Отличительные особенности проектной и исследовательской деятельности
Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами:
- определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы;
- выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
- подготовка и защита презентации;
- анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
К этапам научного исследования относят:
- формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;
- постановка цели и конкретных задач исследования;
- определение объекта и предмета исследования;
- выбор метода (методики) проведения исследования;
- описание процесса исследования;
- обсуждение результатов исследования;
- формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Исследовательская деятельность предполагает:
- формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;
- постановка цели и конкретных задач исследования;
- определение объекта и предмета исследования;
- выдвижение гипотезы;
- выбор метода (методики) проведения исследования;
- описание процесса исследования;
- обсуждение результатов исследования;
- формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Формами продуктов проектов являются видеофильмы, выставки, газеты, журналы, игры,
постановки, коллекции, справочники, макеты, наглядные пособия, плакаты.
К перечню возможных форм презентаций относят: демонстрация готового продукта;
праздники; выставки; спектакли; рекламу.
Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить из типологии проекта. Необходимо принять во внимание, что большинство
проектов являются смешанными по типу. В данной таблице предлагаются опорные слова, которые помогут сформулировать цель и
задачи. (Рекомендуется использовать в одном проекте не все, а только то, что подходит по выбранной теме)
| Исследовательский | Информационный | Творческий | Практико-ориентированный |
Цель | - узнать как… - что будет, если … - выяснить, определить как зависит… - экспериментально доказать… - сравнить… - изучить как влияет… | - собрать и обобщить сведения о…. - собрать и проанализи-ровать информацию по…. - подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу… - изучить хронологию (правления, наиболее важных событий, научных открытий и т.д.) | - разработать и провести … - поставить спектакль…. - организовать выставку… - подготовить и провести праздник … - подготовить к изданию школьный альманах… - организовать ярмарку… - провести конкурс… | - разработать и создать модель, макет, словарь… - подготовить компьютерную презентацию к уроку - создать гербарное (или др.) дидактическое пособие к уроку… - создать в школьном дворе клумбу…. - озеленить школу… |
Задачи (план работы над проектом) | 1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу. 2. Провести исследования…. 3. Обработать и проана-лизировать полученные результаты… 4. Представить результаты исследований в виде (таблиц, схем, …) 5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели) 6. Подготовить проект к защите… | 1. Определить источники информации 2. Выбрать из различных источников необходимые сведения 3. определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, комппьютерная презентация) 4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео- информационном виде | 1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки. 2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу. 3. Определить место проведения мероприятия и необходимое оборудование 4. Разработать сценарий. 5. Провести необходимую организационную работу 6. Провести репетиции 7. Подготовить декорации, костюмы 8.Ппровести мероприятие | 1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.) 2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу 3. Определить необходимый материал для выполнения проекта. 4. Если проект групповой – распределить обязанности. 5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему- рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….) 6. Провести испытание (презентацию, уроки с использованием …) |