СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отношения между множествами

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока 6 класс ФГОС  "Отношения между множествами"

Просмотр содержимого документа
«Отношения между множествами»

26.09.17

Технологическая карта урока по информатике

Класс: 6

Учитель: Кузнецова В.О.

Тема урока: Отношения между множествами.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: класс, основанный на базе ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель урока:

Образовательная: 

- создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной информации по теме: «Отношения между множествами»;

- организовать деятельность учащихся по открытию нового знания.

Развивающие:

- развивать  навыки решения задач;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

- закрепление умений работы в простом графическом редакторе – инструменте создания графических объектов.

Воспитательные:

- воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность,

дисциплину, наблюдательность;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умение слушать других

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, беседа, наглядный.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

Приветствие. Пожелание ученикам творческих успехов и хорошего настроения. Настрой детей на ситуацию успеха.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- воспитание требований безопасности

2

Актуализация знаний

Постановка проблемы.

Я предлагаю вам прочитать высказывание на доске: Отношение – это определенная связь двух и более объектов.

Попробуйте объяснить его смысл, приводя примеры после просмотра видеоролика.

Пользуйтесь образцами, которые есть у вас на партах на желтом листочке.

 - «Иван - сын Андрея»;

 - «Эверест выше Эльбруса»;

 - «Винни Пух дружит с Пятачком»;

 - «21 кратно 3»;

 - «Кострома такой же старинный город, как и Москва»;

 -  «один байт равен восьми битам».
Давайте обсудим наши высказывания, какие отношения вы увидели в этом видеофрагменте.

Вы, наверное, уже догадались, что многие объекты каким-то образом связаны между собой. Такие связи можно назвать отношениями.

Отношения объектов, могут быть какими? Называют примеры или не называют….. Если называют, то- а на какие группы ваши примеры отношений можно разделить? Затруднительно? Итак, давайте сформулируем тему урока «… отношений объектов …». Внесите пропущенное слово в формулировку темы урока. На прошлом уроке вы познакомились с определениями объект, множество.

Разные науки изучают и исследуют разные объекты или одни и те же объекты, но с разных сторон. Земная поверхность – на уроках географии, растительный и животный мир – на уроках биологии, прошлое человечества – на уроках истории, количественные отношения – на уроках математики, принципы работы некоторый технических устройств – на уроках физики.

В информатике – это информация, информационные процессы, алгоритмы, исполнитель, компьютер и мн.др. Вот видите, сколько различных отношений существует в нашей жизни.

На данном уроке мы познакомимся с видами отношений множеств объектов, а на следующем уроке – с отношением, которое называется «входит в состав».

Какова цель урока?

Помочь нам должен рабочий лист.

Попробуем себя сегодня в роли информационных программистов.

А что такое объект и множество?

Вам даны определения, работаем с Рабочим листом, выполняем задание №1. Необходимо выяснить о каком из этих понятий идет речь.


А сейчас поработаем со слайдами презентации.

Объекты связаны друг с другом через определенное действие



Отвечают на вопросы учителя. Работа с опорным листом, выполнение заданий

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему. Познавательные: 

самостоятельное выделение-формулирование целей урока.

Личностные:

мотивация к учению.

3

Изучение нового материала

Ребята, на слайде представлены 3 вида отношений объектов, которые существуют на сегодняшний день.

Работаем с заданием №2 Рабочего листа.

Попробуйте установить соответствие, правильно указав пример каждого вида.

Работаем в группах. По какому принципу вы осуществляли распределение? Давайте обсудим.


А сейчас мы с вами узнаем, какие отношения между множествами существуют, а также познакомимся с кругами Эйлера.

Работаем в группах. Я отправляю вас к заданию №3 Рабочего листа.

Каждая группа работает со своим видом отношения множеств.

Задания для всех:

1. Вам надо по описанию отношения определить его графическую модель (Модели представлены под номерами на доске)

Даю на работу 1 минуту времени, посовещайтесь в группах

1 группа: Отношения, связывающие два множества объектов.

Графически множества удобно представлять с помощью кругов, которые называют кругами Эйлера.
Если множества А и В имеют общие элементы, т. е. элементы, принадлежащие одновременно А и В, то говорят, что эти множества пересекаются.

Пример. Пусть А — множество электронных писем, В — множество писем на русском языке. В пересечение этих множеств попадают все электронные письма на русском языке.

2 группа: Отношения, не связывающие два множества объектов (Множества не пересекаются)

Пример. Пусть А — множество компьютерных устройств ввода информации, В — множество устройств вывода информации. Эти множества не имеют общих элементов.
Если каждый элемент множества В является элементом множества А, то говорят, что В — подмножество А

3 группа: Множество В является подмножеством множества A

Пример. Пусть А — множество учеников, В — множество шестиклассников. Множество шестиклассников является подмножеством множества учеников.

4 группа: Отношения множеств равны

Если каждый элемент множества В является элементом множества А и, наоборот, каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны.

Пример. Множество пальцев на левой и правой руках.

Готовы. Давайте обсудим.

Отвечают на вопросы учителя. Работа с опорным листом, выполнение заданий

Познавательные УУД:

- знакомство с новыми понятиями;

- развитие логического мышления;

- развитие навыков исследования, закрепление навыков работы в парах, самооценки

Коммуникативные УУД:

- формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

4

Первичное усвоение нового материала


У каждого из вас в рабочих листах есть Задание №5, давайте обратимся к нему.

Задание. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу.

  • Понятия: игрушка, пароход, ракета;

  • Понятия: конструктор, крыло ракеты, игрушка;

  • Понятия: игрушка, иллюминатор, пароход;

  • Понятия: игрушка, конструктор, магазин, заводная игрушка


5

Физминутка

А сейчас мы немножко отдохнем. Я попрошу вас встать из – за парт. Предлагаю поиграть в игру «Угадай отношение».

Если я называю пример отношения «Объект-объект» - вы присаживаетесь. Если я называю пример любого другого отношения – вы бежите на месте.

  1. Эйфелева башня находиться в Париже

  2. Кошка является представителем семейства «Домашние животные»

  3. Апельсины и бананы – это фрукты

  4. Пирамида Хеопса находиться в Египте

  5. Ноутбук и планшет – это электронная техника

  6. Кремль находиться в Москве

  7. Москва- столица России

  8. Ручки и карандаши – это канцелярские принадлежности.

Выполнение физминутки


Личностные УУД:

- формирование здорового образа жизни

6

Компьютерный практикум

Повторение ТБ.

Пр. р. № 3 "Возможности графического редактора"

Повторение ТБ.

Выполнение практической работы за ПК

Регулятивные УУД:

- формирование навыков работы с ПК

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, развитие диалогической речи

7

Домашнее задание

Выучить виды отношений объектов и их множеств. Разбор и выполнение задания №4 из Рабочего листа.

  1. Приведите примеры:

  1. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу.

Понятия: птица, воробей, перелетная птица, ласточка, аист.


Запись в дневниках домашнего задания

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

формирование навыков письма

8

Итоги урока, рефлексия

Какую цель мы ставили перед собой? Где на практике реально мы можем встретиться с отношениями объектов и множеств? Итак, какие виды отношений вызывают затруднение? На следующем уроке вы рассмотрите отношение, которое называется «Входит в состав»

Давайте вернемся к нашему видеофрагменту, который я включала в начале урока. А теперь, какие примеры отношений между объектами вы можете привести из фильма и более точно назвать их?

Оценки за урок сегодня получают самые активные ученики.

Спасибо за урок. Мне было комфортно работать. Я рада знакомству с вами. Вы очень активные и целеустремленные ребята. До свидания!


Отвечают на вопросы учителя

Личностные УУД:

рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!