Отличие причастий от деепричастий
вспомнили определение глагола;
1
познакомились с причастием;
2
узнали о признаках глагола и прилагательного
у причастий;
3
доказали, что причастие – это особая форма
глагола;
4
узнали о действительных и страдательных причастиях;
5
узнали о синтаксической функции причастий.
6
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
- А)Играть ,подыграть, переиграть,играющий
- Б)Внимательный, летящий, невероятный, веселый
- В) Созданный, решаемый, украсив, покрашенный.
Причастие и деепричастие как особые формы глагола
Задачи урока:
- узнать, что такое деепричастие ;
- доказать, что деепричастие – особая форма глагола;
- узнать о синтаксической функции деепричастия;
- научиться отличать причастие от деепричастия .
Примеры:
- Вернувшись ( что сделав?) , я застал дома отца.
- Не тренируясь (что делая?) , он не добился успехов в спорте.
Застал, не добился - основное действие
Деепричастие – особая форма глагола, так как:
- Как и причастие, образовано от глагола.
Сделав – «сделать»; сказав – от «сказать» .
2. Как и глагол имеет:
- вид (улыбаясь - улыбнувшись)
- возвратность / невозвратность (убирая – прибираясь)
- переходность/ непереходность (получив (что?)письмо, умываясь
- способность иметь при себе зависимые слова ( сидя на стуле)
КАК ОТЛИЧИТЬ ПРИЧАСТИЕ ОТ ДЕЕПРИЧАСТИЯ?
ВАЖНО ! Понять и запомнить главные отличия причастия от деепричастия.
глагол
деепричастие
причастие
Деепричастие «сидя» - от глагола «сидеть»,
Причастие «Сидящий» - от глагола «сидеть»
Причастие
Деепричастие
1. Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое?
1.Отвечает только на два вопроса: Что делая? Что сделав?
2. Изменяется по родам, числам и падежам.
Пример: играющий, играющая, играющие, играющее.
2.Неизменяемая часть речи. Пример : «подходя» не можем поставить в Ж.Р, М.Р., и в С.Р.
Вывод: Чтобы определить часть речи, нужно поставить вопрос и проверить изменяется часть речи или нет.
ЗАПОМНИ! Деепричастия не изменяются, в отличие от причастий.
Упражнение № 1. Найдите деепричастия. Выделите одним маркером основное действия, а вторым – добавочное.
Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
И.А.Бунин
Слюда – природный материал.
Проверь себя !
Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
И.А.Бунин
Упражнение 2. Запишите в левый столбик причастия, а в правый – деепричастия.
Говорящий, охраняемый, задумавшись, изданная, сказав, улетая, проговорив, обидевший (сестру) не договариваясь, выращенный(фрукт), клеящий, дышащий, упустив, прыгая.
Проверь себя !
Причастие
Деепричастие
Говорящий, охраняемый, изданная, обидевший, выращенный, клеящий, дышащий.
Задумавшись, сказав, улетая, проговорив, не договариваясь, упустив, прыгая
Домашнее задание!
- Задание 1 . Найти причастия и деепричастия в тексте и распределить их по столбикам.
- Задание 2. Выписать причастия и деепричастия . Указать от каких глаголов они образовались .
- Образец: Спеша – спешить; играя - играть.
Спасибо за урок!