СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отношение учащихся к предмету русского языка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение отношения учащихся к предмету русского языка

Просмотр содержимого документа
«Отношение учащихся к предмету русского языка»

Аналитическая справка по результатам анкетирования обучающихся

5 ,6, 7 классов «Отношению учащихся к предмету русского языка»


В феврале 2018 года проведено анкетирование обучающихся 5,6,7 классов (44 человека).

Целью анкетирования являлось выявление отношения обучающихся к предмету русского языка, выявления причин удовлетворенности или неудовлетворенности предметом.

В пятом классе в анкетировании приняли участие семнадцать человек, в шестом – четырнадцать человек и в седьмом классе – тринадцать обучающихся.

Анкета состояла из двух разделов. В первом разделе выявлялось отношение к предмету русского языка, во втором разделе определялись доводы, по которым предмет русского языка нравился либо не нравился обучающимся.


Результаты первого раздела анкетирования

«Отношение к предмету русского языка»


Отношение

5 класс


6 класс

7 класс

Всего

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Изучаю с интересом

15

88

8

57

9

69

32

72

Равнодушен

1

6

6

43

4

31

11

25

Не люблю

1

6

-

-

-

-

1

3


Из полученных данных видно что, изучают с интересом 72 % всех анкетируемых обучающихся 5,6,7 классов (32 человека из 44), равнодушное отношение к предмету русского языка у 25 % обучающихся (11 человек из 44) и 3% обучающихся (1 человек из 44) не любят предмет русского языка.


Отношение к предмету русского языка в 5 классе











Отношение к предмету русского языка в 6 классе


Отношение к предмету русского языка в 7 классе


Отношение к предмету русского языка среди обучающихся 5,6,7 классов

(общая диаграмма)


Сравнительная диаграмма «Отношение к предмету русского языка » по классам


В выше приведенных диаграммах можно видеть, что динамика в отношении к предмету русского языка имеет следующие показатели: если в пятом классе 6% обучающихся (1 человек) не любят предмет русского языка, то количество обучающихся, в шестом и седьмом классе которым предмет не нравится, равно нулю. В то же время в 6 и 7 классах увеличивается количество детей, которые с равнодушием относятся к изучению предмета. Так же можно отметить, что количество детей, которые любят предмет, в 5 классе больше (88%), чем в 6 и 7 классах. Наибольшее снижение интереса к предмету русского языка наблюдается в 6 классе.

Возможно, это связано с увеличением умственной нагрузки в шестом классе по сравнению с пятым классом. Повышение интереса к предмету русского языка в 7 классе можно объяснить тем, что обучающие приходят к осознанию необходимости предмета для дальнейшего обучения и при сдаче экзаменов, поступлении для дальнейшего обучения.


Результаты второго раздела анкетирования

«Отношение к предмету русского языка»

Доводы, характеризующие отношение к предмету русского языка


Таблица №1


Люблю предмет потому что

5 класс

6 класс

7 класс

Всего выборов

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

данный предмет интересен

11

65

10

71

9

69

30

68

нравится, как преподаёт учитель

13

76

11

78

13

100

37

84

его нужно знать всем

11

65

13

93

9

69

33

75

он нужен для будущей работы

9

53

11

78

9

69

29

66

он легко усваивается

3

18

7

50

5

38

15

34

он заставляет думать

3

18

9

64

7

54

19

43

он требует наблюдательности, сообразительности

3

18

6

43

6

46

15

34

он требует терпения

1

6

7

50

7

54

15

34

он занимательный

7

41

6

43

7

54

20

45

товарищи интересуются им

3

18

4

28

8

62

15

34

интересны отдельные факты

3

18

4

28

8

62

15

34

родители считают его важным

5

29

10

71

10

77

25

57

у меня хорошие отношения с учителем

8

47

10

71

13

100

31

70

учитель часто хвалит

5

29

8

57

6

46

19

43

учитель интересно объясняет

9

53

10

71

10

77

29

66

получаю удовольствие при его изучении

3

18

9

64

4

31

16

36

знания по предмету необходимы для поступления в институт

2

12

12

86

7

54

21

48

он способствует развитию общей культуры

1

6

11

78

4

31

16

36

он влияет на изменение знаний об окружающем мире

1

6

9

64

4

31

14

32

просто интересно

5

29

8

57

7

54

20

45


Таблица №2


Не люблю предмет потому что

5 класс

6 класс

7 класс

Всего выборов

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

1

данный предмет неинтересен

1

6

2

14

-

-

3

7

2

не нравится, как преподаёт учитель

-

-

-

-

-

-

-

-

3

его не нужно знать всем

-

-

-

-

1

8

1

2

4

он не нужен для будущей работы

-

-

-

-

1

8

1

2

5

он трудно усваивается

3

18

6

43

4

31

13

29

6

он не заставляет думать

2

12

2

14

-

-

4

10

7

он не требует наблюдательности, сообразительности

1

6

1

7

1

8

3

7

8

он не требует терпения

-

-

1

7

2

16

3

7

9

он не занимательный

1

6

2

14

-

-

3

7

10

товарищи не интересуются им

1

6

4

28

1

8

6

14

11

интересны только отдельные факты

-

-

-

-

1

8

1

2

12

родители не считают его важным

-

-

-

-

-

-

-

-

13

у меня плохие отношения с учителем

-

-

1

7

-

-

1

2

14

учитель редко хвалит

-

-

3

21

2

16

5

11

15

учитель неинтересно объясняет

-

-

1

7

-

-

1

2

16

Не получаю удовольствие при его изучении

1

6

1

7

1

8

3

7

17

3нания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

-

-

-

-

1

8

1

2

18

он не способствует развитию общей культуры

-

-

-

-

-

-

-

-

19

он не влияет на изменение знаний об окружающем мире

-

-

2

14

1

8

3

7

20

просто неинтересно

1

6

2

14

-

-

3

7


Из выше приведенной таблицы №1 можно видеть, что положительное отношение обучающихся к предмету определяется большинством положительных выборов по таким доводам как:

- нравится как преподает учитель (84%);

-его нужно знать всем (75%)

- у меня хорошие отношения с учителем (70%);

- в 7 классе выявлен 100% выбор предмета русского языка учащимися по таким критериям как: «нравится, как преподает учитель» и «у меня хорошие отношения с учителем».

Из таблицы №2 видно, что отрицательное отношение к предмету русского языка определяется следующими доводами:

- предмет трудно усваивается (29% анкетируемых обучающихся);

- товарищи не интересуются этим предметом (14%);

-учитель редко хвалит (11%)

Выводы:

  1. Из полученных данных видно что, изучают с интересом 72 % всех анкетируемых обучающихся 5,6,7 классов (32 человека из 44), равнодушное отношение к предмету русского языка у 25 % обучающихся (11 человек из 44) и 3% обучающихся (1 человек из 44) не любят предмет русского языка.

  2. В пятом классе 6% обучающихся (1 человек) не любят предмет русского языка. Количество обучающихся, в шестом и седьмом классе которым предмет не нравится, равно нулю. В 6 и 7 классах количество детей, которые с равнодушием относятся к изучению предмета выше , чем в 5. Так же можно отметить, что количество детей, которые любят предмет, в 5 классе больше (88%), чем в 6 и 7 классах. Наибольшее снижение интереса к предмету русского языка наблюдается в 6 классе.

  3. Положительное отношение обучающихся к предмету определяется такими доводами как:

- нравится как преподает учитель (84%);

-его нужно знать всем (75%)

- у меня хорошие отношения с учителем (70%);

- в 7 классе выявлен 100% выбор предмета русского языка учащимися по таким критериям как: «нравится, как преподает учитель» и «у меня хорошие отношения с учителем».

4. Отрицательное отношение к предмету русского языка определяется следующими доводами:

- предмет трудно усваивается (29% анкетируемых обучающихся);

- товарищи не интересуются этим предметом (14%);

-учитель редко хвалит (11%)

5. На основании полученных результатов составлены рекомендации для учителя русского языка для более эффективной работы с обучающимися на уроке.

Приемы повышения уровня мотивации на уроках русского языка:

  1. Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации:

/. Эмоциональные

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представлений,

5 - создание ситуаций успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

//. Познавательные

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных решений,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

III. Волевые

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекции,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

 IV. Социальные

1  - развитие желания быть полезным обществу,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллектив­ной работы,

6 - взаимопроверка,

  1. – рецензирование

2. По результатам анкетирования видно, что одним из необходимых факторов для мотивации обучающихся на уроках русского языка является похвала. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика.

-Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой.

-В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность.

- Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.

- Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.

- В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.

- Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке за интересное решение какой-либо задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты справился с этим заданием необычным способом! А на остальные задания даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.

-Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения.

-Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно.

- Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.

- Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.

- Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке русского языка можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и применить это непростое правило». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.