СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Откуда пришла азбука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может использоваться педагогами для воспитанников с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Откуда пришла азбука»

Крутых Е.А.,

ГБОУ «Белгородская коррекционная школа-интернат № 23»

воспитатель начальных классов



Классный час «Откуда пришла АЗБУКА»


Цели:

  • расширять исторические знания и представления обучающихся о возникновении славянской письменности на Руси;

  • познакомить учащихся с понятием «славянская письменность», вкладом Кирилла и Мефодия в создание письменности на Руси;

  • развивать кругозор, внимание, мышление, слуховое и зрительное восприятие;

  • воспитывать уважение к истории родной страны, патриотизм к Родине.


Ход классного часа:


  1. Организационный момент.

Чтобы буквы все запомнить,

И вовек не позабыть,

Надо каждому ребенку

Азбуку учить!

- Ребята, а вы знаете, что такое азбука? (ответ детей)

  1. Сообщение темы классного часа.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, как появилась азбука.

  1. Введение в тему.

Искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысяч лет.

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка.

Затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Сначала соблюдая сходство с изображаемым, а потом в виде условных знаков – иероглифов.

Создали славянскую азбуку братья Кирилл и Мефодий.

Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Братья приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.

Благодаря Кириллу и Мефодию славяне стали писать и читать. Появились первые книги.

Родные братья Кирилл и Мефодий родились в большой семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Кирилл — самым младшим.

Кирилл отлично учился и знал много языков. После учёбы, он стал работать в библиотеке – хранителем библиотеки. Затем он уехал к Мефодию, чтобы молиться Богу и заниматься книгами. Вместе они стали составлять славянскую азбуку. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий помогал брату, был верным его помощником.

Кириллу с детства были знакомы звуки славянского языка.

Составляя славянскую азбуку, Кирилл для каждого из звуков языка нашел буквенные обозначения.

Первые буквы, которые придумали Кирилл и Мефодий были не такие как сейчас.

Первая буква А называлась (аз).

А вторая буква Б – буки.

От двух первых букв – АЗ и БУКИ и произошло название АЗБУКА.

- Давайте внимательно посмотрим, какие буквы славянской азбуки уже не существуют в нашем алфавите.

- От каких букв произошло слово «азбука»?

- Сейчас будем отгадать загадки. Слушайте внимательно.

Загадки.

В белом поле по дороге

мчится конь мой одноногий

и на много-много лет

оставляет он свой след. (Карандаш)


Без языка,

Без голоса,

А все расскажет. (Книга)


Тридцать три сестрички –

Ростом невелички,

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Алфавит)

-Молодцы, ребята все загадки отгадали.

Славянский язык получил распространение и стал родным для многих народов.

- Кто знает, какие народности говорят на славянском языке? (ответы детей)

На славянском языке говорят русские, украинцы, белорусы. На этом языке говорят в Польше, Болгарии, Чехии и Словакии.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев.

Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... ".

- А сейчас давайте с вами прочитаем стихотворение.

Да здравствует старославянский!

Живут и сейчас в языке

Святые слова, золотые,

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.


  1. Итог классного часа.

-Прослушав мой рассказ, я думаю, теперь вы мне можете сказать, откуда произошло слово «азбука».

-Что же нового вы сегодня узнали?

- Когда отмечают День славянской письменности?

- Вас понравилась наша беседа?

- У вас на партах лежат конверты. Выберите из конверта предложение, которое соответствует вашему настроению.

- Спасибо, можно отдыхать.


Литература:

  1. Истрин В.А., Возникновение и развитие письма. – М.: Наука, 1965.- 600 с.

  2. Истрин В.А., 1100 лет славянской азбуке.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: «Наука», 1988.

  3. Откуда пошла славянская письменность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/book.htm

  4. Сказания о начале славянской письменности.– М.: «Наука», 1981.

  5. Уханова У.В., У истоков славянской письменности.– М.: «Муравей», 1998.