2 | Актуализация знаний | Постановка проблемы. Я предлагаю вам прочитать высказывание на доске: Отношение – это определенная связь двух и более объектов. Попробуйте объяснить его смысл, приводя примеры после просмотра видеоролика. Пользуйтесь образцами, которые есть у вас на партах на желтом листочке. - «Иван - сын Андрея»; - «Эверест выше Эльбруса»; - «Винни Пух дружит с Пятачком»; - «21 кратно 3»; - «Кострома такой же старинный город, как и Москва»; - «один байт равен восьми битам». Давайте обсудим наши высказывания, какие отношения вы увидели в этом видеофрагменте. Вы, наверное, уже догадались, что многие объекты каким-то образом связаны между собой. Такие связи можно назвать отношениями. Отношения объектов, могут быть какими? Называют примеры или не называют….. Если называют, то- а на какие группы ваши примеры отношений можно разделить? Затруднительно? Итак, давайте сформулируем тему урока «… отношений объектов …». Внесите пропущенное слово в формулировку темы урока. На прошлом уроке вы познакомились с определениями объект, множество. Разные науки изучают и исследуют разные объекты или одни и те же объекты, но с разных сторон. Земная поверхность – на уроках географии, растительный и животный мир – на уроках биологии, прошлое человечества – на уроках истории, количественные отношения – на уроках математики, принципы работы некоторый технических устройств – на уроках физики. В информатике – это информация, информационные процессы, алгоритмы, исполнитель, компьютер и мн.др. Вот видите, сколько различных отношений существует в нашей жизни. На данном уроке мы познакомимся с видами отношений множеств объектов, а на следующем уроке – с отношением, которое называется «входит в состав». Какова цель урока? Помочь нам должен рабочий лист. Попробуем себя сегодня в роли информационных программистов. А что такое объект и множество? Вам даны определения, работаем с Рабочим листом, выполняем задание №1. Необходимо выяснить о каком из этих понятий идет речь. А сейчас поработаем со слайдами презентации. Объекты связаны друг с другом через определенное действие | Отвечают на вопросы учителя. Работа с опорным листом, выполнение заданий | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование целей урока. Личностные: мотивация к учению. |
3 | Изучение нового материала | Ребята, на слайде представлены 3 вида отношений объектов, которые существуют на сегодняшний день. Работаем с заданием №2 Рабочего листа. Попробуйте установить соответствие, правильно указав пример каждого вида. Работаем в группах. По какому принципу вы осуществляли распределение? Давайте обсудим.  А сейчас мы с вами узнаем, какие отношения между множествами существуют, а также познакомимся с кругами Эйлера. Работаем в группах. Я отправляю вас к заданию №3 Рабочего листа. Каждая группа работает со своим видом отношения множеств. Задания для всех: 1. Вам надо по описанию отношения определить его графическую модель (Модели представлены под номерами на доске) Даю на работу 1 минуту времени, посовещайтесь в группах 1 группа: Отношения, связывающие два множества объектов. Графически множества удобно представлять с помощью кругов, которые называют кругами Эйлера. Если множества А и В имеют общие элементы, т. е. элементы, принадлежащие одновременно А и В, то говорят, что эти множества пересекаются.  Пример. Пусть А — множество электронных писем, В — множество писем на русском языке. В пересечение этих множеств попадают все электронные письма на русском языке. 2 группа: Отношения, не связывающие два множества объектов (Множества не пересекаются)  Пример. Пусть А — множество компьютерных устройств ввода информации, В — множество устройств вывода информации. Эти множества не имеют общих элементов. Если каждый элемент множества В является элементом множества А, то говорят, что В — подмножество А 3 группа: Множество В является подмножеством множества A  Пример. Пусть А — множество учеников, В — множество шестиклассников. Множество шестиклассников является подмножеством множества учеников. 4 группа: Отношения множеств равны Если каждый элемент множества В является элементом множества А и, наоборот, каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны.  Пример. Множество пальцев на левой и правой руках. Готовы. Давайте обсудим. | Отвечают на вопросы учителя. Работа с опорным листом, выполнение заданий | Познавательные УУД: - знакомство с новыми понятиями; - развитие логического мышления; - развитие навыков исследования, закрепление навыков работы в парах, самооценки Коммуникативные УУД: - формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
4 | Первичное усвоение нового материала | У каждого из вас в рабочих листах есть Задание №5, давайте обратимся к нему. Задание. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу. Понятия: игрушка, пароход, ракета; Понятия: конструктор, крыло ракеты, игрушка; Понятия: игрушка, иллюминатор, пароход; Понятия: игрушка, конструктор, магазин, заводная игрушка  | |
7 | Домашнее задание | Выучить виды отношений объектов и их множеств. Разбор и выполнение задания №4 из Рабочего листа. Приведите примеры:  Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу. Понятия: птица, воробей, перелетная птица, ласточка, аист. | Запись в дневниках домашнего задания | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации формирование навыков письма |
8 | Итоги урока, рефлексия | Какую цель мы ставили перед собой? Где на практике реально мы можем встретиться с отношениями объектов и множеств? Итак, какие виды отношений вызывают затруднение? На следующем уроке вы рассмотрите отношение, которое называется «Входит в состав» Давайте вернемся к нашему видеофрагменту, который я включала в начале урока. А теперь, какие примеры отношений между объектами вы можете привести из фильма и более точно назвать их? Оценки за урок сегодня получают самые активные ученики. Спасибо за урок. Мне было комфортно работать. Я рада знакомству с вами. Вы очень активные и целеустремленные ребята. До свидания! | Отвечают на вопросы учителя | Личностные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |