Аналитическая справка по результатам анкетирования обучающихся
5 ,6, 7 классов «Отношению учащихся к предмету русского языка»
В феврале 2018 года проведено анкетирование обучающихся 5,6,7 классов (44 человека).
Целью анкетирования являлось выявление отношения обучающихся к предмету русского языка, выявления причин удовлетворенности или неудовлетворенности предметом.
В пятом классе в анкетировании приняли участие семнадцать человек, в шестом – четырнадцать человек и в седьмом классе – тринадцать обучающихся.
Анкета состояла из двух разделов. В первом разделе выявлялось отношение к предмету русского языка, во втором разделе определялись доводы, по которым предмет русского языка нравился либо не нравился обучающимся.
Результаты первого раздела анкетирования
«Отношение к предмету русского языка»
Отношение | 5 класс | 6 класс | 7 класс | Всего |
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
Изучаю с интересом | 15 | 88 | 8 | 57 | 9 | 69 | 32 | 72 |
Равнодушен | 1 | 6 | 6 | 43 | 4 | 31 | 11 | 25 |
Не люблю | 1 | 6 | - | - | - | - | 1 | 3 |
Из полученных данных видно что, изучают с интересом 72 % всех анкетируемых обучающихся 5,6,7 классов (32 человека из 44), равнодушное отношение к предмету русского языка у 25 % обучающихся (11 человек из 44) и 3% обучающихся (1 человек из 44) не любят предмет русского языка.
Отношение к предмету русского языка в 5 классе
![]()
Отношение к предмету русского языка в 6 классе
![]()
Отношение к предмету русского языка в 7 классе
![]()
Отношение к предмету русского языка среди обучающихся 5,6,7 классов
(общая диаграмма)
![]()
Сравнительная диаграмма «Отношение к предмету русского языка » по классам
![]()
В выше приведенных диаграммах можно видеть, что динамика в отношении к предмету русского языка имеет следующие показатели: если в пятом классе 6% обучающихся (1 человек) не любят предмет русского языка, то количество обучающихся, в шестом и седьмом классе которым предмет не нравится, равно нулю. В то же время в 6 и 7 классах увеличивается количество детей, которые с равнодушием относятся к изучению предмета. Так же можно отметить, что количество детей, которые любят предмет, в 5 классе больше (88%), чем в 6 и 7 классах. Наибольшее снижение интереса к предмету русского языка наблюдается в 6 классе.
Возможно, это связано с увеличением умственной нагрузки в шестом классе по сравнению с пятым классом. Повышение интереса к предмету русского языка в 7 классе можно объяснить тем, что обучающие приходят к осознанию необходимости предмета для дальнейшего обучения и при сдаче экзаменов, поступлении для дальнейшего обучения.
Результаты второго раздела анкетирования
«Отношение к предмету русского языка»
Доводы, характеризующие отношение к предмету русского языка
Таблица №1
№ | Люблю предмет потому что | 5 класс | 6 класс | 7 класс | Всего выборов |
Чел | % | Чел | % | Чел | % | Чел | % |
-
| данный предмет интересен | 11 | 65 | 10 | 71 | 9 | 69 | 30 | 68 |
-
| нравится, как преподаёт учитель | 13 | 76 | 11 | 78 | 13 | 100 | 37 | 84 |
-
| его нужно знать всем | 11 | 65 | 13 | 93 | 9 | 69 | 33 | 75 |
-
| он нужен для будущей работы | 9 | 53 | 11 | 78 | 9 | 69 | 29 | 66 |
-
| он легко усваивается | 3 | 18 | 7 | 50 | 5 | 38 | 15 | 34 |
-
| он заставляет думать | 3 | 18 | 9 | 64 | 7 | 54 | 19 | 43 |
-
| он требует наблюдательности, сообразительности | 3 | 18 | 6 | 43 | 6 | 46 | 15 | 34 |
-
| он требует терпения | 1 | 6 | 7 | 50 | 7 | 54 | 15 | 34 |
-
| он занимательный | 7 | 41 | 6 | 43 | 7 | 54 | 20 | 45 |
-
| товарищи интересуются им | 3 | 18 | 4 | 28 | 8 | 62 | 15 | 34 |
-
| интересны отдельные факты | 3 | 18 | 4 | 28 | 8 | 62 | 15 | 34 |
-
| родители считают его важным | 5 | 29 | 10 | 71 | 10 | 77 | 25 | 57 |
-
| у меня хорошие отношения с учителем | 8 | 47 | 10 | 71 | 13 | 100 | 31 | 70 |
-
| учитель часто хвалит | 5 | 29 | 8 | 57 | 6 | 46 | 19 | 43 |
-
| учитель интересно объясняет | 9 | 53 | 10 | 71 | 10 | 77 | 29 | 66 |
-
| получаю удовольствие при его изучении | 3 | 18 | 9 | 64 | 4 | 31 | 16 | 36 |
-
| знания по предмету необходимы для поступления в институт | 2 | 12 | 12 | 86 | 7 | 54 | 21 | 48 |
-
| он способствует развитию общей культуры | 1 | 6 | 11 | 78 | 4 | 31 | 16 | 36 |
-
| он влияет на изменение знаний об окружающем мире | 1 | 6 | 9 | 64 | 4 | 31 | 14 | 32 |
-
| просто интересно | 5 | 29 | 8 | 57 | 7 | 54 | 20 | 45 |
Таблица №2
№ | Не люблю предмет потому что | 5 класс | 6 класс | 7 класс | Всего выборов |
Чел | % | Чел | % | Чел | % | Чел | % |
1 | данный предмет неинтересен | 1 | 6 | 2 | 14 | - | - | 3 | 7 |
2 | не нравится, как преподаёт учитель | - | - | - | - | - | - | - | - |
3 | его не нужно знать всем | - | - | - | - | 1 | 8 | 1 | 2 |
4 | он не нужен для будущей работы | - | - | - | - | 1 | 8 | 1 | 2 |
5 | он трудно усваивается | 3 | 18 | 6 | 43 | 4 | 31 | 13 | 29 |
6 | он не заставляет думать | 2 | 12 | 2 | 14 | - | - | 4 | 10 |
7 | он не требует наблюдательности, сообразительности | 1 | 6 | 1 | 7 | 1 | 8 | 3 | 7 |
8 | он не требует терпения | - | - | 1 | 7 | 2 | 16 | 3 | 7 |
9 | он не занимательный | 1 | 6 | 2 | 14 | - | - | 3 | 7 |
10 | товарищи не интересуются им | 1 | 6 | 4 | 28 | 1 | 8 | 6 | 14 |
11 | интересны только отдельные факты | - | - | - | - | 1 | 8 | 1 | 2 |
12 | родители не считают его важным | - | - | - | - | - | - | - | - |
13 | у меня плохие отношения с учителем | - | - | 1 | 7 | - | - | 1 | 2 |
14 | учитель редко хвалит | - | - | 3 | 21 | 2 | 16 | 5 | 11 |
15 | учитель неинтересно объясняет | - | - | 1 | 7 | - | - | 1 | 2 |
16 | Не получаю удовольствие при его изучении | 1 | 6 | 1 | 7 | 1 | 8 | 3 | 7 |
17 | 3нания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт | - | - | - | - | 1 | 8 | 1 | 2 |
18 | он не способствует развитию общей культуры | - | - | - | - | - | - | - | - |
19 | он не влияет на изменение знаний об окружающем мире | - | - | 2 | 14 | 1 | 8 | 3 | 7 |
20 | просто неинтересно | 1 | 6 | 2 | 14 | - | - | 3 | 7 |
Из выше приведенной таблицы №1 можно видеть, что положительное отношение обучающихся к предмету определяется большинством положительных выборов по таким доводам как:
- нравится как преподает учитель (84%);
-его нужно знать всем (75%)
- у меня хорошие отношения с учителем (70%);
- в 7 классе выявлен 100% выбор предмета русского языка учащимися по таким критериям как: «нравится, как преподает учитель» и «у меня хорошие отношения с учителем».
Из таблицы №2 видно, что отрицательное отношение к предмету русского языка определяется следующими доводами:
- предмет трудно усваивается (29% анкетируемых обучающихся);
- товарищи не интересуются этим предметом (14%);
-учитель редко хвалит (11%)
Выводы:
Из полученных данных видно что, изучают с интересом 72 % всех анкетируемых обучающихся 5,6,7 классов (32 человека из 44), равнодушное отношение к предмету русского языка у 25 % обучающихся (11 человек из 44) и 3% обучающихся (1 человек из 44) не любят предмет русского языка.
В пятом классе 6% обучающихся (1 человек) не любят предмет русского языка. Количество обучающихся, в шестом и седьмом классе которым предмет не нравится, равно нулю. В 6 и 7 классах количество детей, которые с равнодушием относятся к изучению предмета выше , чем в 5. Так же можно отметить, что количество детей, которые любят предмет, в 5 классе больше (88%), чем в 6 и 7 классах. Наибольшее снижение интереса к предмету русского языка наблюдается в 6 классе.
Положительное отношение обучающихся к предмету определяется такими доводами как:
- нравится как преподает учитель (84%);
-его нужно знать всем (75%)
- у меня хорошие отношения с учителем (70%);
- в 7 классе выявлен 100% выбор предмета русского языка учащимися по таким критериям как: «нравится, как преподает учитель» и «у меня хорошие отношения с учителем».
4. Отрицательное отношение к предмету русского языка определяется следующими доводами:
- предмет трудно усваивается (29% анкетируемых обучающихся);
- товарищи не интересуются этим предметом (14%);
-учитель редко хвалит (11%)
5. На основании полученных результатов составлены рекомендации для учителя русского языка для более эффективной работы с обучающимися на уроке.
Приемы повышения уровня мотивации на уроках русского языка:
Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации:
/. Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
//. Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
– рецензирование
2. По результатам анкетирования видно, что одним из необходимых факторов для мотивации обучающихся на уроках русского языка является похвала. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика.
-Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой.
-В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность.
- Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.
- Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.
- В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.
- Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке за интересное решение какой-либо задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты справился с этим заданием необычным способом! А на остальные задания даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.
-Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения.
-Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно.
- Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.
- Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.
- Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке русского языка можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и применить это непростое правило». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.