СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отрицательные герои русских сказок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для русского человека, в первую очередь, именно сказка являлась сокровищницей мудрости, потому что она всегда учила и учит добру, мудрости, милосердию и терпению.

Просмотр содержимого документа
«Отрицательные герои русских сказок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

Муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан











исследовательская работа

Отрицательные герои русских сказок



Номинация «начальные классы»





Выполнила: Хакимова Фарида,

ученица 4 класса,

Руководитель: Садыкова

Розалия Мирсаетовна,

учитель начальных классов





Туймазы, 2015



Содержание



Введение

3

Глава I. Сказочные злодеи: Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч

4

I. 1. Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках

6

I.2. Загадки Бабы Яги

8

I.3. «Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор

12

Выводы по главе I

14

Глава II. Практическая часть

15

II.1. Образ Кащея Бессмертного в сказках

15

II.2. Какая она Баба Яга

15

II.3 В каких произведениях встречается Змей Горыныч

17

Выводы по главе II

18

Заключение

19

Список литературы

20

Понятийный аппарат

21

Приложение

22



















Введение

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смеху кручу я ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов,
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
«У чудищ» К.Д. Бальмонт

Сказка – ложь, да в ней – намек… Кто не знает эту народную мудрость? Русские сказки, былины, предания представляет огромную ценность, как для любителей истории русского народа, так и для ученых. Для русского человека, в первую очередь, именно сказка являлась сокровищницей мудрости, потому что она всегда учила и учит добру, мудрости, милосердию, терпению.

Сказку на Руси любили всегда, причем не только дети, но и взрослые. Например, в летописях XII века имеется упоминание о том, как богатому перед сном «баяли», т.е. рассказывали сказку. По другим свидетельствам, артельщики, уезжая, часто брали с собой или нанимали уже на месте старуху, которая каждый вечер рассказывала им сказки, за что ей платили столько, сколько зарабатывали сами. Первые упоминания о сказках «Об Иване Пономаревиче», «О Царевне и Ивашке Белой рубашке» появляются в рукописных сборниках XVI-XVII вв. В XVIII веке выходят первые печатные издания.

Русская сказка привлекла и писателей. А.С.Пушкин собирал, записывал и обрабатывал сказки своей няни Арины Родионовны. Жуковский В.А., Ершов П.П., Даль В.И., Афанасьев А.Н., Белинский В.Г. - также не остались равнодушны к этому жанру русского фольклора, они облекли сказку в новые литературно-поэтические формы. О происхождении имен сказочных злодеев споры шли всегда. Так, например Владимир Даль (1801-1872) в "Толковом словаре живого великорусского языка" связывал отчество самого знаменитого Змея с именем Горыня – «сказочный богатырь и великанище, который горы качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер», имя Кощея не со словом "кость", а с понятием "касть" ("кась"), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова "пакость". В.Н. Демин в своей статье «Когда Кощей был «кочегаром…», наоборот, считает, что имя Кощея произошло от индийского Кашьяпы (бессмертное божество, земное воплощение Брахмы, который был хранителем бессмертного напитка. Знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги тоже в Индии, о чем и пишет в книге «Кто такая – Баба Яга?».

Мир сказок богат и разнообразен. Кого в них только не встретишь: тут тебе и Василиса Премудрая, и клубочек-навигатор, и щука говорящая.

Читая сказку, мы обычно сравниваем себя с положительными героями. Еще бы! Так здорово оказаться в тридевятом царстве, отыскать заветный дуб и сломать иглу, на которой «смерть Кощеева»… Вообще-то, существует такое выражение, что плохими не рождаются, а становятся. Выходит, Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч тоже были когда-то хорошими? Кто же они тогда на самом деле?

Доказать, что у злодеев русских народных сказок были положительные прототипы, стало основной целью нашей работы.

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 

  • изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;

  • провести исследование прототипов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

  • выяснить причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Для решения этих задач потребовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ прообразов сказочных героев;

  • проведение аналогии между отрицательными персонажами русских народных сказок и их прообразами;

  • опрос по теме работы среди учащихся. 

Объектом исследования являются русские народные сказки, статьи о происхождении сказочных героев.

Предметом исследования являются сказочные злодеи: Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Гипотеза исследования: Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы.

Актуальность работы обусловлена потребностью восполнить пробелы, связанные с недостаточными знаниями о реальном происхождении сказочных злодеев русских народных сказок.



























Глава I. Сказочные злодеи: Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч

I. 1 Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках.



Кощей Бессмертный – богатырь?

Открывает галерею отрицательных персонажей русских народных сказок Кащей (Кощей) Бессмертный. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи старик. Кстати, по свидетельству некоторых историков, он как две капли вода похож на инопланетянина, некогда жившего на Земле.[1] . Чаще всего добрым нравом такие существа не отличались, вот и заслужили дурную славу. Эта версия и сама больше похожа на сказку, но кто его знает…(Приложение 1)

Образы Кощея Бессмертного в русских народных сказках не похожи один на другой: то он царь, то всадник на говорящем коне, то пленник, триста лет пробывший в заточении (причем ему достаточно выпить три ведра воды, чтобы обрести неимоверную силу и разорвать двенадцать цепей), то чародей, колдун, военачальник, который пришёл жечь русские города.

Кроме всего этого, существует еще одна малоизвестная сказка «Про Кощея - богатыря», в которой первый русский богатырь (пока еще не Кощей) освободил невольников из вражеского плена, но князья предали его, и богатырь потерпел поражение на гороховом поле. Он схвачен в плен, закован в цепи и посажен в башню. Прошли годы, о богатыре давно не помнят не только друзья и враги, но и он сам стал называться Кощеем («пленником»), так как забыл своё имя. Наконец-то цепи проржавели и дали ему свободу. Выйдя из темницы, он подчинил себе армию врага и завоевал при помощи нее чужеземные города. А затем пошёл войной на Русь, чтобы отомстить за предательство. Выходит, это русские князья виноваты в том, что русский витязь превратился в Кощея Бессмертного.





Мифологический прототип Кощея
Интересно, что в большинстве русских народных сказок у Кощея нет детей, впрочем, как и у других злодеев (дабы не распространять зло), но кое-где в качестве его дочери фигурирует Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая, которая выведывает секрет смерти отца, таящийся на острове Буяне, и рассказывает его своему возлюбленному. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке лишний раз доказывает, что прообразом Кощея является мифологический Змей, связанный с Мировым древом (кстати, знания о Мировом дереве заложены в нас со времен язычества, наряжая елку на Новый год, мы уже даже и не ведаем, что дерево у древних славян было символом устройства мира), у которого находится Мировое яйцо, снесенное уткой. Смерть Змея означает конец старому миру и начало нового, космического мира. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце. [2]



Что общего между Кощеем и кочегаром?
Имя «Кощей» было хорошо известно на Руси, им иногда называли мальчиков, и означало оно, по одним источникам, «бессмертный, воскресший», а по другим, – «раб, пленник». Кстати, в «Слове о полку Игореве» имя кощеево упомянуто дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя.[4] В русских народных сказках Кощеем зовут тощего человека («кость» , т.е. «мешок с костями»).

Владимир Даль (1801-1872) в "Толковом словаре живого великорусского языка" связывал имя Кощея не со словом "кость", а с понятием "касть" ("кась"), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова "пакость". Отсюда и "мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечисть, поганьё" и т. п..[5, c 456]

Но в словах «кость» и «касть» нет шипящего звука на конце, поэтому можно предположить, что имя Кощея связано со словом «кош» («бессмертный, воскресший»).

Интересна версия о санскритском слове «kocagara», означающем "хранитель казны" (помните, у А.С.Пушкина: " Там царь Кощей над златом чахнет…"). Читается это слово как "кошьягара" или даже "кочагара", что роднит его с русским «кочегар», может быть, означающим не только того, кто подбрасывает уголь в печь, но и того, кто им заведует.

Если это так, то почему же тогда Кощей бессмертен? Ответ на этот вопрос можно отыскать в других источниках. По мнению В.Н.Демина Кашьяпа - бессмертное божество, земное воплощение Брахмы, который был хранителем бессмертного напитка, а зловещность - это обычный результат позднейшей демонизации.[6, с.89]

Выходит, что ничего ужасного в образе Кощея Бессмертного нет.

Как бы то ни было, но на Руси было принято отмечать Кощеев (Касьянов) день каждый високосный год 13 марта.



I. 2. Загадки Бабы Яги

Откуда взялась Баба Яга?

Это страшная особа, —
Из глазищ пылает злоба,
Мысли чёрны, речь бессвязна,
И обличьем безобразна…
Для чего скажи, о Боже!
В мире жить такое может?

Л.Ф. Котов

Какая же она безобразная, кровожадная и беспощадная, эта Баба Яга! Кто не испугается сгорбленной старухи с горящими глазами и вздыбленными волосами? Сердце замирает, когда видишь ее на картинке. И откуда она только взялась?  (Приложение 2)
По одной из версий, Баба Яга – умершая родственница, которой было принято пугать детей. Дело в том, что древние славяне хоронили усопших не в земле, а в домовинах — домиках, расположенных на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу[7, с.131].

В славянской мифологии существовала версия о трех мирах: Яви (мир земной, настоящий), Нави (мир предков, духов), Прави (закон, созданный Дажьбогом, воплощение правды и мудрости). Так вот именно Баба Яга, по утверждению предков, была проводником между миром мертвых (царство Кощеево) и живых (люди), по той же версии, имя Яга следует расшифровывать так: «я» - творческое начало в человеке, «га» - движение. [8, с.4]

Гипотез о происхождении этого образа, оставшегося лишь в русских народных сказках, много. Так, например, в «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов, которые считаются первыми обителями в районе нынешнего Туапсе, свои жилища они строили на воде (отсюда «куриные» ноги — сваи) и были кровожадными и свирепыми воинами, кроме этого, ели людей.

А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии, предположив, что раз избушка плохо отапливается, пол в ней высоко поднят над землей, то жить в ней зимой невозможно, значит, наша Бабушка Яга прибыла из других мест потеплее, скорее всего, из Индии (кстати, торговые пути с Индией у России налажены были давно). Кроме этого, автор обращает внимание и на то, что в русской народной сказке к Бабе Яге чаще всего приходят за советом, и она, предварительно уважив гостя, никогда не отказывает. А в Индии таких наставников уважительно называют «бабА» и по сей день. Доказывая свою точку зрения, А.Подъяпольский делает упор и на то, что у индусов издревле существует философское учение – йога, поэтому высказывает мнение, что слово «яга» в русском языке могло произойти от «йога», а в таком случае «бабА-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.[9]

Другой учёный Ю. Росциус предполагает, что сказки о Бабе Яге – это не что иное, как доказательство визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, которая представляет собой предмет цилиндрической формы, удивительно напоминающий контуры современной ракеты. Полёт Бабы Яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало». Аргументом передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след – «как будто его на небе метлой заметали» [10].


Почему Ягу Ягой называют?
      Первая часть имени «Баба» указывает на то, что старушке не один десяток лет. Что касается второй части, то этот вопрос до сих пор остается открытым.

В словаре В.И.Даля, например, ягой названа женская одежда, напоминающая халат с «воротником. Шьётся из тёмных тканей, шерстью наружу, но, скорее всего, что это никак не связано с образом Бабы Яги. Хотя в славянской мифологии такая одежда обычно носилась чародеями из подземного мира или нечистью. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы Яги[11, с.232].

Еще одна версия, имеющая право на существование: Баба Яга – королева племени людоедов ягга из Центральной Африки. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины, и там появилась португальская колония – Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управляла эта людоедка-царица. [12, с.24] Но такое возможно вряд ли, потому что в русских сказках образ Бабы Яги появился намного раньше XVII века.

Так, может быть, тогда Ягу Ягой называют потому, что сборщика податей при монголах назывался Бабай - Ага. Произнесите это имя быстро. Вот вам и Баба Яга! Страшная и беспощадная, обирающая до нитки, такой можно и детей попугать.

Нам, например, ближе другая гипотеза: жила на Руси покровительница детей-сирот, прекрасная, молодая, добросердечная, почитаемая всеми Йогиня-матушка, которая объезжала на огненной колеснице землю и собирала повсюду несчастных, беспризорных детей-сирот. Ни один город не остался без ее внимания, а узнавали ее жители по нарядным сапожкам, которые были украшены прекрасными золотыми узорами. Потому и называли ее Йогой Златой ногой. Когда она появлялась, от нее исходила излучающая доброта и нежность. Бабу Йогу очень любили не только дети, но и взрослые. И как только она заезжала в любой город, ей сразу же показывали, где живут дети-сироты. Детишек она отвозила в свой предгорный скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор. Жила Йога в летающем доме, из-под которого курился дым, а ночью он светился. Её дом был малых размеров, зато внутри он был огромным. На подворье у неё жило много разных существ из разных миров - жить и нежить. По этой причине имя Йога переводится как слияние миров и вместилище мудрости. Йогиня-матушка заботилась о детях-сиротах, как настоящая мать, и проводила их через огненный обряд, который посвящал их Древним Высшим Богам.

Чужестранцы, случайно забредавшие в чащу, где жила Баба Йога, и присутствовавшие на обрядах, в дальнейшем, не понимая всего таинства обряда до конца, искажали до неузнаваемости в своих рассказах образ Йоги-Матушки, они повествовали о якобы злой старухе, которая бросает беззащитных детей-сирот в огненную печь. Вот так образ доброй, молодой и любящей детей Йогини превратили в злую старуху, изменив имя на - Баба Яга[13, с.138].





I.3. «Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор…



Еще один неотъемлемый персонаж русской народной сказки – Змей Горыныч. Это многоголовое чудо, обладая достаточно большой массой тела, умеет хорошо летать. Еще одна важная его особенность – то, что Змей хорошо «чует русский дух», говорит и умеет извергать огонь из открытой пасти. (Приложение 3)

Интересно, что больше ни один отрицательный персонаж в сказках не имеет отчества, а у этого чудища оно есть. Так откуда все-таки у Змея взялось такое забавное отчество? Скорее всего, что оно указывает на его происхождение (например, Попович - поповский сын, Муромец – выходец из Мурома). Вполне возможно, что Горыныч – житель гор, а может, отец его был Горыней? В словаре В.И.Даля читаем: «Горыня - сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич и сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею или жителям гор, вертепов, пещер» [14,с.147].

Интересен и тот факт, что в глубокой древности Змеем Горынычем называли бурю со смерчами.

Возможно, это и так, но существует и другая версия о том, что во время нападения на Русь варягов один из викингов устроил себе разбойничье гнездо на реке Горынь, обнеся его частоколом, совершал жестокие расправы над славянами, сжигая деревни и уводя русских девушек в плен. Именно за кровожадность его и прозвали Змеем. Было у этого варяга два сына – вот вам и три головы, иногда выглядывающие из-за частокола. Может, это и выдумка, но на реке Горыни, среди болот до сих пор есть остров, который называют Змеиное поселище[15].

Исследуя различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что, скорее всего, отчество Горыныч произошло от слова «гореть», а его способность к «изрыганию» огня относят к изобретению пороха китайцами, священным животным у которых является дракон. Татаро-монголы, позаимствовав секреты изготовления пороха, снарядов из него и метательных машин у китайцев, пришли войной на Русь. Славяне, ранее не видевшие такого, принимали огневые установки с летящими на них горящими снарядами за живого огромного и невиданного зверя, скорее всего, многоголового змея (Змий или Змей на Руси издавна был олицетворением зла). Позже монголы стали наполнять свои снаряды нефтью, которая, как известно, практически не впитывается в землю, а покрывает ее пленкой, губительной для всего живого. Разве эта версия не находит отражение на страницах народных сказок, где из отрубленных змеиных голов вытекает черная кровь, которую не хочет принимать земля русская?

А вот ученые-биологи отыскали в лесах жука-бомбардира, который выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов, причем состав ее близок к современному ракетному топливу. Любопытно, что в ископаемых черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым жуком-бомбардиром для выработки химического оружия. То есть можно предположить, что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими [17].

Так, может, Змей Горыныч – реальное существо, увиденное когда-то нашими предками?














Выводы по главе I

Много источников, которые объясняют происхождение этих отрицательных героев. Мы просмотрели некоторые из них.

Существует еще одна малоизвестная сказка «Про Кощея - богатыря», в которой первый русский богатырь (пока еще не Кощей) освободил невольников из вражеского плена, но князья предали его, и богатырь потерпел поражение на гороховом поле. Он схвачен в плен, закован в цепи и посажен в башню. Прошли годы, о богатыре давно не помнят не только друзья и враги, но и он сам стал называться Кощеем («пленником»), так как забыл своё имя. Наконец-то цепи проржавели и дали ему свободу. Выйдя из темницы, он подчинил себе армию врага и завоевал при помощи нее чужеземные города. А затем пошёл войной на Русь, чтобы отомстить за предательство. Выходит, это русские князья виноваты в том, что русский витязь превратился в Кощея Бессмертного.

А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии, предположив, что раз избушка плохо отапливается, пол в ней высоко поднят над землей, то жить в ней зимой невозможно, значит, наша Бабушка Яга прибыла из других мест потеплее, скорее всего, из Индии (кстати, торговые пути с Индией у России налажены были давно). Кроме этого, автор обращает внимание и на то, что в русской народной сказке к Бабе Яге чаще всего приходят за советом, и она, предварительно уважив гостя, никогда не отказывает

Исследуя различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что, скорее всего, отчество Горыныч произошло от слова «гореть», а его способность к «изрыганию» огня относят к изобретению пороха китайцами, священным животным у которых является дракон. Татаро-монголы, позаимствовав секреты изготовления пороха, снарядов из него и метательных машин у китайцев, пришли войной на Русь.





Глава II. Практическая часть


II .1 Образ Кощея Бессмертного в сказках


Я прочитала несколько сказок, где встречается Кощей Бессмертный. Во всех сказках Кощей Бессмертный – это обязательно злой персонаж.

выражается мир зла и насилия.

Из сказок известно, что его обычные занятия заключаются в том, что он летает по Руси, «ходит на войну», уезжает «на добычу» или на охоту, «шатается по вольному свету». В сказке Кощей всегда кого-нибудь похищает, разлучает детей с матерью или Ивана - Царевича с невестой, тем самым причиняя боль людям.  Практически всегда в бой с Кощеем Бессмертным вступает Иван – Царевич. И именно Иван – Царевич всегда выходит победителем. Сказаний про Кощея очень много, и во всех них он является абсолютным злом, и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня и так далее. В разных сказках Кощей умирает по-разному, но это не меняет смысла его гибели. Зло наказано. А если считать, что Кощей - олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки.

Таким образом, мое исследование показало, что Кощей причиняет людям только боль и страдание, а такой персонаж в сказке не может быть положительным героем (Приложение 4)

II .2. Какая она Баба Яга



Бабы-яги - Похитительница. Считается, что это один из самых распространенных образов Бабы-Яги. Однако мы смогли найти в сборнике «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева только две такие сказки. Так в сказке «Терешечка», где она предстает в образе ведьмы Чувилихи, Яга похищает мальчика: «Она его схватила да в куль, и помчала…» А в одной из самых известных сказок «Гуси-лебеди» она заставляет заниматься воровством детей своих домашних животных: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали».

Это уже старуха, близкая к смерти, а значит к загробному миру. Она уже мастер в колдовстве и магии, она может повелевать силами природы, животными, тварями лесными, и имеет над ними власть. И похищая (чтобы съесть) молодых людей, детей, она как бы приносит их себе же в жертву, чтобы еще хоть ненадолго продлить свое существование.

Есть еще одна сказка, в которой Баба-яга предстает в таком же виде. Это сказка"Баба-яга и Жихарь". Жихарь – это дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. Здесь он представлен в виде "младшего брата", который иногда не слушается старших и попадает в неприятности.

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба-Яга – костяная нога

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»

Баба-Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)

Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба-Яга – золотая нога .Отрицательный, так как билась с богатырями

Баба-Яга персонаж не отрицательный, впрочем, и не положительный.

1- Баба Яга- злая.

  • Она всем вредит.

  • Создает на пути трудности.

  • Похищает детей.

  • Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.У неё страшный вид.

Несмотря на все отрицательные качества, Баба-яга по-прежнему остается одним из самых любимых и популярных героев русских народных сказок, так как любой человек пытается найти крупицу прекрасного даже в самом безобразном существе.

II.3 В каких произведениях встречается Змей Горыныч
  • Народная былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

  • В повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» Змей Горыныч собирается жениться на усатой дочери Бабы Яги, грозится проглотить Ивана-Дурака за шашни с невестой, но под конец оказывается побеждён донским атаманом.

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Змей Горыныч использовался для опытов в НИИЧАВО.

  • В стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей Горыныч» Змею наскучила прежняя жизнь и он решил исправиться.

  • В стихотворении Николая Гумилёва «Змей» он является правителем Лагора, который, обернувшись Змеем, похищает девушек, чтобы унести их к себе во дворец.

  • В стихотворении Алексея Константиновича Толстого «Змей Тугарин» он также обладает свойствами оборотня и, оборотясь в певца, поёт на пиру у князя Владимира.

Многие храбрецы сказаний сталкивались с Горынычем, и многие искатели сокровищ пытались заполучить его богатства, но так никто и не заполучил сокровищ чудовища. Он не раз уносил в свои пещеры красивых дев русских, но всегда находились люди, которые освобождали красавиц из плена злодея. Например, похитив Забаву, племянницу князя Киевского, он своим поступком нарушает священный договор с богатырём, и уносит забаву в свои хоромы. Но из когтистых лап змея, Забаву освобождает храбрый Добрыня Никитич – Витязь русский. (Приложение 6)


Выводы по главе II



Прочитав русских сказок мы еще раз убедились, что герои которых мы выше охарактеризовали и вправду оказались отрицательными. Но конечно есть сказки в которых Баба Яга является положительной. Несмотря этому перед нашими глазами стоит страшная, беззубая старушка из леса. Они все когда-то были положительными и у них были прототипы























Заключение.



Русская народная сказка всегда учила тому, что, хотя добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает. Отрицательные герои, конечно, необходимы в сказке для того, чтобы нашелся кто-то, кто будет с ними сражаться. Вполне возможно, что у злодеев из русских народных сказок существовали положительные прототипы, и мы доказали это.

В ходе исследования по данной теме, мы решили ряд задач:

  • изучили дополнительную литературу и источники по данной теме;

  • провели исследование прообразов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

  • выяснили причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Все это позволило лучше понять происхождение сказочных злодеев, привлечь внимание к данной теме и сделать вывод о том, что для большинства читателей русских народных сказок образы Кощея Бессмертного, Бабы Яги и Змея Горыныча остаются отрицательными. С целью углубленного изучения образов сказочных героев хотелось бы в дальнейшем продолжить работу по изучению русских народных сказок.

Следовательно, гипотеза исследования о том, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы, подтвердилась.

Значит, цели и задачи, поставленные в работе, выполнены.

Данная исследовательская работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.









Список использованной литературы 


1. Родословная Кощея Бессмертного/http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html

2. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Астрель, 2010

3. В.Н.Демин. Когда Кощей был «кочегаром». - М.: Литература, 2003

4. А.Аливердиев. Баба-Яга. – Красногорск: Звездная дорога, 2000.

5. С. Казиник. Баба Яга – кто это?/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48286/

6. И.Мельник. Почему Баба Яга и Змей Горыныч превратились в отрицательных персонажей?/http://www.bolshoyvopros.ru/questions/103658-pochemu-baba-jaga-i-zmej-gorynych-prevratilis-v-otricatelnyh-personazhej.html

7. Семь фактов о Кощее Бессмертном/http://russian7.ru/2012/11/7-faktov-o-koshhee-bessmertnom/










































Понятийный аппарат





Коще́й Бессме́ртныйКащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий»[1]) — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — смерть Кощея»[2].

Ба́ба-яга́ (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск.jędza, babojędza; чеш. jezinkaJežibaba[4] «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. баба jега; словен. jaga baba, ježi baba)[5][6] — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье[1]. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя[7]. Помимо русских встречается в словацких[8] и чешских[9] сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских земляхКаринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.

Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В славянской мифологии встречается как змок (словацк. и чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор.цмок)[1]змий (в.-луж. zmij, укр. змій), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (белор. и болг. змей)[2].











ПРИЛОЖЕНИЕ



Приложение 1

Приложение 2













Приложение 3






Приложение 4

сказки

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Место проживания

Как выглядит

есть ли у Кощея друзья

Что сделал плохого

Что сделал хорошего

Иван-Быкович

Подземелье

Старик, длинные ресницы, густые брови, глаза закрывают

Нет

Заставил Ивана Быковича привезти ему Царицу Золотые кудри

Ничего

Кощей Бессмертный

Огромный дом

Сильный, его меч весит 500 пудов

Нет

Украл мать Ивана Царевича

Ничего

Марья – Моревна

Дом

Порвал двенадцать цепей, набрав силы из трех ведер воды

Нет

Украл у Ивана Царевича Марью - Моревну

Ничего

Царевна – лягушка

Палаты белокаменные

Обладает волшебной силой

Нет

Украл у Ивана Царевича Василису Премудрую

Ничего



Приложение 5











Приложение 6




























































































16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!