СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel

Просмотр содержимого документа
«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel»





УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕКОВСКОГО РАИОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Беково

Бековского района Пензенской области













КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ





«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»



8 класс







Разработал учитель информатики

МБОУ СОШ №1 р.п. Беково
Бековского района
Пензенской области

Жуков Сергей Викторович







БЕКОВО

2019

Тема урока: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»

Цель урока: выработать умения использования абсолютной и относительной адресации при решении задач практического характера.

Задачи:

Образовательные

  • научить использовать в формулах адрес ячейки (относительный, абсолютный, смешанный);

  • продолжать совершенствовать навыки работы в программе MS Excel;

  • повторение операций копирования, изучение особенностей этих операций при применении принципа абсолютной адресации;

Развивающие

  • развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности мышления, навыков работы на ПК, познавательного интереса;

  • формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний;

Воспитательные

  • воспитание появления настойчивости в завершении задания;

  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы.

Оборудование: компьютерный класс, объединенный в локальную сеть; экран; проектор

Программная поддержка: Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.



  1. Повторение пройденного материала – 6 мин.

  2. Изучение нового материала – 15 мин

  3. Закрепление изученного материала -16 мин

  4. Домашнее задание – 2 мин

  5. Рефлексия – 2 мин

  6. Итоги урока – 3 мин







ХОД УРОКА

Этапы урока

(цель этапа)

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

(Настроить учащихся на работу)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.


Слушают учителя

2. Повторение пройденного материала

(актуализация ранее полученных знаний)

(слайды №1-№7).



Вопросы

  1. Каково главное назначение ЭТ?

  2. Что является основным элементом ЭТ?

  3. В электронной таблице выделен диапазон ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон?

  4. Что будет результатом вычислений в ячейке С1?


А

В

С

1

5

=А1*2

=А1+В1



  1. Найдите ошибку в содержимом одной из ячеек.


А

В

1

=А2+4


2

10

=В2+А1



6.Записать математическое выражение в виде формул для ЭТ

Во всех формулах предполагается следующее расположение переменных величин в ячейках таблицы: х-А1; у-В2; z-С3.

7.Записать в традиционной математической форме следующие формулы из ЭТ:

C2+A5/3; (C2+F5)/3; A1*A2/D12*D3;

A1^(2+3*A2)/(A1+B2)*(14*D2)/25;

B2^2-D3^5; A1*A2/(D12*D3);













Учащиеся отвечают на вопросы

3. Изучение нового материала



Слайд 8







(решение проблемной ситуации)





Слайд 9

(формулировка темы урока и его целей)



(изучение материала)

Слайд 10







Слайд 11





Слайд 12

На предыдущих уроках мы работали с электронной таблице Excel. Научились записывать формулы, копировать их, вычислять среднее значение сумму, решали задачи. Сейчас попробуем решить следующую задачу: «Составьте таблицу умножения чисел размером 100 х 100». Я думаю трех минут вам хватит?



Хорошо, а есть ли способ сделать задание быстро?

Ход решения верный, но при копировании формулы, она будет ссылаться на предыдущую ячейку, а не на значение множителя в столбце? И просто копирование формулы нам поможет мало, таблица слишком большая!

Так можно ли успеть за 3 минуты?

Но задача вполне решаема даже за это время!!! И как это сделать мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Итак, записываем тему урока: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»

При копировании формулы в другую ячейку ссылка изменяется в соответствии с новым положением. Например, если в ячейку В2 введена формула =А2+В1, то при копировании ее в ячейку С2 она превращается в формулу =В2+С1. Такое изменение формулы называется Относительной ссылкой – адрес ячейки автоматически изменяется при копировании формулы. Это свойство электронных таблиц широко используется на практике.

Если же адрес ячейки в формуле меняться не должен, то используют абсолютную ссылку. Для этого ставят знак $ перед буквенной частью адреса ячейки и $ перед номером строки. Например, $F$2 или $D$6.

Абсолютная ссылка – адрес ячейки в формуле при ее копировании не изменяется.


Смешанной ссылка называется, если знак $ в формуле ставится, либо перед адресом столбца $G4; $K6, либо перед номером строки D$3; P$9. При этом неизменной остается только та часть, где стоит знак $


Запускаем программу Excel 2007 и решим задании е предложенное в начале урока.

Давайте заполним номера строк и столбцов в нашей задаче с помощью относительной ссылки. Ячейку А1 оставляем свободной. В ячейку В1 вводим число 1, а в ячейку С1 формулу = В1+1 и копируем ее на 100 столбцов, до ячейки CW1

Аналогично заполняем столбец А.Что для этого делаем?





Для дальнейшего заполнения таблицы необходимо найти произведения каждого столбца и каждой строки. Для этого всегда должен использоваться столбец А и первая строка таблицы. Чтобы они оставались неизменными зафиксируем их с помощью знака $, получаем формулу со смешанными ссылками: =$A2*B$1, которую вводим в ячейку В2 и копируем ее на диапазон B2:CW101. Задача решена за отведенное время.

Вопросы?


Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя;

Учащиеся говорят, что не успеют.





Ввести формулу и скопировать ячейки



??? Нет.





































Вводим в ячейку А2 число 1, а в ячейку А3 формулу: =А2+1, и копируем формулу до ячейки А101













Выясняют непонятные моменты

4. Закрепление изученного материала



Слайд 13



(практическое применение полученных знаний)

Для лучшего понимания изученного материала предлагаю выполнить практическое задание за компьютерами. На каждом компьютере в папке Компьютер \ Локальный диск С \ Общие есть файл


prakt1.xls откройте его и выполните задание.

Произвести расчёт простых формул сложения или умножения для проверки использования ссылок:

Учитель контролирует работу обучающихся. Решения могут быть различными: использование в формуле абсолютной и относительной ссылки позволит автоматизировать процесс заполнения таблицы умножения при копировании по вертикали (Следует обратить внимание обучающихся, что рациональнее ввести в ячейку С3 формулу =$B$1*B3 и скопировать на весь диапазон ячеек.







Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Тест” и ответить на вопросы теста самостоятельно. Объясняет приёмы  работы с тестом.

Тест




Работают с электронной таблицей MS Excel. Проверяют работу относительной ссылки при расчёте =A1+B1

Изучив на предыдущем примере использование относительных ссылок, обучающиеся решают задачу "Зарплата". Появляется необходимость использования абсолютных и смешанных ссылок

Решают задачу самостоятельно.

Выполняют тест

После выполнения теста уч-ся видят свою оценку.

5. Домашнее задание


Слайд 14

(Каждый учащийся приготовит таблицу исходя из своих возможностей и интересов. Задания, выполняемые учащимися на следующем уроке будут им интересны и распределены дифференцированно).

Выучить, что такое абсолютная ссылка, относительная ссылка и смешанная. Придумать таблицу, в которой для расчета необходимо применить именно абсолютную ссылку. Таблица должна содержать не менее трех столбцов и пяти строк.

§22, задания 1-4

Записывают задание в тетрадь

 

  1. Рефлексия

(обобщение изученного материала)

 Вопрос учителя

О каких особенностях работы в электронных таблицах вы сегодня узнали?

 Учащиеся отвечают на вопросы

7.Итог урока

 Сегодня на уроке мы рассмотрели использование абсолютной и относительной адресации при решении практических задач, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Подводится итог урока, работа обучающихся на уроке оценена при выполнении теста. Спасибо за урок.

 



Литература

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.. Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2010;

  2. Семакин И.Г., Шейна Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе.
    Методическое пособие для учителей. - М, Лаборатория Базовых Знаний «Бином»,, 2006;

  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики М., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2007.



Приложения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!