СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для проведения урока физики в 8 классе. Используется в раделе световые явления.

Просмотр содержимого документа
«Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало»

Технологическая карта

1. Ф.И.О. учителя: __________Митрофанова Е.Г._____________________________________________________________________

2. Класс: ________8________ Дата: ______________Предмет___физика___ № урока по расписанию: _________________________

3. Тема урока:__ Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало...

4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________

5. Цель урока: познакомиться с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Приветствует учеников, отмечает отсутствующих

 Приветствуют учителя

 

 

 коммуникативные

Повторение

 Задает вопросы ученикам, слушает ответы, оценивает учащихся

 Отвечают на вопросы

1. Что такое оптика? (Оптика- это раздел физики, изучающий световые явления)
2. Что такое свет? ( Свет – это излучение, которое воспринимается глазом)

3. Дайте определение источника света. (Тело, способное излучать свет, испускать определенный диапазон электромагнитных волн)
4. Какие виды источников света вы знаете? (Естественные и искусственные)

5. Какой источник света мы будем называть точечным? (Источник света, размеры которого много меньше тех расстояний, которые он проходит)
6. Сформулируйте определение светового луча. (Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света)
7. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? (Свет в однородной среде распространяется прямолинейно)

8. Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения света (образованием теней и полутеней)

9. Дайте определение тени (Это та область пространства, в которую не попадает свет от источника)

10. Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения? ( По причине взаимного расположения Земли, Луны, Солнца)

Ребята, я провела подборку отрывков из стихотворений, в которых упоминаются источники света, а вы распределите их по видам.

1. В старину был нужный источник света Горящая лучина,

Догорай, гори, моя лучина,

Догорю с тобой и я...

2. Горящая свеча,

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.(Б. Пастернак)

3. Горящая спичка.

Как золотая птичка,

Дрожит огонь в впотьмах.

В одну минуту спичка

Сгорит в моих руках. (А. Тарковский)

4. Солнце-главный источник света.

Солнце еще раз взглянуло

Исподлобья на поля

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля. (Ф. Тютчев)

5. Звезда.

Звезда, звезда, холодная звезда,

К холодным иглам ты все ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь. (В. Луговской)

6. Луна.

Лунный свет - простое отражение,
В нем горенья нет
Холодно без капли напряженья
Льется лунный свет

 

 регулятивные

Изучение нового материала

Предлагает ученику пройти эксперимент. 

Ставит проблемные вопросы


Объясняет новый материал



 Высказывают свое мнение


Слушают учителя

Записывают тему урока в тетрадь.




Записывают основные понятия в тетрадь.

- Все правильно. А Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна источником света? Нет. Она сама не светит!

Тогда почему мы её видим? Она отражает свет, и он попадает нам в глаза.

Почему мы видим окружающие нас тела? Тела и предметы возможно увидеть благодаря тому, что от них отражаются лучи света, которые воспринимает наш глаз.

Как сделать световой луч, направленный на экран — видимым. Брызнуть водой или запылить комнату.

А как отражаются эти лучи? Хаотически, как угодно или подчиняясь каким-то законам?

Наверняка каждый из вас развлекался в детстве, пуская солнечных зайчиков. (пускаю солнечный зайчик). Зеркальце нужно повернуть таким образом, чтобы на него попадали солнечные или какие-нибудь другие яркие лучи. Так мы получим пучок света, который можно направлять в нужное нам место, поворачивая зеркальце.

Какой вывод можно сделать: попадающие на зеркальце лучи отражаются от него не как угодно, а определенным образом. Иначе мы бы не смогли управлять этим пучком, поворачивая зеркало.

А мы знаем, как происходит отражение света и каковы его законы?

Историческая справка.

В древности представление о свете было достаточно примитивным, а иногда даже фантастическим. Однако уже в V веке до н.э. древнегреческий ученый Демокрит понял, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом. Мы с вами тоже можем видеть предметы лишь потому, что от них отражается свет.

Схематично изобразим поведение луча от источника света, когда он на своем пути встречает преграду. В нашем случае это будет зеркало. Рассмотрим ход лучей при отражении света от поверхности зеркала:

(Учитель по готовому рисунку 1 показывает падающий луч, отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения. Учитель вместе с учениками формулирует определения угла падения и угла отражения)

  1. Линия MN – поверхность раздела двух сред.

  2. На эту поверхность из точки Sпадает пучок света. Его направление задано лучом SO. Луч SO – падающий луч.

  3. Луч OB – отраженный луч

  4. Из точки падения луча О проведем перпендикуляр OC к поверхности MN.

  5. Угол между падающем углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом падения ( )

  6. У гол между отраженным углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом отражения ( )







M N



Различают диффузное и зеркальноеотражение. Диффузно отражают шероховатые (матовые) поверхности, при этом отраженные лучи распространяются во все стороны более или менее равномерно (каждая точка поверхности отражает свет только в «своем» направлении). Зеркально свет отражается от полированных поверхно­стей (свет отражается в строго определенном направлении). Для человека важны оба вида

отражения. В самом деле, трудно представить себе жизнь без зеркал. Одна­ко представьте себе зеркальный экран в кинотеатре. Все ли зрители одина­ково хорошо видят изображение на нем?

Приведите примеры диффузного и зеркального отражений. 3. Законы отражения света. На основании экспериментов можно сделать

выводы:

а)  луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром,   восстановленным  к  отражающей  поверхности  в точке падения;

б) угол падения равен углу отражения.

Падающий и отраженный лучи могут меняться местами. Это свойство лучей называетсяобратимостью световых лучей.

Если точечный объект и его изображение поменять местами, то лучевая картина отражения не изменится; изменится при этом лишь направление лучей,

Закон отражения

Плоское зеркало

 познавательные

Закрепление нового материала

Предлагает ученикам ответить на вопросы

Отвечают на вопросы и решают задачи

Выполняют тест

-     Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол между лучом и зеркалом равен 30°?

Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол ме­жду падающим лучом и отраженным равен 40°? На плоское зеркало падают два луча, угол между которыми 10°. Каким будет угол между отраженными лучами?

-     Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркалом. Чему ра­вен угол отражения?

-     Солнечные лучи падают под углом 60° к горизонту. Как нужно расположить плоское зеркало, чтобы отраженные лучи осветили дно глубокого колодца? Сделайте схематический рисунок, пояс­няющий ваше решение.

Тест на карточках

Вариант 1: Г А В В А

Вариант 2: Б А Б А А



 регулятивные познавательные

Рефлексия

Задает вопросы 

Подводит итоги

Выставляет оценки за урок

 Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Что мы сегодня изучали на уроке?

Сегодня на уроке я научился…

Мне было трудно…

Мои достижения на уроке…

Поделимся впечатлением о нашем уроке

 

Личностные

Коммуникативные



















Тест В.1

1. Угол падения луча на зеркало 600 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300;

Б) 600;

В) 900;

Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 300, и 450. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150;

Б) 300;

В) 450;

Г) 750.

3. Углом падения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;

Г) …угол, между падающем лучом света и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 300. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300;

Б) 900;

В) 600;

Г) 1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

1 2 3 4

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.


Тест В.2

1. Угол падения луча на зеркало 300 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300;

Б) 600;

В) 900;

Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 400, и 550. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150;

Б) 300;

В) 450;

Г) 750.

3. Углом отражения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;

Г) …угол между падающим и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 600. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300;

Б) 900;

В) 600;

Г) 1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

1 2 3 4

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!