Просмотр содержимого документа
«Относительная сольмизация»
Система музыкального воспитания
Золтон Кодай
Выполнила: Хохрякова А.А.,
студентка 40 группы
2021г г. Красноуфимск
Сольмизация
способ распева мелодий с помощью условных слогов, назначенных для каждой ступени звукоряда. В основе сольмизации лежит мнемоническое ассоциирование отношения отдельных ступеней звукоряда с комбинацией таких слогов; в наиболее частом случае используются слоги
Ut re mi fa sol la si
Венгерский композитор, учёный-фольклорист, педагог, основоположник системы массового музыкального воспитания в Венгрии
Разработал конкретные методики обучения и создал учебные пособия для учителей и учащихся
«Венгерское двухголосие» (1937),
«Будем чисто петь» (1941 г.),
хоровое упражнение «333 упражнения в чтении с листа» (1943г.)
В Венгрии на основе педагогической концепции Кодая создана единая система музыкального воспитания, которая охватывает детские сады, школы, высшие учебные заведения. Его методы применяются в США,
Великобритании, Японии и других странах .
Основные принципы системы музыкального воспитания
- - Каждому ребенку необходимо прививать любовь к музыке через музыкальные занятия;
- - Образование должно готовить не только будущих профессионалов, но и любителей, тех, кто будет посещать музыкальные концерты;
- - Цель музыкального образования – это овладение музыкальной грамотностью;
- - Образование должно начинаться как можно раньше – “за девять месяцев до рождения матери”;
- - Занятия музыкой должны быть ежедневными;
- - Образование должно основываться на пении – музыкальном инструменте каждого;
- - Обучение музыке должно основываться на родном языке – народной музыке страны, в которой живет ребенок;
- - Только качественная музыка должна быть в основе обучения.
Главным видом музыкальных занятий было хоровое пение
Метод относительной (ладовой) сольмизации и ручных знаков
Интерпретация ручных знаков движениями тела
Слоги относительной сольмизации
МО-ЛЕ-МИ-НА-СО-РА-ТИ
МО-ЛЕ-ВИ-НА-ЗО-РА-ТИ
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ
- Ручные знаки является эффективным инструментом музыкального обучения, так как они визуально усиливают ощущение высоких / низких звуков и интервальных соотношений между спетыми звуками.
- Ручные знаки позволяют улучшить интонацию ребенку, особенно на ранних этапах обучения, а также являются чрезвычайно полезными при создании гармонических последовательностей.
Главными задачами обучения детей музыке З.Кодай ставил воспитание умения петь по нотам и на слух записывать мелодию.
Главными особенностями данной методики есть сочетание певческой деятельности с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным аккомпанементом, играми и т.д.
Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального
- развитый слух
- развитый интеллект
- развитые чувства
- развитые руки
- Воспитание человека не может быть полным без музыки
- Воспитание хорошего музыкального вкуса не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача
“ Музыка обязательно нужна для развития человека, это не предмет роскоши, без которого можно обойтись”