд опытов и осуществите сравнительный анализ этих двух веществ. В структуре журнала должны быть представлены главы или разделы, раскрывающие их общие характеристики, уникальные особенности, процесс их возникновения и условия, при которых они трансформируются друг в друга.
10. Перспектива проекта:
Данный журнал не только предоставляет обучающимся ценный наглядный материал, но и обладает потенциалом для развития, позволяя включать в него новые разделы о различных агрегатных состояниях воды. Проведенные эксперименты и исследования могут быть активно применены как на занятиях по окружающему миру, так и в ходе внеклассных мероприятий.