2. Основная часть урока. Объяснение нового материала, обсуждение проекта «Манифеста…». | 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I.
Какие же проблемы оставил Александру II его отец?
Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос? Первые шаги Александра II были восприняты обществом так же, как и начало царствования Александра I. “Настроение было совершенно оптимистическое. Привыкшее всего ждать сверху, общество и теперь всего ждало от прогрессивного правительства, отнюдь не стремясь обеспечить за собой какие-либо права на участие в государственных делах. Все желали распространить просвещение, улучшение цензурных условий (об отмене и не мечтали), постройки железной дороги и … “разумного распределения экономических сил – уничтожения крепостного права”. А. Корнилов. Во время правления Александра I и Николая I сложилась традиция обсуждать все, что касается крестьянского вопроса, в тайне. Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону. Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного прав.
Давайте вместе сформулируем причины отмены крепостного права Зачитывается текст: “Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу. Передайте слова мои дворянам для соображения!”. Первые шаги по подготовке реформы были традиционны. Для обсуждения проекта был учрежден Секретный комитет, в состав которого входили Ростовцев и Милютин, всей душой желавшие похоронить саму идею отмены крепостного права (но были подняты из архивов проекты Сперанского, Киселева, Кавелина, с которыми началась работа). Александр II ждал самостоятельного обращения помещиков к императору, желая, чтобы инициатива исходила от самих землевладельцев. Наконец, Виленский помещик Назимов предложил проект освобождения крестьян без земли. В ответ Александр I направил “Рескрипт Назимову”. В нем помещикам было предложено избрать губернские комитеты для разработки реформы на условиях, предложенных правительством. Проблемное задание: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе? Ставит перед учениками проблемное задание: Cразу же после речи императора перед дворянством в 1857 г. министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?
Несмотря на все сложности 19 февраля 1861 года Александр II подписал все положения о реформе и Манифест об отмене крепостного права (на шестой год своего царствования). В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”. Правительство предполагало неоднозначную реакцию всех слоев населения на проводимую реформу. С 26 февраля на Руси была масленица – пора, когда весь простой люд пьет и гуляет; власти боялись, что, если объявить о реформе, народ взбунтуется, особенно под пьяную руку. Именно поэтому Манифест был опубликован через две недели после подписания, а царская семья покинула столицу, опасаясь волнений. В губерниях велась передислокация войск.
Основные положения реформы. В чью пользу Александр II составил Манифест, чьи интересы учитывались в первую очередь? Почему?
Проверим себя
Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря «Манифесту». В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью. |
Ученики отвечают на вопрос.
Сообщение ученика по теме: «Личность Александра II»
Отвечают на поставленный вопрос
Ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права. Предпосылки отмены крепостного права XVIII в.– А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву” 1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине 1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах” 1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии) 1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева) 1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца. Учащиеся вспоминают из ранее изученного: -«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, -Тайные общества декабристов -обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”. Приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств. Ученики заполняют таблицу “Причины отмены крепостного права”. Поражение в Крымской войне | Военно-техническое отставание России от европейских государств | Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой | Массовое крестьянское движение в южных губерниях | | Изменение атмосферы в российском обществе | Крепостное право в России приравнивалось к рабству. На дом нескольким ребятам было дано задание, подготовить программное выступление «Проект освобождения крестьян»: Как видят освобождение крестьян дворяне; Какую программу по освобождению крестьян предлагают либералы; Как видят освобождение крестьян революционно настроенная часть общества. Дебаты. Учащимся предлагается памятка: Дебаты – обмен мнениями, прения. Дебаты-спор, в котором две стороны имеют целью убедить третью в своей правоте. Дебаты – (фр.) словесный поединок. Дебаты – образовательная технология, направленная на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога, формирования коммуникативных навыков. Принципы дебатов 1 Уважение 2. Честность 3. Проигравших нет Алгоритм выступления Приветствие слушателей Своё представление Объяснение актуальности темы Определение понятий темы Выдвижение критерия Благодарности слушателям за внимание Заключение В помощь выступающему: Позволю себе не согласиться с вами, так как считаю, что… (аргумент) Ваши аргументы не кажутся мне убедительными, я предполагаю другое решение… ( аргумент) Я уважаю вашу точку зрения, но не соглашусь с ней, поскольку… (аргумент) Ваша позиция по этой проблеме мне понятна, но попробую её опровергнуть….(аргумент) Позиция помещиков нечерноземных губерний: быстрее развиваются товарные отношения и поэтому преобладают хозяйства оброчного типа. Они стремились быстрее ликвидировать крепостное право и получить единовременный выкуп, который мог бы стать капиталом для организации нового хозяйства. Позиция помещиков черноземных губерний: здесь преобладало ориентированное на рынок барщинное хозяйство. Помещики стремились сохранить в своих руках максимальное количество земли и при этом не допустить обезземеливания крестьян, чтобы через сохранение малоземельного крестьянского хозяйства обеспечить себя рабочей силой. Позиция помещиков степной полосы: это слабозаселенные территории, где преобладало крупное барщинное хозяйство. Поэтому быстрое освобождение крестьян было невыгодно, так как лишало помещиков бесплатной рабочей силы. Позиция социалистов-революционеров: передача крестьянам земли в личную собственность и освобождение без выкупа и условий. ВЫВОД. Все помещики осознали необходимость отмены крепостного права и перевода своего поместья на новые способы хозяйствования, но каждая губерния, думая о своей выгоде, “тянула одеяло на себя”. Окончательное решение вопроса оставалось за редакционными комиссиями и Секретным комитетом.
Основные положения «Манифеста…». Работают с документом (отрывки Манифеста на слайдах), высказывают свою позицию по основным положениям документа, записывают в тетрадь.
Ученики проверяют то, что они сумели найти при работе с документом.
Высказывают свою позицию, аргументируют свой ответ.
|
3 слайд
4-6 слайды
7 слайд Предпосылки отмены крепостного права
8 слайд
9-12 слайды Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”. 3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”. Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей | 20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич. Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян |
13 слайд Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”. Освобождение крестьян без земли | Освобождение крестьян с землей за выкуп | Освобождение крестьян с землей без выкупа | Дворяне в губернских комитетах | Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранения помещичьего землевладения | Революционно настроенная часть общества | 14 слайд
15 слайд
16-18 слайды
19-20 слайды Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”. Пункт 2 – Порядок личного освобождения. Крестьяне: НО! сохранилось: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины. | Пункт 6 – Порядок наделения землей. Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин. За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа | Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными. Размер надела, оброка(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года. Выкупная операция: 25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство. На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга. После этого оказаться от выкупной операции нельзя! | Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной. | |