СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение мифологии в устном народном творчестве

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи.

Просмотр содержимого документа
«Отражение мифологии в устном народном творчестве»

Отражение мифологии в русских народных сказках

Отражение мифологии в русских народных сказках

Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков.

Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков.

 В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи. Такая вера получила название язычество, т. е. «народная вера» («народ» — это одно из значений древнеславянского слова «язык»).

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи. Такая вера получила название язычество, т. е. «народная вера» («народ» — это одно из значений древнеславянского слова «язык»).

Тридевятое царство

Тридевятое царство

Баба яга Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом, пролитием крови. В современном представлении Баба-яга — хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти. По этой версии, Баба-яга — это проводник (душ умерших) в потусторонний мир и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых.

Баба яга

Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом, пролитием крови. В современном представлении Баба-яга — хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти. По этой версии, Баба-яга — это проводник (душ умерших) в потусторонний мир и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых.

23.02.17 http://aida.ucoz.ru

23.02.17

http://aida.ucoz.ru

Избушка на курьих ножках В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги (ср. современное украинское «домовина» — гроб). Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу .

Избушка на курьих ножках

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги (ср. современное украинское «домовина» — гроб). Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу .

 Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.

Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.

Водяной в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Водяной

в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

 Божествами влаги и плодородия у славян были берегини, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о полудевах-полуптицах, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв.

Божествами влаги и плодородия у славян были берегини, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о полудевах-полуптицах, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв.

 Позднее берегини трансформировались в русалок. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь за собой на дно озера.

Позднее берегини трансформировались в русалок. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь за собой на дно озера.

Домовой и кикимора Домовой - домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных Кикимора, шишимора- Злой дух. Маленькая невидимая женщина (иногда считается женой домового).По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева - звуки прядения

Домовой и кикимора

Домовой - домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных

Кикимора, шишимора- Злой дух. Маленькая невидимая женщина (иногда считается женой домового).По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева - звуки прядения

Банник Банника чаще всего описывают злым старичком, одеждой которому служат листья из банного веника. Несмотря на то, что ростом он мал, силы у него предостаточно. Кроме того рассказывают о его длинной бороде, которая вся покрыта плесенью.

Банник

Банника чаще всего описывают злым старичком, одеждой которому служат листья из банного веника. Несмотря на то, что ростом он мал, силы у него предостаточно. Кроме того рассказывают о его длинной бороде, которая вся покрыта плесенью.

Леший Лесной дух-оборотень. Несомненно, одним из наиболее известных персонажей мифологии славян считается Леший — лесной дух. Леший — обитатель леса, особенно его привлекают ельники.

Леший

Лесной дух-оборотень. Несомненно, одним из наиболее известных персонажей мифологии славян считается Леший — лесной дух. Леший — обитатель леса, особенно его привлекают ельники.

Овинник Овинник — дух, живущий на гумнах. В старину крестьяне сушили снопы в специальных постройках, которые назывались гумнами или овином. Именно там обитал дух, больше походивший на большого черного кота с горящими как угли глазами.

Овинник

Овинник — дух, живущий на гумнах. В старину крестьяне сушили снопы в специальных постройках, которые назывались гумнами или овином. Именно там обитал дух, больше походивший на большого черного кота с горящими как угли глазами.

И, в заключение Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов. Сказка играет большую роль в жизни человека. Через сказку маленький ребенок познает мир. Взрослый, как ни банально это звучит, тоже может почерпнуть из сказки что-то интересное.

И, в заключение

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов.

Сказка играет большую роль в жизни человека. Через сказку маленький ребенок познает мир. Взрослый, как ни банально это звучит, тоже может почерпнуть из сказки что-то интересное.

Спасибо за внимание 23.02.17 http://aida.ucoz.ru

Спасибо за внимание

23.02.17

http://aida.ucoz.ru