7 класс________ урок 6 Тема: « Отношение является разновидностью. Классификация объектов»
Дата урока__________
Цели:
Образовательная:
операционной системы;
классификацию различных объектов;
Развивающая:
развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение
применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений;
Воспитательная:
воспитание интереса к предмету; внимательности, развивать навыки самостоятельной работы;
ответственность, дисциплинированность при работе на уроке;
воспитывать информационную культуру детей, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие,
целеустремлённость, усидчивость.
Оборудование:
компьютер,
доска
проектор
Программное обеспечение
Тип урока:
Ход урока
Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке, подготовка учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
Учебник: §1.1, 1.2
Рабочая тетрадь: визуальна проверка выполнения заданий: с.3-10 № 1,6,8,14
Повторение прошлого материала
Дать понятие объект.
Перечислить признаки объектов.
Ответить на вопросы в учебнике с. 15 № 12.
Изучение нового материала
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_1.png) | Сегодня на уроке мы с вами поговорим об отношении объектов, а также о разновидности объектов и их классификации. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_2.png) | Давайте для начало вспомним, что же такое объект? Объект - любая часть окружающего нас мира, рассматриваемая как единое целое. Пример: карандаш – мы можем рассмотреть его цвет, свойства, что с ним можно делать и т.д. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_3.png) | Между объектами бывают определенные связи, эти связи называются «Отношения объектов». Например: Николай отец Миши, здесь связью является «отец», т.е. есть объект – Николай, объект – Миша, они связаны между собой тем, что Николай отец Миши, или Маша жена Егора, или самолет летает быстрее птицы. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_4.png) | Если же посмотрим на сами отношения, то мы можем выделить 3 вида: Объект – объект Объект – множество объектов Множество объектов – множество объектов. Приведем примеры для каждого из вида отношений. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_5.png) | Отношение объект – объект: те примеры, кот., мы уже разбирали. При перестановке объектов отношения изменяются, пример «Миша сын Николая». |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_6.png) | Отношение объект – множество объектов: Диск CD-RW – является носителем информации (является элементом множества). Носители информации – дискеты, диски, жесткие диски, бумага, флешки и т.д. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_7.png) | Отношение множество объектов – множество объектов: Калькуляторы – являются разновидностью вычисл. машин. Вычисл. машины – ПК, калькуляторы, машина Бэбиджа и т.д. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_8.png) | Бывает и такое: Отношения нескольких объектов: Если несколько объектов равнозначно связаны между собой, то отношения можно обозначить линиями. Например: город А связан дорогами с городами Б, В и Д, а город Д связан с городами А, В и Г, а город Г связан с городом Б. Представить все эти связи в голове сложно, нам на помощь приходить Схема отношений, на которой мы можем отметить наши объекты, это города, А,Б,В,Г,Д, и связи между ними. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_9.png) | Если при перестановке объектов меняются имена отношений, то для указания направления отношений можно использовать стрелки. Например, Миша муж Светы, у них двое общих детей, Таня, и Оля. Вася сын Светы. У дочки Оли два сына Саша и Коля. Или могут быть бабушки и дедушки, дети, внуки. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_10.png) | Также сущ. Схема разновидностей - это схема отношений «является разновидностью» между множествами и подмножествами объектов. Объект множества – книги, объекты подмножества – романы, учебники, фантастика. Объекты подмножества обладают всеми признаками объектов множества, обложка, листы, содержание и т.д., но они могут иметь свой дополнительный признак, учебник по математике. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_11.png) | Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом. Деление множества объектов на классы называется классификацией. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_12.png) | Классификация бывает: Естественная – в качестве её основания взяты существенные признаки объектов, например: фрукты – яблоки, груши, сливы и т.д. Искусственная – в качестве её основания взяты несущественные признаки объектов, например: звезды – созвездие, большая медведица, млечный путь и т.д. |
Обобщение нового материала
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_13.png) | Отношения могут связывать не только 2 объекта, но и объект с множеством объектов или 2 множества. Любые отношения между объектами можно описать с помощью схемы. Схема разновидностей – это схема отношений между множествами и подмножествами объектов. Класс – это подмножество объектов, имеющих общие признаки. Классификация – это деление множества объектов на классы. Основание классификации – это признаки, по которым один класс отличается от другого. |
Закрепление нового материала
Учебник: §1.3 с.18 № 1,2,3 устно
№1.
а) Лиса слушает песню Колобка;
б) Иван принимает помощь Конька-Горбунка;
в) Москва имеет Манежную площадь;
г) Сиропчик лечится у Пилюлькина;
д) Элли путешествует вместе со Страшиллой.
№2.
Пианино является разновидностью музыкальных инструментов;
процессор входит в состав системного блока;
Новосибирск является элементом множества городов;
лазерный диск является разновидностью информационных носителей;
бабочка является разновидностью насекомых;
семиклассник является разновидностью учеников;
Байкал является элементом множества озер.
№3.
Числитель и знаменатель входят в состав простой дроби;
квадрат, ромб и треугольник являются разновидностями многоугольников;
рост предшествует цветению, которое предшествует плодоношению;
правильный полив и рыхление почвы являются условием нормального дыхания корней растения;
ядро, вакуоль, оболочка, цитоплазма входят в состав клетки.
Учебник: §1.4 с.23 № 4 устно
№4.
У квадрата (как и у прямоугольника) все углы прямые. По отношению к прямоугольнику дополнительным свойством квадрата является то, что у него все стороны равны.
У квадрата (как и у ромба) все стороны равны и противоположные углы равны. По отношению к ромбу дополнительным свойством квадрата является то, что у него все углы равны.
Рабочая тетрадь: с. 13 № 17, № 19 письменно, самостоятельно, с проверкой,
с. 18 № 27 вместе с классом письменно.
№17.
Текстовый процессор входит в состав (является разновидностью) прикладного программного обеспечения;
«Клавиатор» является элементом множества клавиатурных тренажеров;
редактирование предшествует форматированию;
растровый графический редактор является разновидностью графических редакторов;
Paint является элементом множества растровых графических редакторов;
Windows XP является элементом множества операционных систем;
материнская плата входит в состав системного блока;
струйный принтер является разновидностью принтеров.
№19.
Отношение между двумя множествами объектов: лазерные принтеры являются устройствами вывода информации;
отношение между объектом и множеством объектов: Камчатка является полуостровом; отношение между двумя объектами: Колизей находится в Риме.
№27. вместе с классом письменно.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_14.png)
Практическая работа
Практическая работа № 2. Работа с объектами файловой системы.
Подведение итога урока
Сообщить оценки учащимся, подвести итог урока.
Домашнее задание
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58eddcbaabd30/610251_15.png) | Учебник: Читать §1.3, 1.4 Рабочая тетрадь: с.14-16 № 20,24,25 |
6