СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отработка вычислительных навыков на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

необходимость формирования вычислительных навыков продиктована временем

Просмотр содержимого документа
«Отработка вычислительных навыков на уроках математики»



Важность формирования вычислительных навыков на уроках математики в средней школе


Одной из основных задач обучения математике в школе является формирование у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков. За последнее время уровень навыков вычислений у учащихся резко снизился: они плохо и нерационально считают, а при вычислениях все чаще прибегают к помощи технических средств – калькуляторов. Но без прочных умений и навыков в области вычислений изучение математики усложняется, ведь значительная часть времени урока затрачивается на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала.

Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Однако общая культура вычислений влияет на скорость и качество выполнения заданий и при изучении арифметики, и при решении задач ОГЭ и ЕГЭ, где подобные умения необходимо доводить до автоматизма. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности. Поэтому неслучайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики.

Наличие у учащихся навыков устного счета влияет на степень отработки у них рациональных и безошибочных вычислительных умений. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить несколько минут на уроке для устного счёта. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, развития личностных качеств ребенка. В обыденной повседневной жизни мы также встречаемся с разного рода расчетами, измерениями, просто даже не замечая этого.

Признавая достоинства устных вычислений, не следует чрезмерно ими увлекаться. Важно, чтобы устный счет был органически связан с другими этапами урока. Однако устный счет не должен становиться скучным и непривлекательным. Это должна быть яркая, динамичная работа, задающая тон всего дальнейшего урока. Очень важно вести работу по формированию и развитию навыков устного счета не эпизодически, а постоянно, на каждом уроке. В наш век новых технологий и развития компьютерной техники разговор об устном счете может показаться неуместным, однако и по сей день гибкость ума является предметом гордости людей, а способность, например, быстро производить в уме вычисления вызывает откровенное удивление.

С вычислительной культурой напрямую связана проблема нерациональности вычислений современных учащихся. В требование рационального выполнения вычислений и преобразований включается как выбор и осуществление рационального пути выполнения упражнений и решения задач, так и их рациональная запись. Нужно обучать школьников не только выбирать и осуществлять рациональный путь выполнения упражнений и решения задачи, но и рационально записывать, то или иное решение. Выбору рационального пути решения всегда предшествует анализ данного для вычисления или преобразования выражения, выявление порядка заданных операций, мысленный эксперимент. На этой основе составляется план вычислений, преобразований. Обдуманное составление плана существенно помогает выбору рационального пути решения. Рациональное же решение – способ развития мышления учащихся, формирования высокоразвитых, осмысленных умений и навыков, свидетельствующий о бережном отношении учителя к учебному времени учащихся.

Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности. На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!