Крутых Е.А.,
ГБОУ «Белгородская коррекционная школа-интернат № 23»
воспитатель начальных классов
Классный час «Откуда пришла АЗБУКА»
Цели:
расширять исторические знания и представления обучающихся о возникновении славянской письменности на Руси;
познакомить учащихся с понятием «славянская письменность», вкладом Кирилла и Мефодия в создание письменности на Руси;
развивать кругозор, внимание, мышление, слуховое и зрительное восприятие;
воспитывать уважение к истории родной страны, патриотизм к Родине.
Ход классного часа:
Организационный момент.
Чтобы буквы все запомнить,
И вовек не позабыть,
Надо каждому ребенку
Азбуку учить!
- Ребята, а вы знаете, что такое азбука? (ответ детей)
Сообщение темы классного часа.
- Сегодня мы с вами поговорим о том, как появилась азбука.
Введение в тему.
Искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысяч лет.
Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка.
Затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Сначала соблюдая сходство с изображаемым, а потом в виде условных знаков – иероглифов.
Создали славянскую азбуку братья Кирилл и Мефодий.
Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Братья приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.
Благодаря Кириллу и Мефодию славяне стали писать и читать. Появились первые книги.
Родные братья Кирилл и Мефодий родились в большой семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Кирилл — самым младшим.
Кирилл отлично учился и знал много языков. После учёбы, он стал работать в библиотеке – хранителем библиотеки. Затем он уехал к Мефодию, чтобы молиться Богу и заниматься книгами. Вместе они стали составлять славянскую азбуку. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий помогал брату, был верным его помощником.
Кириллу с детства были знакомы звуки славянского языка.
Составляя славянскую азбуку, Кирилл для каждого из звуков языка нашел буквенные обозначения.
Первые буквы, которые придумали Кирилл и Мефодий были не такие как сейчас.
Первая буква А называлась (аз).
А вторая буква Б – буки.
От двух первых букв – АЗ и БУКИ и произошло название АЗБУКА.
- Давайте внимательно посмотрим, какие буквы славянской азбуки уже не существуют в нашем алфавите.
- От каких букв произошло слово «азбука»?
- Сейчас будем отгадать загадки. Слушайте внимательно.
Загадки.
В белом поле по дороге
мчится конь мой одноногий
и на много-много лет
оставляет он свой след. (Карандаш)
Без языка,
Без голоса,
А все расскажет. (Книга)
Тридцать три сестрички –
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Алфавит)
-Молодцы, ребята все загадки отгадали.
Славянский язык получил распространение и стал родным для многих народов.
- Кто знает, какие народности говорят на славянском языке? (ответы детей)
На славянском языке говорят русские, украинцы, белорусы. На этом языке говорят в Польше, Болгарии, Чехии и Словакии.
В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев.
Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... ".
- А сейчас давайте с вами прочитаем стихотворение.
Да здравствует старославянский!
Живут и сейчас в языке
Святые слова, золотые,
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы,
До наших времен донесли
Значительность каждого слова
В начале российской земли.
Итог классного часа.
-Прослушав мой рассказ, я думаю, теперь вы мне можете сказать, откуда произошло слово «азбука».
-Что же нового вы сегодня узнали?
- Когда отмечают День славянской письменности?
- Вас понравилась наша беседа?
- У вас на партах лежат конверты. Выберите из конверта предложение, которое соответствует вашему настроению.
- Спасибо, можно отдыхать.
Литература:
Истрин В.А., Возникновение и развитие письма. – М.: Наука, 1965.- 600 с.
Истрин В.А., 1100 лет славянской азбуке.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: «Наука», 1988.
Откуда пошла славянская письменность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/book.htm
Сказания о начале славянской письменности.– М.: «Наука», 1981.
Уханова У.В., У истоков славянской письменности.– М.: «Муравей», 1998.