2. Повторение пройденного материала (актуализация ранее полученных знаний) (слайды №1-№7). | Вопросы Каково главное назначение ЭТ? Что является основным элементом ЭТ? В электронной таблице выделен диапазон ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? Что будет результатом вычислений в ячейке С1? Найдите ошибку в содержимом одной из ячеек. 6.Записать математическое выражение в виде формул для ЭТ Во всех формулах предполагается следующее расположение переменных величин в ячейках таблицы: х-А1; у-В2; z-С3. 7.Записать в традиционной математической форме следующие формулы из ЭТ: C2+A5/3; (C2+F5)/3; A1*A2/D12*D3; A1^(2+3*A2)/(A1+B2)*(14*D2)/25; B2^2-D3^5; A1*A2/(D12*D3); | Учащиеся отвечают на вопросы |
3. Изучение нового материала Слайд 8 (решение проблемной ситуации) Слайд 9 (формулировка темы урока и его целей) (изучение материала) Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 | На предыдущих уроках мы работали с электронной таблице Excel. Научились записывать формулы, копировать их, вычислять среднее значение сумму, решали задачи. Сейчас попробуем решить следующую задачу: «Составьте таблицу умножения чисел размером 100 х 100». Я думаю трех минут вам хватит? Хорошо, а есть ли способ сделать задание быстро? Ход решения верный, но при копировании формулы, она будет ссылаться на предыдущую ячейку, а не на значение множителя в столбце? И просто копирование формулы нам поможет мало, таблица слишком большая! Так можно ли успеть за 3 минуты? Но задача вполне решаема даже за это время!!! И как это сделать мы узнаем на сегодняшнем уроке. Итак, записываем тему урока: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки» При копировании формулы в другую ячейку ссылка изменяется в соответствии с новым положением. Например, если в ячейку В2 введена формула =А2+В1, то при копировании ее в ячейку С2 она превращается в формулу =В2+С1. Такое изменение формулы называется Относительной ссылкой – адрес ячейки автоматически изменяется при копировании формулы. Это свойство электронных таблиц широко используется на практике. Если же адрес ячейки в формуле меняться не должен, то используют абсолютную ссылку. Для этого ставят знак $ перед буквенной частью адреса ячейки и $ перед номером строки. Например, $F$2 или $D$6. Абсолютная ссылка – адрес ячейки в формуле при ее копировании не изменяется. Смешанной ссылка называется, если знак $ в формуле ставится, либо перед адресом столбца $G4; $K6, либо перед номером строки D$3; P$9. При этом неизменной остается только та часть, где стоит знак $ Запускаем программу Excel 2007 и решим задании е предложенное в начале урока. Давайте заполним номера строк и столбцов в нашей задаче с помощью относительной ссылки. Ячейку А1 оставляем свободной. В ячейку В1 вводим число 1, а в ячейку С1 формулу = В1+1 и копируем ее на 100 столбцов, до ячейки CW1 Аналогично заполняем столбец А.Что для этого делаем? Для дальнейшего заполнения таблицы необходимо найти произведения каждого столбца и каждой строки. Для этого всегда должен использоваться столбец А и первая строка таблицы. Чтобы они оставались неизменными зафиксируем их с помощью знака $, получаем формулу со смешанными ссылками: =$A2*B$1, которую вводим в ячейку В2 и копируем ее на диапазон B2:CW101. Задача решена за отведенное время. Вопросы? | Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя; Учащиеся говорят, что не успеют. Ввести формулу и скопировать ячейки ??? Нет. Вводим в ячейку А2 число 1, а в ячейку А3 формулу: =А2+1, и копируем формулу до ячейки А101 Выясняют непонятные моменты |
4. Закрепление изученного материала Слайд 13 (практическое применение полученных знаний) | Для лучшего понимания изученного материала предлагаю выполнить практическое задание за компьютерами. На каждом компьютере в папке Компьютер \ Локальный диск С \ Общие есть файл prakt1.xls откройте его и выполните задание. Произвести расчёт простых формул сложения или умножения для проверки использования ссылок: Учитель контролирует работу обучающихся. Решения могут быть различными: использование в формуле абсолютной и относительной ссылки позволит автоматизировать процесс заполнения таблицы умножения при копировании по вертикали (Следует обратить внимание обучающихся, что рациональнее ввести в ячейку С3 формулу =$B$1*B3 и скопировать на весь диапазон ячеек. Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Тест” и ответить на вопросы теста самостоятельно. Объясняет приёмы работы с тестом. Тест | Работают с электронной таблицей MS Excel. Проверяют работу относительной ссылки при расчёте =A1+B1 Изучив на предыдущем примере использование относительных ссылок, обучающиеся решают задачу "Зарплата". Появляется необходимость использования абсолютных и смешанных ссылок Решают задачу самостоятельно. Выполняют тест После выполнения теста уч-ся видят свою оценку. |
5. Домашнее задание Слайд 14 (Каждый учащийся приготовит таблицу исходя из своих возможностей и интересов. Задания, выполняемые учащимися на следующем уроке будут им интересны и распределены дифференцированно). | Выучить, что такое абсолютная ссылка, относительная ссылка и смешанная. Придумать таблицу, в которой для расчета необходимо применить именно абсолютную ссылку. Таблица должна содержать не менее трех столбцов и пяти строк. §22, задания 1-4 | Записывают задание в тетрадь |