СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение мифологии в устном народном творчестве

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи. 

Просмотр содержимого документа
«отражение мифологии в устном народном творчестве»

ВВЕДЕНИЕ

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи. Такая вера получила название язычество, т. е. «народная вера» («народ» — это одно из значений древнеславянского слова «язык»).

Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков

Тридевятое царство —

«иная, далекая, чужая, волшебная» земля (страна).

Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко». Происхождение выражения связано с тем, что в древней Руси словом «земля» называли, в частности, территорию, подчиненную одному правителю (например, Ростово-Суздальская земля — территория, подчиненная князьям, жившим в городах Ростове и Суздале). Таким образом, герой, который отправляется «за тридевять земель», должен в своих странствиях пересечь соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся между ними государственных границ.

Изначально это были степи, пустыни, а также часто леса и непроходимые болота и другие сказочные препятствия (к примеру, реки с огнём) и т. п.

БАБА ЯГА

Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали. Хотя, в трудных ситуациях все же обращались к ней за помощью.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь. И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная".

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.

Домовой

Обычно домовым считался умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам (рус.). Иногда полагали, что домового сотворил Бог (в.-укр.), что он даётся Богом каждому дому (бел., в.-укр. Оказывается, домовой поселяется в жилище человека не один, у него есть супруга — Домовиха или Домаха, которая больше всего любит следить за хозяйкой очага — вкусно ли та сварила кашу и красивую ли она сшила рубашку мужу. Так же в семье домовых есть дети — Домани, именно они любят пошалить и поиграть с вещами хозяев дома.

Домовые по праву считаются хранителями домашнего очага, они помогают семье в трудностях, известны случаи, когда домовые предотвращали супружеские измены. Очень уж эти существа не любят скандалы. Так же известно, что домовые могут предсказать будущее или предостеречь хозяев от беды.

Домового невозможно увидеть таким, какой он есть на самом деле. Когда он хочет что-то сказать человеку, чаще всего принимает облик кого-то из близкого окружения. Вообще, домовые добрые по своей натуре существа, однако характер у него достаточно сложный. Поэтому если домовой обиделся, то его стоит задобрить — оставить кусочек хлеба, предложить кашу или оставить на видном месте яркую пуговичку. Домовой задобрится.

Овинник

Овинник — дух, живущий на гумнах. В старину крестьяне сушили снопы в специальных постройках, которые назывались гумнами или овином. Именно там обитал дух, больше походивший на большого черного кота с горящими как угли глазами. Овинник следил за порядком в овине, наказывал провинившихся людей, а иногда, когда очень сильно сердился, сам мог поджечь овин. Овинник вообще считался самым «несговорчивым» домашним духом, его было нелегко задобрить, и лучше было бы не злить. Овинник умел хлопать в ладоши и жутко хохотать — особенно, когда наказывал плохого хозяина за провинность. Поэтому опытные хозяева всегда спрашивали у Овинника «разрешения», прежде чем затопить овин.

Банник

Живет Банник за каменкой, чаще всего под полком. Он почти всегда имеет мужскую внешность. Банник — злой дух, поэтому люди предпочитали его не злить, так как знали, что он и без повода готов к разного рода вредительству. Если кто-то из моющихся падал в обморок, или происходил несчастный случай, то «авторство» обычно приписывали именно Баннику. Обжигать кипятком или кидать горячие камни — его любимое развлечение. Бытовало мнение, что даже затащить в печку — для него не проблема.

Водяной

Борода и усы опутаны тиной, и отливают зеленым цветом. В некоторых случаях он может обернуться кем угодно — либо рыбой невероятных размеров, либо человеком. Когда Водяной злится, он может разрушить запруды, в таких случаях приносят в жертву животное, дабы смягчить его гнев.

Леший

В лесу он хозяин, и все подчиняется его правилам. Он очень любит петь и делает это довольно громко, ходит по лесам с очень большой скоростью. Так же лешие умеют имитировать голоса человека, нередко заводя ауканьем в чащобы неумелых путников. известно, что Леший боится черных петухов, трехцветных кошек и «четырехглазых» собак. Поэтому поселения с такими обитателями он предпочитает обходит стороной.

Догода

Повелевает погодой. За состояние погоды и ветра отвечал румяный русоволосый юноша с венком из васильков.

В старинных песенках Догоду величают не иначе, как «солнышко», «пригожий голубочек» и просят у него погожие дни для того, чтобы убрать урожай вовремя. Догода обладает веселым и легким нравом. Он не требует кровавых жертв. Существует мнение, что в храмах, которые были ему посвящены, проводились исключительно увеселительные мероприятия с песнями и танцами. Пожалуй, Догода — один из самых добродушных и исключительно положительный персонаж. Его так же называли богом весеннего времени, он олицетворял юность, нежность и весну.

Дух зеркала, Повелительница Зазеркалья

Оказывается, не только домовой обитает в наших домах. Даже у зеркал есть свои владычицы — их называют Зеркалицами. Зеркалица — дух отражений и зеркал, она может отворить двери в иной мир. Зеркалица очень привязана к дому и его обитателям, поэтому смерть одного из членов семьи — и для нее горе тоже. По этой причине пока покойник находится дома, все зеркала следует завесить тканью — ведь Зеркалица, скучая по покойному, будет показывать его отражение. А это зрелище не из приятных.

Хозяйка зеркал любит забавляться тем, что по ночам повторяет многое из того, что она видела в течение дня. Именно по этой причине не советуют смотреть в зеркало ночью. Зеркалицу очень радуют моменты, когда ее зеркало пускает солнечных зайцев. Считают, что тогда она может увидеть весь мир.

В истории известен случай (времен правления Петра Великого), когда Зеркалица показала родственникам усопшего всю его жизнь — от момента рождения до минуты смерти. При всем этом Зеркалица является добрым духом, и не переносит нечистую силу. Поэтому, согласно поверьям, колдуны и вампиры не отражаются в зеркалах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов.

Сказка играет большую роль в жизни человека. Через сказку маленький ребенок познает мир. Взрослый, как ни банально это звучит, тоже может почерпнуть из сказки что-то интересное.